СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по окр.миру 4класс «Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для знакомства с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причинами их возникновения, ориентировочными реакциями и готовностью им противостоять; формировать  умения самостоятельно строить и применять новое знание; формировать навыки безопасного поведения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по окр.миру 4класс «Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг»»

«Когда дом становится опасным.

Огонь – друг и враг»

Тип урока:

Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

Цель: создать условия для знакомства с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причинами их возникновения, ориентировочными реакциями и готовностью им противостоять; формировать  умения самостоятельно строить и применять новое знание; формировать навыки безопасного поведения.

Учебные задачи:

  1. Создавать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для  получения новых знаний.

  2. Создавать условия для развития у умения структурировать  информацию. 

  3. Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи.

  4. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

  5. Выяснить, почему огонь называют и другом, и врагом.

  6. Узнать причины возникновения пожара.

  7. Запомнить правила поведения при пожаре.

  8. Узнать, как уберечь себя от ожогов и как пользоваться газовой плитой.

  9. Обучать контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


Планируемые результаты

Предметные

Ученик научится:

  • называть правила противопожарной безопасности и правила поведения при возникновении пожара;

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

  • конструировать в учебных и игровых ситуациях правила   безопасного поведения в среде обитания.

УУД:

Познавательные

  • Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

  • Давать определение понятиям;

  • Владеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

  • Выделять необходимый материал из текста, устного рассказа.

  • Делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.

Регулятивные

  • Осознавать границы собственных знаний и умений по теме « Когда дом становится опасным».

  • Формулировать тему,  удерживать цель и задачи учебной деятельности.

  • Уметь самостоятельно решать проблемные задачи.

  • Контролировать собственную деятельность по результатам выполнения задания.

Коммуникативные

  • Взаимодействовать (сотрудничать) при работе в паре, в группе.

  • Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

  • Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.

  • Соблюдать грамматические нормы речи.

  • Воспринимать целостную картину безопасных норм поведения, и их соблюдения.

Личностные

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

  • Проявлять готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование и учебно-дидактическое обеспечение:

- компьютер, мультимедийное оборудование;

- учебник «Окружающий мир» ч. 1;

- рабочая тетрадь №1;

- карточки с заданиями  для работы в парах и  группах;

- тест для самостоятельной работы;

- картинки с изображениями жизненных ситуаций.


















Ход урока

Орг.момент

Содержание урока

Метадические рекомендации

Актуализация опорных знаний.

– Прочитайте и объясните пословицы. 


-Всякий дом хозяином держится. 

-Горе тому, у кого непорядки в дому.


-Какая  общая тема объединяет эти пословицы?

- Вы догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Хотите узнать, какое горе может случиться с тем, у кого непорядки в дому?

(Ответы детей.)


СЛАЙД 1









Определение темы и постановка цели урока

По содержанию учебника прочитайте тему урока на странице 76. Посмотрите, к какому разделу относится этот урок.  С помощью стикера откройте нужную страницу.

 Кто может назвать тему урока?


Эта тема очень большая, поэтому мы познакомимся с ней в течение двух уроков. Сегодня мы будем работать на стр.76-81 (на доску). 


- Давайте вспомним  правила работы в группе.

  • Говори в полголоса. Не кричи!

  • Поделись своим мнением.

  • Дай возможность высказаться каждому товарищу в группе. Сотрудничай, уважай всех членов группы.

  • Выбери консультанта.

- Объединитесь в четвёрки.

Просмотрите тексты, рисунки и задания на этих страницах. Обсудите в группе и предположите, о чем мы будем говорить сегодня, чем будем заниматься на уроке?

Проверка: 

  1. Мы с группой посовещались и предположили, что мы будем сегодня на уроке узнавать причины возникновения пожара.

  2. Мы будем читать  текст «Огонь - друг и враг».

  3. Совершим путешествие в прошлое в рубрике «Этот удивительный мир…»

  4. Прочитаем, как уберечь себя от ожогов и как пользоваться газовой плитой.  и  др.


«Когда дом становится опасным».








Работа в группах (в четвёрках)










ответы детей по группам.

физминутка

Для глаз


Открытие нового знания









































































































физминутка










































- Давайте обратимся к учебнику. Что показывает этот условный значок? 


 - Прочитаем отрывок из стихотворения. Рассмотрим рисунки. Ответим на вопросы: «Какие причины возникновения пожара? Почему огонь может стать врагом?».



Причины пожара:  

  1. Не играй со спичками и зажигалками.

  2. Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы.

  3. Не суши белье над плитой.

  4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, бенгальские огни дома.

  5. Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

  6. Не разводи костер в лесу.

  7. Будь осторожен с газом.


- Почему говорят: «Огонь – друг и враг».


У.: - Как  вы  думаете,  почему  произошла  эта  история?  Давайте  разбираться.


Презентация «Огонь – друг и враг».              

                                 Огонь – друг человека                                Слайды  № 2-11

     Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он нужен повсюду: и в домах, и в школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Значит, огонь – друг человека.

Он: отапливает дома в холодное время года; помогает приготовить пищу; используется в производстве: при  плавке металлов, изготовлении стекла и стройматериалов, обжиге керамических изделий, в теплоэлектростанциях, при запуске ракет и многое другое. Огонь стал надёжным помощником людей.

                                Огонь – враг  человека                                Слайды № 12-19

     Сила у огня большая – пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли большие города, маленькие деревни, леса и всё живое.

Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждый час в огне погибает 1 человек, каждый третий погибший – ребёнок. 

У.: - Ребята, соблюдение правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а также сберечь здоровье и жизнь людей.

У.: - Давний друг человека – огонь  …   Откуда он произошёл, ваше мнение?


- Давайте совершим экскурсию в прошлое и узнаем. Какая рубрика нам поможет? Найдите в учебнике.


- Рубрика «Этот удивительный мир…».



Слайды 20-21


Составление правил поведения при пожаре.


           (стр.79; продолжение с 3-го абзаца)

Сначала мы дочитаем текст до конца, и узнаем первое правило:

1.Как нужно дышать, если кругом дым?


- Найдите в тексте выделенное слово. ( «удушье»)

- Как определить значение этого слова? (по словарю)

- Определите по толковому словарику, что оно значит (учебник стр.140).


Объяснение  слова «удушье» по словарю. 



- А теперь составим остальные правила поведения при пожаре.

Задание на стр. 78. Что показывает этот значок?


- Составьте правила поведения. Используйте опорные слова в «Подсказке» на стр. 79.


-Теперь мы сверим ваши ответы с учебником.   

Проверка:  

- Если в доме возник пожар, а взрослых нет, сразу убегай.

- Выводи из горящего дома малышей.

- Никогда не прячься в горящем доме.

- Не пытайся тушить пожар самостоятельно.

- Зови на помощь.

- Звони по телефону 01.


«Мозговая гимнастика» (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).

  1. «Качания головой». Упражнение стимулирует мыслительные процессы.

 - Встали,  поставили ноги на ширину плеч. Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох. Голову уроните вперед, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

  1. «Ленивые восьмёрки». Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.

 -  Вытянутой правой рукой нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки (три раза). Затем левой рукой, а потом обеими руками вместе (руки в замке).

  1. «Шапка для размышлений». Улучшает внимание, ясность восприятия и речь.

- «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки (три раза).


-Как уберечь себя от ожогов.

Как пользоваться газовой плитой.        

-Хочу объединить эти два пункта и выполнить задание по вариантам.


 I вариант: с.79-80      (на доску)

II вариант: с.80-81      (на доску)

 - Прочитайте текст и запомните правила поведения.

- Научите друг друга :  Как уберечь себя от ожогов.

 Как пользоваться газовой плитой.

Взаимопроверка в парах.

- А кто может научить меня? 

I вариант.  

  • Проходя мимо кухонной плиты, не зацепись рукой за ручку сковороды или кастрюли.

  • Не снимай крышки с кастрюль, в которой кипит вода.

  • Не переноси кастрюли с горячей жидкостью.

  • Прежде чем принять ванну, проверь локтем, не слишком ли она горячая.

  • Открывая кран с водой, начинай с холодной, а потом постепенно добавляй горячую.

II вариант.

  • Прежде чем зажечь плиту, закрой на кухне окно.

  • Сначала зажги спичку, а затем открой газовую горелку.

  • Не накрывай кастрюлю крышкой.

  • Пока плита включена, не отвлекайся ни на какие другие дела.

«Как действовать при ожогах».

- Я тоже хочу вас научить:

  • Если получил небольшой ожог, надо подставить обожженное место под струю ледяной воды. 

  • Если на месте ожога оказался пузырь, его нельзя прокалывать, чтобы не занести инфекцию.

  • При обширных ожогах надо сохранить стерильность, обернуть больное место чистой тканью и доставить человека к врачу.

(Обсудим вместе).



(Чтение отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Пожар».)













Чтение текста в учебнике «Огонь – друг и враг» ( стр.77:  1, 2 абзац)

Сообщения  учащихся.






























(Ответы детей.)






( Чтение текста на стр.79)                                                       Чтение текста в учебнике «Огонь – друг и враг».



- Работа со словарём.











Формулировка  правил поведения при пожаре



Работа в парах



Чтение вывода на стр.81






































Самостоятельная работа по учебнику.






(Ответы детей по вариантам.)





















Дополнительная информация











Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.

- А теперь вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

-Как вы считаете, мы достигаем цели?

-Давайте проверим, как вы можете использовать свои знания, полученные на уроке.

Обведи буквы правильных ответов.

1.Если  в  доме  возник  пожар:

в)  останься дома и попытайся потушить пожар;

с)   не прячься в горящем доме и не пытайся тушить пожар. Срочно покинь   дом.

2.При  пожаре  звони:

не)   04;     же)   03;     ол)   02;      ог)   01.

3.Увидев  дым:

ром)  открой окна и проветри помещение;

нём)  немедленно покинь помещение.

4.Дыши  через:

ре)  сухую тряпку.

не)  мокрую тряпку;

5.Чтобы уберечь себя от ожогов, открывай  кран  с  водой : шу)  холодной, а затем добавляй горячую воду;

му)  горячей, а затем добавляй холодную воду.

6. Как пользоваться газовой плитой?  Сначала:

ти)  зажги спичку, а потом открой газовую горелку.

ба)  открой газовую горелку, а затем зажги спичку.

2.)Запиши буквы ответов в таблицу.  Прочитай.

1

2

3

4

5

6

С

ог

нём

не

шу

ти!

Самопроверка  тестов по образцу.                  

 








Работа над тестом.


























Слайды 22-23

Творческое использование сформированных умений и навыков.

Создание плаката «Огонь – друг и враг

У: - Как вы считаете, достаточно ли ваших знаний, чтобы создать плакат о правилах пожарной безопасности?


- Работать будем в группах, выполним интересное задание. 

  Консультанты, получите задания.

Желтые стикеры:

Выберите только те картинки, которые вы поместите в раздел  «Огонь - друг».

Красные стикеры:

Выберите только те картинки, которые вы поместите в раздел «Соблюдай правила пожарной безопасности».

Синие стикеры:

Составьте правила, которые вы поместите в раздел «Правила поведения при пожаре».

Зеленые стикеры:

Составьте из строчек стихотворение.

Выберите номер телефона, по которому будем звонить в пожарную службу.


». Работа в группах-шестёрках  (дифференцированные задания на листах).








(Выполнение работы: приклеивание картинок и полосок с предложениями на цветные листы.)

Итог урока.    Рефлексия деятельности.

У.: - Давайте подведем итог урока:

  • Как высчитаете, достигли мы цели урока?

  • Какие шаги мы делали для достижения поставленной цели?

  • Что вам было интересно?

  • Что вам было трудно?    

  • Считаете ли вы урок полезным? Почему?


- Ребята, ну а теперь скажите, кто был самым активным на уроке? Чья работа вам понравилась?

Самооценка.

  -Оцените свою работу на уроке на листе самооценки:

Лист самооценки

№ п/п

«Огонь – друг и враг»

Оцени себя

Знаю причины возникновения пожара.


Понял, почему говорят: «Огонь - друг и враг».


Запомнил правила поведения при пожаре.


Активно работал в паре.


Активно работал в группе.



(Ответы детей.)








 (Ответы детей.)


Домашнее задание. 

Учебник стр. 76-81 прочитать;

 тетрадь стр. 26, № 74;                                             нарисовать рисунки по теме урока.



                                                               




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!