СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку "Мягкий знак (ь)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку "Мягкий знак (ь)"»

Мишкова Елена 2ш

Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ В.П. Каназина, В.Г. Горецкий. - 12-е издание - М. : Просвещение, 2020. - 143с., [2] л. ил.: ил. - Школа России.

Класс: 1

Тема: Мягкий знак (ь)

Цель: сформировать представление об употреблении в словах буквы "мягкий знак" (ь)

Задачи:

Образовательные:

Знать:

-когда употребляется в словах буква "мягкий знак" (ь)

-правила переноса слов с мягким знаком

-какую работу выполняет в словах мягкий знак

Уметь:

-объяснять правило написания мягкого знака в словах.

Развивающие:

- Развивать основные психические процессы (мышление, речь, память, внимание);

-Развивать коммуникативные умения, умения работать в группе;



Воспитательные:

Формировать у детей потребность в учебно-познавательной деятельности, потребность в изучении русского языка.

Оборудование: интерактивная доска.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята!

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять

И внимательно читать.

Звуки с буквами пришли

И порядок навели.

Меня зовут Елена Эдуардовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь.

Встают, приветствуют учителя.

Слушают.









Присаживаются.


Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Перед тем, как мы определим тему урока, давайте вспомним то, что вы изучали на прошлом занятии, возможно, сегодня эти знания вам пригодятся.

Кто помнит какая была тема нашего прошлого урока?

-совершенно верно.

Учитель выводит на доску слова ель, крыльцо, пальто.

-ребята, как думаете, что общего в этих словах?

-совершенно верно. А вы знаете почему они здесь мягкие?






-твердые и мягкие согласные звуки.




-во всех этих словах есть мягкие согласные.


-да. Нет.

(слайд преззентации)

Выявление места и причины затруднения.

-вижу ваши мнения разделились. Как вы думаете почему?

-именно так.

-общим, на самом деле, в этих словах является мягкий знак, который делает согласные мягкими.

-мы этого еще не проходили.


Построение проекта выхода из затруднения.

-кто теперь может мне сказать какая будет тема нашего урока?

-правильно.

-попробуйте поставить цель.

-очень хорошо. Молодец.

-для того, чтобы наш урок прошел успешно нам обязательно нужно составить план. Я его для вас подготовила, но, увы, все пункты перепутались. Помогите мне его восстановить.







-молодцы.

-тема нашего урока мягкий знак.


-научиться писать слова с мягким знаком и понимать его значение.




  1. Узнать, когда употребляется мягкий знак.

  2. Научиться писать слова с мягким знаком и объяснять его значение.

  3. Узнать как переносятся с одной строки на другую слова с мягким знаком.

(слайд презентации)








1. Научиться писать слова с мягким знаком и объяснять его значение.

2. Узнать, когда употребляется мягкий знак.

Реализация построенного проекта

Давайте с вами потренируемся и выполним небольшое упражнение. Я называю слова и записываю их на доске, а вы вставляете в него ь так, чтобы поменялось лексическое значение и тоже вместе со мной пишите в тетради.

Кон (этап игры)


Банка (емкость)


А теперь, сами запишите в

тетрадь только новые, получившиеся слова.


Угол – уголь, ел – ель, галка – галька.





-Что изменилось в словах? Как звучат согласные перед мягким знаком?


-Для чего же служит мягкий знак после согласных?


-молодцы. Совершенно верно.


У вас на партах листочки со словами. Прочитайте. На какие две группы можно разделить эти слова? Где пишется мягкий знак?


- совершенно верно.

-теперь запишите в тетрадь слова в два столбика.



Учитель ходит по рядам, проверяет выполнение.



-что такое?

-какие вы внимательные. Тут и правда было лишнее слово.

-все справились с заданием?

-очень хорошо, молодцы.

- конь (животное).

- банька (помещение старинное мыться)















Записывают.


Учащиеся, которые плохо видят/слышат сидят на первых партах, учитель следит за их деятельностью.

- в словах появился мягкий знак. Согласные перед мягким знаком стали мягкими.


-мягкий знак служит для смягчения, стоящего перед ним согласного.





-эти слова можно разделить на две группы: мягкий знак в середине слова и на конце.



деньки коньки

пеньки окунь

полька моль

пень угольки

якорь соль


ученик поднимает руку

- тут есть лишнее слово – весна.

-да!

-да.



































Деньки, коньки, пеньки, окунь, полька, моль, пень, угольки, якорь, соль, весна

Физкультминутка

На зарядку становись!


Вверх рука, другая вниз!


Повторяем упражненье,


Делаем быстрей движенья.


Раз –вперёд наклонимся.


Два – назад прогнёмся.


И наклоны в стороны


Делать мы возьмёмся.


Приседания опять


Будем дружно выполнять.


Раз, два, три, четыре, пять…


Кто там начал отставать?


На ходьбу мы перейдём,


И урок наш вновь начнём.

Выполняют физкультминутку вместе с учителем.


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Проверим ваши знания. (Мини-диктант 5 слов с мягким знаком в 1 слове мягкого знака нет)

Одаренным учащимся предлагается написать больше слов (+ осень, перья, карась).

Шмель, рябина, тетрадь, серьги, пальто.

-теперь давайте проверим эти слова. Что пишется на конце этих слов? Почему?



-молодцы. Всё верно.




Учащиеся записывают слова под диктовку.





-шмель... на конце пишется мягкий знак, он обозначает мягкость согласного перед ним.

-рябина. На конце А. Это слово здесь лишнее, потому что в остальных словах есть мягкий знак.

Остальные слова проверяются по такому же принципу.


Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

-а теперь я хочу предложить вам выполнить одно интересное задание. У каждого слова с мягким знаком потерялся слог. Помогите словам их вернуть. Запишите правильные слова в тетрадь, а потом мы с вами проверим как вы справились с заданием.


-давайте проверять. Посмотрите на доску и сравните со своими ответами.

-поднимите руки у кого нет ошибок.

-очень хорошо. Молодцы.

-остальные не расстраивайтесь, у вас всё получится в будущем.

-запомните, ребята, что когда нужно перенести или разделить на слоги слова с мягким знаком мягкий знак не переносится, а остается в первом слоге или же в том, который слева от него

Учащиеся начинают работать.

Отстающие делают в своем темпе, могут сделать чуть меньше.

Одаренные учащиеся могут придумать еще пару слов с мягким знаком и разбить их на слоги.





Большинство учеников поднимают руки.

(слайд презентации)

Крыль ки

Киль цо

Маль ник

Уголь чик

Школь ки



(след. слайд презентации)

Крыль-цо

Киль-ки

Маль-чик

Уголь-ки

Школь-ник

Включение в систему знаний и повторение.

-итак, ребята. Наш урок постепенно подходит к концу. Сегодня мы дополнили наши знания о том, что мягкими согласные звуки могут быть не только благодаря некоторым гласным… каким? Верно. Но и благодаря...

-молодцы.







- е, ё, ю, я, и

-мягкому знаку.



Давайте вспомним какая была тема урока?


-а как вы считаете достигли ли вы цели?


-Дополните предложения:

--Я сегодня узнал…

--Я сегодня научился…

--У меня возникли затруднения…

Учитель спрашивает еще нескольких учащихся.

-спасибо за урок и за ваши замечательные ответы сегодня, ребята. Урок окончен. До свидания.

-мягкий знак.



-да!




-сегодня я узнал роль мягкого знака в словах.

-я сегодня научился разделять на слоги слова с мягким знаком.




-до свидания!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!