СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по образовательной области "Подготовка к обучению грамоте" в старшей группе по теме "Мама"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программные задачи:

Формировать: представление о слоговом строении слова; умение вычленять звуки из слова, производить слогозвуковой анализ двухсложных слов (интонационное выделение звуков в слове, выделение ударного гласного звука в слове); определять словесное ударение и его место в структуре анализируемого слова.

Формировать умение: делить слово на слоги, определять их количество в слове; представление о способах выделения ударного слога в слове.

Формировать умение: определять последовательность звуков в слове; представление о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных звуках.

Развивать: фонематический слух; произносительную сторону речи; ориентировку в языковой действительности; способности к речевой деятельности; навык ориентировки на листе бумаги.

Воспитывать: звуковую культуру речи; интерес и внимание к слову; к языку и речи как явлениям действительности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по образовательной области "Подготовка к обучению грамоте" в старшей группе по теме "Мама"»


План-конспект по образовательной области «Подготовка к обучению грамоте»


Подготовила Филонович Анна Дмитриевна

Возрастная адресованность: Старшая группа (6-7 лет).

Тема: Звуковой анализ слова «Мама»

Программные задачи:

Формировать: представление о слоговом строении слова; умение вычленять звуки из слова, производить слогозвуковой анализ двухсложных слов (интонационное выделение звуков в слове, выделение ударного гласного звука в слове); определять словесное ударение и его место в структуре анализируемого слова.

Формировать умение: делить слово на слоги, определять их количество в слове; представление о способах выделения ударного слога в слове.

Формировать умение: определять последовательность звуков в слове; представление о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных звуках.

Развивать: фонематический слух; произносительную сторону речи; ориентировку в языковой действительности; способности к речевой деятельности; навык ориентировки на листе бумаги.

Воспитывать: звуковую культуру речи; интерес и внимание к слову; к языку и речи как явлениям действительности.

Демонстрационный материал: Полоска-схема с картинкой «мамы»; фишки: красного, синего, зелёного, чёрного цветов; материал для рефлексии (иллюстрация полянки).

Раздаточный материал: На каждого ребёнка: Полоски-схемы с картинками «мамы»; фишки: красного, синего, зелёного, чёрного цветов; материал для рефлексии (цветы: красного и жёлтого цвета).


Ход занятия:


Организационный момент:

В: Ребята соберите игрушки, сходите в туалет. И садитесь за свои стульчики.


Вводная часть:

В: Здравствуйте, ребята. Мы находимся с вами в волшебной стране звуков. Давайте с вами вспомним, что буквы мы читаем и пишем, а звуки?

Д: Звуки мы слышим и произносим.

(Воспитатель вешает на доску схему «Чем отличается звук от буквы»).

В: Верно, звуки бывают гласными и согласными. Каким цветом фишек мы обозначаем гласные звуки?

Д: Красным цветом фишек мы обозначаем гласные звуки.

В: А каким цветом фишек мы обозначаем согласные звуки?

Д: Синим цветом, если звук твёрдый. И зелёным, если звук мягкий.

В: Правильно, ребята. Из звуков состоят слова. Каждый день мы произносим много разных слов. Но у всех нас есть одно любимое слово.

Послушайте внимательно:

(Воспитатель рассказывает на память отрывок из стихотворения А. Барто «Все она»)

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит.

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

Д: Мамочка любимая, мама.

В: И я думаю что вы уже догадались, что самым главным и волшебным словом у нас сегодня будет, слово мама.


Основная часть:

В: Я думаю, что все вы помните необычные клеточки – это домики для наших звуков. И сегодня мы будем «расселять» в нашем домике звуки из слова «мама».

В: Из скольких звуков состоит слово [мммааамммааа]? (Воспитатель проводит указкой под каждой клеточкой последовательно в сочетании с проговариванием слова по звукам).

Д: Слово «мама» состоит из четырёх звуков.

В: Верно. И сейчас мы каждый звук заселим в свой домик. Послушайте внимательно: [МММааамммааа]

В: Какой первый звук в слове «мама»?

Д: Звук [М].

В: Правильно, звук [М] он гласный или согласный?

Д: Звук [М] согласный.

В: А какой фишкой: зелёной или синей мы его обозначим в нашем домике?

Д: Синей фишкой, потому что он твёрдый.

В: Верно, а почему звук [М] твёрдый?

Д: Ответы детей.

В: «Заселите» в первый домик фишку синего цвета.

В: Второй звук [мммАААмммааа], вы услышали? Какой звук второй?

Д: Звук [А] второй в слове «мама».

В: Правильно, а звук [А] согласный или гласный?

Д: Звук [А] гласный.

В: Тогда какой фишкой мы обозначим звук [А]?

Д: Красной фишкой мы обозначаем гласный звук.

В: Верно, «заселите» во второй домик фишку красного цвета.

В: Какой трейтий звук в слове [мммаааМММааа]? Вы услышали?

Д: Звук [М].

В: Правильно, звук [М] он гласный или согласный?

Д: Звук [М] согласный.

В: А какой фишкой: зелёной или синей мы его обозначим в нашем домике?

Д: Синей фишкой, потому что он твёрдый.

В: Верно, а почему звук [М] твёрдый?

Д: Ответы детей.

В: Верно, «заселите» в третий домик фишку синего цвета.

В: И какой четвёртый звук в слове [мммааамммААА]? Вы услышали?

Д: Звук [А] четвёртый в слове «мама».

В: Правильно, звук [А] он гласный или согласный?

Д: Звук [А] гласный.

В: А какой фишкой мы его обозначим в нашем домике?

Д: Красной фишкой, потому что он гласный.

В: Верно, «заселите» в четвёртый домик фишку красного цвета.

В: Сколько согласных в слове «мама»?

Д: 2 согласных звука в слове «мама».

В: Сколько гласных в слове «мама»?

Д: 2 гласных звука в слове «мама».

В: Давайте поделим слово «мама» на слоги. Подставьте ладонь к подбородку и проговаривайте вместе со мной слово «мама».

[Ма-ма] сколько слогов в слове «мама»?

Д: Два.

В: Правильно, в слове «мама» два слога. А как вы узнали, что в слове «мама» два слога?

Д: Ответы детей.

В: А как ещё можно узнать, сколько слогов в слове без подставления ладони к подбородку?

Д: Мы знаем, что: слогов столько, сколько гласных в слове.

В: Молодцы, верно. Ребята, а вы заметили, что слоги в слове «мама» одинаковые? [Ма-ма]. Послушайте, как я произнесу: [МАма], одинаково ли я их произнесла?

Д: Нет, первый слог был выделен, более громко сказан и т.д.

В: Верно, я первый слог [МА] произношу чуть протяжнее, как бы ударяя его. Этот слог называется – ударный. Его мы помечаем чёрной фишкой. «Заселите» чёрную фишку над вторым домиком, положите его сверху красной фишки.


Заключительная часть:

В: И так, какой фишкой мы помечаем ударный слог?

Д: Чёрной фишкой мы помечаем ударный слог.

В: Всё задания мы выполнили, «расселили» звуки по своим домикам, поиграли с ударным слогом.

Рефлексия:

В: Ребята у вас на столах лежат красные и жёлтые цветы, если вам понравились наше сегодняшнее занятие и вам было интересно, то возьмите цветок жёлтого цвета и посадите его на нашей полянке, если же вам не понравилось занятие, вам было не интересно и скучно, то возьмите цветок красного цвета.

- Дети «высаживают» на большом столе цветы на полянку. Воспитатель спрашивает детей, что им не понравилось или понравилось на занятии.

В: На этом наше занятие закончено. До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!