Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ В.П. Каназина, В.Г. Горецкий. - 12-е издание - М. : Просвещение, 2020. - 143с., [2] л. ил.: ил. - Школа России.
Цель: сформировать представление об употреблении в словах буквы "мягкий знак" (ь)
-объяснять правило написания мягкого знака в словах.
Формировать у детей потребность в учебно-познавательной деятельности, потребность в изучении русского языка.
Оборудование: интерактивная доска.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания |
Мотивация к учебной деятельности. | Здравствуйте, ребята! Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постараюсь все понять И внимательно читать. Звуки с буквами пришли И порядок навели. Меня зовут Елена Эдуардовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь. | Встают, приветствуют учителя. Слушают. Присаживаются. | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Перед тем, как мы определим тему урока, давайте вспомним то, что вы изучали на прошлом занятии, возможно, сегодня эти знания вам пригодятся. Кто помнит какая была тема нашего прошлого урока? -совершенно верно. Учитель выводит на доску слова ель, крыльцо, пальто. -ребята, как думаете, что общего в этих словах? -совершенно верно. А вы знаете почему они здесь мягкие? | -твердые и мягкие согласные звуки. -во всех этих словах есть мягкие согласные. -да. Нет. | (слайд преззентации) |
Выявление места и причины затруднения. | -вижу ваши мнения разделились. Как вы думаете почему? -именно так. -общим, на самом деле, в этих словах является мягкий знак, который делает согласные мягкими. | -мы этого еще не проходили. | |
Построение проекта выхода из затруднения. | -кто теперь может мне сказать какая будет тема нашего урока? -правильно. -попробуйте поставить цель. -очень хорошо. Молодец. -для того, чтобы наш урок прошел успешно нам обязательно нужно составить план. Я его для вас подготовила, но, увы, все пункты перепутались. Помогите мне его восстановить. -молодцы. | -тема нашего урока мягкий знак. -научиться писать слова с мягким знаком и понимать его значение. Узнать, когда употребляется мягкий знак. Научиться писать слова с мягким знаком и объяснять его значение. Узнать как переносятся с одной строки на другую слова с мягким знаком. | (слайд презентации) 1. Научиться писать слова с мягким знаком и объяснять его значение. 2. Узнать, когда употребляется мягкий знак. |
Реализация построенного проекта | Давайте с вами потренируемся и выполним небольшое упражнение. Я называю слова и записываю их на доске, а вы вставляете в него ь так, чтобы поменялось лексическое значение и тоже вместе со мной пишите в тетради. Кон (этап игры) Банка (емкость) А теперь, сами запишите в тетрадь только новые, получившиеся слова. Угол – уголь, ел – ель, галка – галька. -Что изменилось в словах? Как звучат согласные перед мягким знаком? -Для чего же служит мягкий знак после согласных? -молодцы. Совершенно верно. У вас на партах листочки со словами. Прочитайте. На какие две группы можно разделить эти слова? Где пишется мягкий знак? - совершенно верно. -теперь запишите в тетрадь слова в два столбика. Учитель ходит по рядам, проверяет выполнение. -что такое? -какие вы внимательные. Тут и правда было лишнее слово. -все справились с заданием? -очень хорошо, молодцы. | - конь (животное). - банька (помещение старинное мыться) Записывают. Учащиеся, которые плохо видят/слышат сидят на первых партах, учитель следит за их деятельностью. - в словах появился мягкий знак. Согласные перед мягким знаком стали мягкими. -мягкий знак служит для смягчения, стоящего перед ним согласного. -эти слова можно разделить на две группы: мягкий знак в середине слова и на конце. деньки коньки пеньки окунь полька моль пень угольки якорь соль ученик поднимает руку - тут есть лишнее слово – весна. -да! -да. | Деньки, коньки, пеньки, окунь, полька, моль, пень, угольки, якорь, соль, весна |
Физкультминутка | На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! Повторяем упражненье, Делаем быстрей движенья. Раз –вперёд наклонимся. Два – назад прогнёмся. И наклоны в стороны Делать мы возьмёмся. Приседания опять Будем дружно выполнять. Раз, два, три, четыре, пять… Кто там начал отставать? На ходьбу мы перейдём, И урок наш вновь начнём. | Выполняют физкультминутку вместе с учителем. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Проверим ваши знания. (Мини-диктант 5 слов с мягким знаком в 1 слове мягкого знака нет) Одаренным учащимся предлагается написать больше слов (+ осень, перья, карась). Шмель, рябина, тетрадь, серьги, пальто. -теперь давайте проверим эти слова. Что пишется на конце этих слов? Почему? -молодцы. Всё верно. | Учащиеся записывают слова под диктовку. -шмель... на конце пишется мягкий знак, он обозначает мягкость согласного перед ним. -рябина. На конце А. Это слово здесь лишнее, потому что в остальных словах есть мягкий знак. Остальные слова проверяются по такому же принципу. | |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | -а теперь я хочу предложить вам выполнить одно интересное задание. У каждого слова с мягким знаком потерялся слог. Помогите словам их вернуть. Запишите правильные слова в тетрадь, а потом мы с вами проверим как вы справились с заданием. -давайте проверять. Посмотрите на доску и сравните со своими ответами. -поднимите руки у кого нет ошибок. -очень хорошо. Молодцы. -остальные не расстраивайтесь, у вас всё получится в будущем. -запомните, ребята, что когда нужно перенести или разделить на слоги слова с мягким знаком мягкий знак не переносится, а остается в первом слоге или же в том, который слева от него | Учащиеся начинают работать. Отстающие делают в своем темпе, могут сделать чуть меньше. Одаренные учащиеся могут придумать еще пару слов с мягким знаком и разбить их на слоги. Большинство учеников поднимают руки. | (слайд презентации) Крыль ки Киль цо Маль ник Уголь чик Школь ки (след. слайд презентации) Крыль-цо Киль-ки Маль-чик Уголь-ки Школь-ник |
Включение в систему знаний и повторение. | -итак, ребята. Наш урок постепенно подходит к концу. Сегодня мы дополнили наши знания о том, что мягкими согласные звуки могут быть не только благодаря некоторым гласным… каким? Верно. Но и благодаря... -молодцы. | - е, ё, ю, я, и -мягкому знаку. | |
| Давайте вспомним какая была тема урока? -а как вы считаете достигли ли вы цели? -Дополните предложения: --Я сегодня узнал… --Я сегодня научился… --У меня возникли затруднения… Учитель спрашивает еще нескольких учащихся. -спасибо за урок и за ваши замечательные ответы сегодня, ребята. Урок окончен. До свидания. | -мягкий знак. -да! -сегодня я узнал роль мягкого знака в словах. -я сегодня научился разделять на слоги слова с мягким знаком. -до свидания! | |