2. | Ориентировочный этап | -А сейчас давайте отправимся на небольшую экскурсию?Как вы думаете на чем можно отправится на экскурсию?(ответы детей) -Для начала давайте вспомним все, что мы знаем о нашем городе. -Кто скажет мне, как называется город, в котором мы живем? Дети: Город Тула. -Как можно назвать людей, которые живут в городе Туле? Дети: Их можно назвать туляки. -На берегу какой реки расположен наш город? Дети: На берегу реки Упы. -Чем славится наш город? Что вы можете сказать о нашем городе? Какой он? Дети: Тульскими пряниками, самоварами, филимоновскими игрушками, а еще оружием, гармошками Большой, красивый, любимый, родной, современный… (Наш город очень красивый. В нашем городе Туле много достопримечательностей. В нашем городе много парков, скверов, улиц, памятников и музеев). -Вот как он выглядит на карте. А это Кремль, который можно увидеть сейчас. Что вы можете рассказать о нем?Вот так создавался наш город. -Наш город очень знаменит. О нем знают не только в России, но и далеко за её пределами, нам есть чем гордиться. Реб.2: Когда нависнут тучи с военною грозой, Когда повеет гарью над отчею страной, Когда враги, как волки ворвутся вдруг в нее, Берет Россия в руки Тульское ружье. Итак мы отправляемся на экскурсию Динамическая пауза. Мы ногами — топ-топ,(топают ногами) Мы руками — хлоп-хлоп.(хлопают руками) Мы глазами — миг-миг.(моргают глазами) Мы плечами — чик-чик.(поднимают плечи вверх-вниз) Раз — сюда, два — туда,(шаг вправо,шаг влево) Повернись вокруг себя.(поворот вокруг себя) Раз — присели, два — привстали,(присесть,встать) Руки кверху все подняли.(руки вверх) Сели, встали, ,(присесть,встать) Ванькой-встанькой словно стали. Руки к телу все прижали(движения в соответсвии с текстом) И подскоки делать стали,(подскоки на месте) Раз-два, раз-два, Заниматься нам пора! (Звучит звук мотора автобуса) | Воспитатель предлагает детям отправиться на экскурсию. Дети отвечают на вопросы воспитателя Воспитатель показывает слайд с изображением Кремля Воспитатель предлагает ребенку прочитать стих Воспитатель вызывает ребенка и предлагает ему провести физминутку. | |
3. | Исполнительный этап | Первая наша остановка «Тульский пряник» -Традиционно к чаю подавались Тульские пряники. Тульский пряник - визитная карточка Тулы. Пряники отличались разнообразием - лепные, печатные, обрядовые, силуэтные. Их дарили в знак чести, любви. Особые пряники делались в связи с каким-нибудь торжественным событием. Тульские пряники считались у наших предков дорогими подарками. Пряники, конечно, были излюбленным лакомством. Особенно их любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, с отдельными буквами. Тех, кто делал пряники, называли "прянишниками". Профессия эта передавалась по наследству. Недавно в Туле состоялось торжественное открытие памятника тульскому прянику. Ребята, расскажите, кто видел этот памятник? -Предлагаю вам стать настоящими мастерами и слепить свои пряники, прежде чем приступить к работе разомнем наши руки Реб.4: Их в России всюду знают, Их ведь в Туле выпекают, Формы разной они бывают, И глазурью все сверкают Сладкие и мятные, Очень ароматные. Пальчиковая гимнастика(Варя) Мы спросили нашу печь: - Что сегодня нам испечь? Печку мы спросили, Тесто замесили. Тесто скалкой раскатали, Раскатали – не устали. Начинили творогом И назвали пирогом! Ну-ка, печка, Дай творожнику местечко! (Дети садятся за столы и лепят пряники из соленого теста) -Молодцы ребята, хорошие пряники слепили. Нам пора отправляться на следующую остановку. Остановка «Гармонь» - Ребята, появление этого музыкального инструмента у нас не случайно. Как вы думаете почему? (ответы детей) - Верно, гармонь – еще один символ нашего города. За свою двухвековую историю долговечные и звучные тульские гармони стали одним из символов России, получив заслуженное признание во всем мире. Кто из вас знает, что такое гармонь? Конечно, это музыкальный инструмент. Сейчас у людей много разных развлечений: мы смотрим ТВ, ходим на концерты, в кинотеатры, а в давние времена у людей были другие развлечения. Люди играли на гармошке, плясали народные танцы и пели частушки. Гармошка пришла к нам из-за границы. Но первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские мастера. Реб. 5: Я купил себе гармонь У неё меха огонь! Заиграю там и тут Вмиг улыбки расцветут! Собирайся в круг народ Под рукой гармонь поет! Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай музыкальный инструмент» -Молодцы, справились .Отправляемся на следующую остановку . Остановка называется «Оружейная» (Звучит гимн Тулы,дети исполняет 1 куплет и припев) -Как вы думаете чем еще славится Тула? (Ответы детей) Верно, Тула славится своими оружейными мастерами. История тульского оружейного дела уходит в те времена, когда при защите российских рубежей от набегов кочевников, жителям Тулы не хватало оружия. Оно изготавливалось в Москве, а доставлять его было делом долгим и хлопотным. Поэтому, указом Петра I, было решено основать оружейное дело непосредственно в Туле. В Заречье был построен деревянный оружейный двор. Сегодня Тульский оружейный завод - старейшее предприятие российской оборонной отрасли. И продолжает работу. Вот как уже давно производят на Тульском заводе знаменитое на весь мир оружие. Не зря говорят: «Тула – щит России». У кого из вас родители работают на этом заводе? С тех самых пор как тульские оружейники стали изготавливать пушки, ружья, сабли, пистолеты и т. п. – появился и музей оружия. Недавно он переехал в новое здание в Заречье. Расскажите, ребята, пожалуйста, кто был в музее оружия и что там видел? (Ответы детей). -Давайте вспомним, чем еще знаменит наш город. Реб.3: Самовар раздула Тула, Тула – Родина моя, Белой скатертью взмахнула От Заречья до Кремля! Отправляемся на конечную остановку «Самоварная» -Самовар и Тула неразделимы. Это символ нашего города. В Туле первый самовар изготовили братья Иван и Назар Лисицыны. Самовары славились разнообразием форм и отделок. Сколько радости они доставляли людям! Церемония чаепития особая. Усевшись вокруг самовара, накладывали варенье, наливали в чашки чай, а затем переливали его в блюдце, чтобы остывал быстрее. Из блюдца и пили ароматный напиток. Как вы думаете, для чего нужен самовар? (кипятить воду и пить чай). Самовар предназначен для разогрева воды. С помощью небольших щепочек, угольков его растапливали, вода быстро закипала и долго оставалась горячей. А в наше время люди пользуются самоварами? В наше время нет необходимости разогревать воду с помощью дров, в домах есть газ и электричество. Поэтому самовары делают электрические или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). А такой самовар, который разжигали лучинками или угольками можно встретить в Тульском самоварном музее. Но «самоварной столицей» стала Тула. Каких только самоваров у нас не делают! Во всём мире самовар является одним из символов России – символом русского гостеприимства. Предлагаю вам поиграть вД/И «Собери картинку» Перед вам лежат части одной картинки, вам нужно собрать целую. | Воспитатель рассказывает детям о Тульских пряниках, показывает слайды с изображениями: пряники ,формы для пряникиков, Музей «Тульского пряника»,памятник «Тульский пряник» Воспитатель предлагает рассказать о памятнике «Тульский пряник» Воспитатель предлагет детям испечь пряники Ребенок читает стих про пряник Воспитатель вызывает ребенка, который будет проводить пальчиковую гимнастику. Воспитатель показывает слайд с изображением гармони и задает детям вопросы Ребенок читает стих про гармонь Воспитатель включает звуки инструментов, дети должны правильно назвать их. Воспитатель показывает слайды с изображениями: оружейный завод, «Музей оружия» Дети поют 1 куплет и припев гимна Тулы Ребенок читает стих про самовар Воспитатель показывает слайды с изображениями: самовар, Музей «Тульские самовары» Воспитатель предлагает по игра в д/и «Собери картинку» | |
4. | Рефлективный этап | - С какими предметами Тульских мастеров мы сегодня познакомились? Дети: самовар, тульский пряник, гармонь, , оружейное дело - В каком городе производят самые известные самовары? Дети: в Туле - Как можно в современной жизни использовать самовар? Дети: сувенир, самовары бывают электрические - Где можно познакомиться с историей самоваров, гармошки, пряников? Дети: в музее - Мы, Туляки, что должны делать, чтобы наш город – мастеров развивался? (мы должны прославлять его, гордиться, трудиться, охранять, заботиться). Вот и подошла к концу наша экскурсия.! Пусть наш город всегда будет молодым, красивым и любимым! Славится Тула самоварами. А там, где самовары на столах - там и вкусный пряник. Вот и стол к чаю готов, и самовар пыхтит, и запах пряников манит. А сейчас, я хочу предложить чаепитие с пряниками, которые вы испекли, и угостить гостей . | Воспитатель подводит итоги занятия Воспитатель предлагает детям принять участие в чаепитии с пряниками которые они испекли | |