СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по литературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект подготовлен для уроков литературного чтения в 1 классе. Тема: Согласные звуки [з], [з], буквы З, з.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературному чтению»

Дата: 06.12.21 Леоновой Юлии 2 «А»

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте).

Класс: 1.

Тема: Согласные звуки [з], [з], буквы З, з.

Тип урока: комбинированный.

Цель: знакомство обучающихся со звуками [з], [з’] и буквой которой они обозначаются.

Задачи урока:

  1. познакомить с новыми согласными звуками и буквами, формировать навыки сознательного, правильного, плавного, выразительного чтения;

  2. развивать фонематический слух, внимание, мышление, память, наблюдательность, совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать устную речь, обогащать словарный запас учащихся, формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  3. развивать у обучающихся личностные качества, воспитывать вдумчивое и бережное отношение к окружающему миру, прививать навыки аккуратности в работе.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  • способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

  • начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности;

Познавательные:

  • умение осознанно читать, строить речевые высказывания;

  • умение осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в устной форме;

  • начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза на доступном материале;

Коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: В.Г. Горецкий. «Азбука». М.: «Просвещение», 2014 г.; проектор, мультимедийный экран; электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого «Азбука».

Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические; чтение по «цепочке», моделирование схемы слова, приём самооценки, взаимопроверки, дидактическая игра.

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

1. Приветствие

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок Литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Юлия Ивановна.

2. Дыхательная гимнастика

- Ребята, закройте глаза… Представьте, что у вас в руках зажженная свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Еще раз вдохните и резко одним выходом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы! Откройте глаза и тихо займите свои места.

- Подумайте, что пригодится нам для успешной работы на уроке? (Хорошее настроение, желание учиться…)

3. Актуализация опорных знаний

1) Работа с учебником:

Откройте «Азбуку» на странице 88 и прочитайте текст «Кто кем станет?» «по цепочке».

- Посмотрите на рисунок и скажите, кем станет Максим? Сева? Роман?

2) - А кем хочешь стать ты? (Рассказы детей о том, кем они хотят стать и почему.)

4. Проблемная ситуация и сообщение темы и задач урока

Ребята, чтобы начать работу на уроке, нам необходимо определить его тему. Для этого отгадайте загадки:

Что за лошадка в полосатой тельняшке? (Зебра.)

Показ слайда с изображением зебры.

- Какой первый звук вы слышите в этом слове? (Звук [з’].)

- Послушайте вторую загадку:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц.)

- Какой первый звук вы слышите в этом слове? (Звук [з].)

- Давайте же определим, с какой буквой мы сегодня познакомимся (С буквой "з".).

- Верно, ребята сегодня мы будем изучать букву "з" и звуки [з] и [з`].

- Давайте с помощью вспомогательных слов сформулируем задачи, которые поставим на урок.

1) Узнать… (как обозначают звуки [з][з`])

2) Научиться… (различать букву "з" из других букв)

II. Поисковый этап.

1. Выделение слова для слого-звукового анализа

Показ слайда с изображением зайца и зебры.

Ребята, посмотрите на слайд презентации и скажите, каких животных вы видите? Чем эти слова похожи? А чем они отличаются?

2. Слого-звуковой анализ слова

Что изображено на картинке слева? Давайте произнесем хором. Какие звуки мы слышим? Разделите это слово на слоги. (За-яц) Сколько слогов в этом слове? (Два слога.) Произнесите первый слог. (За-а-а) За-а – это… (Слог-слияние).

Что изображено на картинке справа? Давайте произнесем хором. А какие звуки мы слышим в этом слове? Какой звук новый? А какую букву он обозначает? (провести слого- звуковой анализ, ребята должны догадаться, что звук гласный)

3. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём.

(Ходьба на месте)

4. Артикуляция выделенного звука

Давайте попробуем вместе сказать звук [з]. Для этого нужно сделать следующие действия:

- зубы в улыбке;

- губы сближены;

- кончик языка упирается в нижние зубы;

- воздушная струя холодная, направлена посередине языка;

- звук «З» произносится с голосом – звонкий.

Давайте вместе протянем звук [з].

5. Характеристика выделенного звука

- Произнесите ещё раз звуки [з], [з’] и понаблюдайте положение языка, губ, зубов.

- Можно ли их спеть? (Нет.)

- Легко ли проходит воздух? (Нет. Звуки задерживает язык и зубы. Воздух проходит между зубов.)

- Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается? (Согласные.)

- Сравните звуки [з], [з’]. (Звук [з] – твёрдый, звук [з’] – мягкий.)

- Произнесём их ещё раз. Как мы их произносим: с голосом или без голоса? (С голосом.)

- Как называются согласные звуки, при произношении которых участвует голос? (Звонкими.)

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод:

- Что вы узнали о новых звуках? (Звук [з] – согласный, твёрдый, звонкий. Звук [з’] – согласный, мягкий, звонкий.)

6. Упражнение в слышании звука

Ребята, сейчас мы поупражняемся в слышании звука. Я проведу небольшую игру под названием «Узнайте звук».

Хлопните в ладоши, если услышите звуки [з], [з’] в словах, которые я вам сейчас озвучу: забор, весна, азбука, сыр, зима, роса, зной, зонтик.

7. Обозначение звуков буквой

Ребята, как вы думаете, обозначаются ли звуки [з][з`] буквой?

- Звуки [з], [з’] обозначаются буквами З, з.

- Рассмотрите ленту букв и подумайте, где стоят буквы, обозначающие согласные звуки [з] и [з’]. (На синем фоне, в верхнем ряду.)

- Почему две буквы З, з? (Одна большая, а другая маленькая.)

- Когда мы будем использовать заглавную букву? (При написании начала предложения и имён собственных.)

Показ слайда с написанием печатных букв.

8. Запоминание буквы

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

(С. Маршак)


3 не просто завитушка,

3 — пружинка, крендель, стружка. (В. Степанов)

III. Практический этап.

1. Физкультминутка

- Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз.

- Голову держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз.

- Глазами начертите круг, треугольник, квадрат.

- Закройте глаза.

- А теперь открываем глаза и продолжаем работу.

2. Чтение текстов. Анализ слогов со звуками [з], [з`]

Давайте рассмотрим текст «В зоопарке» на с. 91. Дети, которые умеют читать, прочтите текст и найдите в нем буквы "з". Дети, что не умеют читать, просто найдите буквы "з" в тексте. В каком слове есть буква "з"? произнесите слог. Какой согласный звук мы слышим (проанализировать еще несколько слогов)? Какой вывод мы можем сделать?

3. Рассматривание сюжетных картинок, беседа о них

Ребята, откройте учебник на странице 90. Рассмотрите рисунок. Куда пришли дети? (В зоопарк.)

- Каких животных увидели они в зоопарке? (Слона, льва, бегемота, пони.)

- Как вы думаете, понравилось ли детям в зоопарке? (Детям в зоопарке понравилось.)

А теперь посмотрите внимательно на картинки и скажите в каких словах есть звуки [з] и [з`].

4. Воспитательная беседа. Составление рассказа по картинкам

Мысленно составьте рассказ по этим картинам (спросить двух-трех детей). Какой вывод вы можете сделать?

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Подведение итогов

- Вот наш урок подходит к концу. Какая была тема нашего урока? Вы помните задачи, поставленные вначале урока? Все ли из них мы выполнили?

С какой буквой и звуками мы с вами познакомились? Эти звуки гласные или согласные?

2. Рефлексия

Ребята, оцените свою работу на уроке. Изобразите в тетради горку, покажите своё место на ней, а я сразу пойму, как каждый из вас себя чувствует на уроке.

3. Домашнее задание

Дома обязательно расскажите родителям о звуках [з][з`] и букве "з" и придумайте 5 слов, где есть звук [з] или [з`].

4. Прощание

Встаем. Урок окончен. Все молодцы! До свидания.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!