ГБУ АО "СЕВЕРОДВИНСКИЙ ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ УСТРОЙСТВУ "ОЛЕНЕНОК"
Конспект мероприятия по экологическому воспитанию
«Будь природе другом…» (экологическая игра).
Подготовила и провела:
Манухина Екатерина Геннадьевна
Воспитатель
1 квалификационная категория
Цель: обобщение знаний воспитанников по экологии.
Задачи:
- расширить кругозор детей в области экологии и охраны окружающей среды;
- формировать умение высказывать свое мнение, сравнивать, анализировать, делать выводы;
- развивать коммуникативные качества, способствовать повышению познавательного интереса учащихся к проблемам окружающей среды и охраны природы.
- способствовать формированию любви и бережного отношения к природе.
Форма организации - игра.
Методы и приемы: объяснение, беседа, вопросы.
Оборудование: 2 маркерные доски, маркеры, кружки черного, красного и синего цвета.
Ход занятия:
Вступительное слово воспитателя:
Закрой глаза, Представь себе,
Как будет страшно на Земле,
Когда не станет вдруг деревьев,
Исчезнут звери и леса,
И, выйдя в поле, не увидишь
Ни колоска, ни василька.
Пустая, голая Земля.
Как будет страшно, Ты представил?
А чтоб такому не бывать,
Давай же будем мы природу
Любить, жалеть и уважать.
(Я. Аким)
Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, какая тема сегодняшней игры? (Ответы детей)
Сегодня мы затронем очень важную тему: Планета «Земля» - прекрасная Родина человечества. Наш общий дом. Мы любим свою землю, но самое страшное, мы так и не научились разумному отношению к ее богатствам. И сегодня наша планета, миллионы лет безотказно кормившая нас и дарившая нам свои богатства, подает сигналы бедствия. Они обращены к каждому из нас.
Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Из покон веков считалось, что взять у природы как можно больше – вот главная задача. Очень жаль, что до сих пор живёт в людях понятие, что человек - это …? (дети помогают заполнить «Кластер»)
Человек
завоеватель
царь природы
покоритель
И т. д
потребитель
Нужно ли воевать с природой, покорять её? (Ответы детей)
Не все люди, которые осваивают те или иные природные ресурсы, умеют правильно экологически мыслить. Нередко сиюминутная выгода в глазах хозяйственников заслоняет не такие уж далёкие последствия.
От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды.
Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу.
Но невозможна любовь без знания?
Именно с этой целью мы проводим нашу встречу. В ходе сегодняшней игры на серьёзные темы мы вспомним основные экологические понятия, закрепим полученные экологические знания. А потом вы смело можете делать для себя открытия, общаясь с природой, подкреплять знания в конкретных естественных условиях.
Прошу участников игры разделиться на 2 команды, выбрать капитанов и занять игровые столы.
1 конкурс - «Ответь на вопрос».
Каждой команде, по порядку задаются вопросы. На обдумывание вопроса 15 секунд. За каждый правильный ответ даётся 10 баллов.
Вопросы:
Какое значение имеют насекомые?
(Способствуют опылению растений; служат пищей для животных; рыхлят почву, способствуют накоплению воды и воздуха в почве; являются переносчиками болезней).
Как отличить самца от самки у волнистых попугайчиков?
(По восковице: у самца она синяя, у самки - желтая).
Чем питается зимой жаба?
(Ничем. Жаба вынуждена сидеть на «диете», так как обычно в это время года она крепко спит)
Где находится ухо у кузнечика?
(На ноге)
Какую птицу называют «лесной кошкой»?
(Сову. За ее способность охотиться ночью)
Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами.
(Крапива)
Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год?
(Заяц, белка, лиса.)
Узнай растение: гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между
остроконечными листьями.
(Ландыш)
Какую пользу приносят синицы?
(Поедают жуков и личинок).
Какая лесная птица считается долгожительницей?
(Лесная ворона. Продолжительность жизни - 120 лет и более)
Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц.
(Стриж)
12. Как готовятся к зиме муравьи?
(Закрывают входы в муравейник и сами сбиваются в кучу).
2 конкурс - «Исправь ошибки»
К магнитной доске приглашаются капитаны, они записывают ответы и обосновывают их (участники команд могут помогать своим капитанам, но только в обосновании ответа). Задание: прочитав текст, найдите ошибки, которые дети допустили на прогулке и запишите их на доске. На работу с текстом дается 5 минут, за каждый правильный ответ с обоснованием присуждается 10 баллов.
Поездка в лес.
Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников.
«Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье.
В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав в руках тёплые голубоватые яйца, положили их на место в гнездо. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.
В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».
3 конкурс - «Экологический светофор»
Командам раздают кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается, ребята поднимают кружок нужного цвета.
За каждый правильно поднятый кружок команде дается 5 баллов.
Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу, и помогать детям соблюдать правила разумных взаимоотношений с природой.
Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!
Ребята наблюдают за муравьями. (синий)
Дети оставили костёр в лесу. (черный)
Ребята огородили муравейник. (синий)
Мальчики взяли в лес весной собаку. (черный)
Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (синий)
Ребята срезают грибы ножиком (красный)
Ученики очищают парк от мусора. (синий)
Ребята увидели гнездо в траве. (красный)
Ребята бросают мусор на дорогу. (черный)
Дети сильно шумят в лесу (черный)
Мальчик гуляет с собакой по газонам(черный)
Девочка рвёт цветы на клумбе (черный)
Ребята ходят в парке только по тропинкам. (синий)
Мальчик полез в кусты за мячом. (красный)
Ребята поймали снегиря и посадили в клетку(черный)
Дети вешают кормушку. (синий)
Дети ловят в пруду головастиков (черный)
Мальчики рассматривают жука. (красный)
Дети развешивают скворечники в парке. (синий)
Подростки моют мотоцикл в реке (черный)
Ученики высаживают возле школы деревья (синий)
Дети заготавливают в лесу берёзовый сок(черный)
Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве(черный)
Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю(черный)
Подростки бросают в бездомную собаку камнями(черный)
Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями на экологическую тему. (синий)
Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (черный)
Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему(синий)
Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (черный)
Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (красный)
4 конкурс - «Конкурс понятий»
(по типу игры «Крокодил»)
Приглашаются по одному частнику из команды, ему необходимо объяснить игрокам своей команды понятия, которые связаны с экологией, охраной природы или самой природой. Нельзя называть однокоренные слова.
За каждый правильный ответ - 10 баллов. На каждое слово для его угадывания дается 30секунд
1. Красная книга, лесник, хищник, река, шум, костер.
2. заповедник, браконьер, гнездо, лес, мусор, скворечник.
Рефлексия:
Подведем общий итог нашей игры.
Команда, набравшая большее количество баллов, награждается грамотой, ему присваивается звание - «Лучшие знатоки природы»
И я прошу вас всегда помнить, что природа - среда обитания человека, и чтобы не случилось общечеловеческой катастрофы, вы должны бережно и разумно обращаться с природой.
В заключении нашего мероприятия, мне бы хотелось прочитать вам отрывок из стихотворения:
И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».
Автор: Е. Шкловский
Так обращаются к нам животные, так обращаются к нам растения. Так обращается к нам сама природа.