СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе»











КОНСПЕКТ

НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе

«Тула – родина моя!»


















Провела: воспитатель


Кузьминова Марина Евгеньевна








2023


Образовательная область (приоритетная): Познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности:познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная.

Программное содержание:

Цель:формирование у дошкольников нравственных и патриотических качеств личности через ознакомление с культурой и историей родного края.

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с историей появления оружейного, самоварного дела, традицией чаепития, изготовлением тульских пряников, созданием тульской гармони;

2. Продолжать учить строить простые и сложные предложения, учиться высказывать свои мысли на основе наблюдений, воспоминаний;

Развивающие задачи:

1. Совершенствовать фразовую речь;

2.Приобщить детей к русской народной культуре, расширить общий кругозор ребёнка;

3. Развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей интерес к истории своего народа;

2.Учить детей чтить и уважать традиции своего народа;

3.Воспитывать любовь к Родине, к городу, в котором они живут.

Предварительная подготовка:беседы, рассказы по теме, рассматривание иллюстраций самоваров, оружия, рассматривание открыток с изображением г. Тулы, заучивание стихотворений, частушек о Туле.

Словарная работа:

Пособия и материалы:Одноразовые прозрачные стаканчики,одноразовые тарелки, одноразовые трубочки, одноразовые ложки, соль, сахарный песок, акварельные краски, кисточки, салфетки, пахучий раствор.

Планируемые результаты:

№ п/п

Этапы НОД/ обеспечение

Ход НОД:

Технологии, методы, формы работы

Психолого-педагогические условия


1.


Мотивационный этап

Здравствуйте, ребята! Мы живем с вами на богатейшей Тульской земле. Наш Тульский край богат народными умельцами и промыслами.

Реб. 1:

Есть город в России

С рабочими чудо-руками,

С чуть хитрой улыбкой,

С открытой и доброй душой!

Недаром Отчизна

Гордится его мастерами

Всегда он – в работе,

Всегда он – в заботе большой…



Воспитатель вызывает ребенка прочитать стих про Тулу





2.

Ориентировочный этап

-А сейчас давайте отправимся на небольшую экскурсию?Как вы думаете на чем можно отправится на экскурсию?(ответы детей)

-Для начала давайте вспомним все, что мы знаем о нашем городе.

-Кто скажет мне, как называется город, в котором мы живем?

Дети: Город Тула.

-Как можно назвать людей, которые живут в городе Туле?

Дети: Их можно назвать туляки.

-На берегу какой реки расположен наш город?

Дети: На берегу реки Упы.

-Чем славится наш город? Что вы можете сказать о нашем городе? Какой он?

Дети: Тульскими пряниками, самоварами, филимоновскими игрушками, а еще оружием, гармошками

Большой, красивый, любимый, родной, современный… (Наш город очень красивый. В нашем городе Туле много достопримечательностей. В нашем городе много парков, скверов, улиц, памятников и музеев).

-Вот как он выглядит на карте. А это Кремль, который можно увидеть сейчас. Что вы можете рассказать о нем?Вот так создавался наш город.

-Наш город очень знаменит. О нем знают не только в России, но и далеко за её пределами, нам есть чем гордиться.


Реб.2:

Когда нависнут тучи с военною грозой,

Когда повеет гарью над отчею страной,

Когда враги, как волки ворвутся вдруг в нее,

Берет Россия в руки Тульское ружье.

Итак мы отправляемся на экскурсию

Динамическая пауза. 

Мы ногами — топ-топ,(топают ногами)

Мы руками — хлоп-хлоп.(хлопают руками)

Мы глазами — миг-миг.(моргают глазами)

Мы плечами — чик-чик.(поднимают плечи вверх-вниз)

Раз — сюда, два — туда,(шаг вправо,шаг влево)

Повернись вокруг себя.(поворот вокруг себя)

Раз — присели, два — привстали,(присесть,встать)

Руки кверху все подняли.(руки вверх)

Сели, встали, ,(присесть,встать)

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали(движения в соответсвии с текстом)

И подскоки делать стали,(подскоки на месте)

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!

(Звучит звук мотора автобуса)

Воспитатель предлагает детям отправиться на экскурсию.

Дети отвечают на вопросы воспитателя












Воспитатель показывает слайд с изображением Кремля




Воспитатель предлагает ребенку прочитать стих





Воспитатель вызывает ребенка и предлагает ему провести физминутку.




3.

Исполнительный этап

Первая наша остановка «Тульский пряник»

-Традиционно к чаю подавались Тульские пряники. Тульский пряник - визитная карточка Тулы. Пряники отличались разнообразием - лепные, печатные, обрядовые, силуэтные. Их дарили в знак чести, любви. Особые пряники делались в связи с каким-нибудь торжественным событием. Тульские пряники считались у наших предков дорогими подарками. Пряники, конечно, были излюбленным лакомством. Особенно их любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, с отдельными буквами. Тех, кто делал пряники, называли "прянишниками". Профессия эта передавалась по наследству. Недавно в Туле состоялось торжественное открытие памятника тульскому прянику. Ребята, расскажите, кто видел этот памятник?

-Предлагаю вам стать настоящими мастерами и слепить свои пряники, прежде чем приступить к работе разомнем наши руки


Реб.4:

Их в России всюду знают,

Их ведь в Туле выпекают,

Формы разной они бывают,

И глазурью все сверкают

Сладкие и мятные,

Очень ароматные.

Пальчиковая гимнастика(Варя)

Мы спросили нашу печь:

- Что сегодня нам испечь?

Печку мы спросили,

Тесто замесили.

Тесто скалкой раскатали,

Раскатали – не устали.

Начинили творогом

И назвали пирогом!

Ну-ка, печка,

Дай творожнику местечко!

(Дети садятся за столы и лепят пряники из соленого теста)

-Молодцы ребята, хорошие пряники слепили.

Нам пора отправляться на следующую остановку.

Остановка «Гармонь»

- Ребята, появление этого музыкального инструмента у нас не случайно. Как вы думаете почему? (ответы детей)

- Верно, гармонь – еще один символ нашего города. За свою двухвековую историю долговечные и звучные тульские гармони стали одним из символов России, получив заслуженное признание во всем мире.

Кто из вас знает, что такое гармонь? Конечно, это музыкальный инструмент. Сейчас у людей много разных развлечений: мы смотрим ТВ, ходим на концерты, в кинотеатры, а в давние времена у людей были другие развлечения. Люди играли на гармошке, плясали народные танцы и пели частушки. Гармошка пришла к нам из-за границы. Но первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские мастера.




Реб. 5:

Я купил себе гармонь
У неё меха огонь!
Заиграю там и тут
Вмиг улыбки расцветут!
Собирайся в круг
народ
Под рукой гармонь поет!

Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай музыкальный инструмент»

-Молодцы, справились .Отправляемся на следующую остановку .

Остановка называется «Оружейная»

(Звучит гимн Тулы,дети исполняет 1 куплет и припев)

-Как вы думаете чем еще славится Тула? (Ответы детей)

Верно, Тула славится своими оружейными мастерами. История тульского оружейного дела уходит в те времена, когда при защите российских рубежей от набегов кочевников, жителям Тулы не хватало оружия. Оно изготавливалось в Москве, а доставлять его было делом долгим и хлопотным. Поэтому, указом Петра I, было решено основать оружейное дело непосредственно в Туле. В Заречье был построен деревянный оружейный двор. Сегодня Тульский оружейный завод - старейшее предприятие российской оборонной отрасли. И продолжает работу. Вот как уже давно производят на Тульском заводе знаменитое на весь мир оружие. Не зря говорят: «Тула – щит России». У кого из вас родители работают на этом заводе?


С тех самых пор как тульские оружейники стали изготавливать пушки, ружья, сабли, пистолеты и т. п.  – появился и музей оружия. Недавно он переехал в новое здание в Заречье.

Расскажите, ребята, пожалуйста, кто был в музее оружия и что там видел? (Ответы детей).

-Давайте вспомним, чем еще знаменит наш город.

Реб.3:

Самовар раздула Тула,

Тула – Родина моя,

Белой скатертью взмахнула

От Заречья до Кремля!

Отправляемся на конечную остановку «Самоварная»

-Самовар и Тула неразделимы. Это символ нашего города. В Туле первый самовар изготовили братья Иван и Назар Лисицыны. Самовары славились разнообразием форм и отделок. Сколько радости они доставляли людям! Церемония чаепития особая. Усевшись вокруг самовара, накладывали варенье, наливали в чашки чай, а затем переливали его в блюдце, чтобы остывал быстрее. Из блюдца и пили ароматный напиток.

Как вы думаете, для чего нужен самовар? (кипятить воду и пить чай). Самовар предназначен для разогрева воды. С помощью небольших щепочек, угольков его растапливали, вода быстро закипала и долго оставалась горячей.

А в наше время люди пользуются самоварами? В наше время нет необходимости разогревать воду с помощью дров, в домах есть газ и электричество. Поэтому самовары делают электрические или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). А такой самовар, который разжигали лучинками или угольками можно встретить в Тульском самоварном музее. Но «самоварной столицей» стала Тула. Каких только самоваров у нас не делают! Во всём мире самовар является одним из символов России – символом русского гостеприимства.

Предлагаю вам поиграть вД/И «Собери картинку»

Перед вам лежат части одной картинки, вам нужно собрать целую.

Воспитатель рассказывает детям о Тульских пряниках, показывает слайды с изображениями:

пряники ,формы для пряникиков, Музей «Тульского пряника»,памятник «Тульский пряник»






Воспитатель предлагает рассказать о памятнике «Тульский пряник»



Воспитатель предлагет детям испечь пряники

Ребенок читает стих про пряник







Воспитатель вызывает ребенка, который будет проводить пальчиковую гимнастику.











Воспитатель показывает слайд с изображением гармони и задает детям вопросы
















Ребенок читает стих про гармонь







Воспитатель включает звуки инструментов, дети должны правильно назвать их.

Воспитатель показывает слайды с изображениями: оружейный завод, «Музей оружия»

Дети поют 1 куплет и припев гимна Тулы


















Ребенок читает стих про самовар





Воспитатель показывает слайды с изображениями: самовар, Музей «Тульские самовары»



















Воспитатель предлагает по игра в д/и «Собери картинку»


4.

Рефлективный этап


- С какими предметами Тульских мастеров мы сегодня познакомились?

Дети: самовар, тульский пряник, гармонь, , оружейное дело

- В каком городе производят самые известные самовары?

Дети: в Туле

- Как можно в современной жизни использовать самовар?

Дети: сувенир, самовары бывают электрические

-  Где можно познакомиться с историей самоваров, гармошки, пряников?

Дети: в музее

 - Мы, Туляки, что должны делать, чтобы наш город – мастеров развивался? (мы должны прославлять его, гордиться, трудиться, охранять, заботиться).

Вот и подошла к концу наша экскурсия.! Пусть наш город всегда будет молодым, красивым и любимым!

Славится Тула самоварами. А там, где самовары на столах - там и вкусный пряник. Вот и стол к чаю готов, и самовар пыхтит, и запах пряников манит. А сейчас, я хочу предложить чаепитие с пряниками, которые вы испекли, и угостить гостей .


Воспитатель подводит итоги занятия










Воспитатель предлагает детям принять участие в чаепитии с пряниками которые они испекли








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!