Класс: 1 класс
УМК: «Школа России»
Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. – М., 2012
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель: Знакомство с понятием «насекомые».
Планируемые результаты:
Предметные: учить распознавать представителей животного мира; ответить на вопрос «кто относится к животным?»; сформировать у детей первоначальное представление о насекомых как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.
Метапредметные: учить считывать и понимать информацию из разных источников (фотографии, схемы, таблицы, диаграммы); пользоваться дополнительными источниками информации; наблюдать, анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции (умение работать в группе, принимать решение и обосновать его).
Оборудование: коллекция насекомых, учебник, рабочая тетрадь, рисунок Муравьишки.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка изученного на прошлом уроке
- На прошлом уроке мы говорили о разнообразии растений. Но несмотря на то, что растения так не похожи друг на друга, у них есть общее.
- Вспомним, что есть общее у растений? (У доски ученик отвечает по рисунку.)
Постановка темы и цели урока
Положили голову на ручки, закрыли глазки.
- Представьте, что сейчас лето. Светит солнышко. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. (Рисунок Муравьишки на доске) Здесь живут его друзья.
- Кто же они? (Пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы)
- Как одним словом мы можем их назвать? (Насекомые).
- О ком же мы сегодня будем говорить на уроке? ( О насекомых)
- Определите тему урока. (Открывается на доске тема урока – Кто такие насекомые?)
- Какую цель урока поставим? (Ответы детей)
Цель - Познакомимся и научимся отличать насекомых от других животных.
Изучение новой темы
Отгадайте загадку. О ком в ней говорится?
Над цветком порхает, пляшет,
Крылышком узорным машет.
(Бабочка – открывается рисунок на доске)
- Муравьишка торопился и рассыпал слова – подсказки из каких частей состоит бабочка?
- Кто сможет показать? (Выходят к доске и показывают)
- Работа по учебнику (стр.20) - Рассмотрим бабочку. Находим и проверяем друг друга (работа в парах) : голову, грудь, брюшко…
- Сколько крыльев у бабочки? (4)
- Сколько мы видим? (2) Почему?
ФИЗМИНУТКА
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У цветка остановилась,
Над цветочком закружилась.
2) - Кто прилетел к бабочке? (Стрекоза, божья коровка)
- У них тоже есть голова, грудь, брюшко…
- Посчитайте количество ног у каждого.
- Что заметили? Что общего у всех? (6 ног)
- Посчитайте кол-во ног у Муравьишки Вопросика (рисунок).
- Какой вывод мы можем сделать? (У насекомых 6 ног)
Прочитайте вывод Мудрой Черепахи на стр. 20 учебника
Учебник, стр. 21
-Каких насекомых вы видите. Докажите (6 ног)
Игра «Узнай насекомое» - работа в парах - жетоны
Дети отгадывают загадки и находят отгадки на стр.21 учебника, закрывают отгаданное насекомое жетонами. Проверяют друг друга.
Нос, как спица.
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
Кто его убьёт –
Свою кровь прольёт. (КОМАР)
Вверх ногами
Ходит – не страшится,
Упасть не боится. (МУХА)
Как пчела.
Она жалит и жужжит,
Как пчела.
И попадается в компот,
Как пчела.
Вот только мёду не даёт,
Как пчела. (ОСА)
Я отважный клоп - … (СОЛДАТИК)
4) Решение проблемной ситуации.
Носит фрак и ходит вскачь. (КУЗНЕЧИК)
Сядет – молчит. (ШМЕЛЬ)
- Почему кузнечик зелёный?
Кузнечику зеленая окраска помогает спрятаться от врагов. Ему трудно себя защищать, поэтому он прячется в зелени травы. (Раскрасить кузнечика)
-А почему шмель пёстрый?
Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пестрой окраской, он старается предупредить о том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может пустить в дело жало. (Работа в рабочей тетради. Стр. 22 № 1.)
ФИЗМИНУТКА С ЭМИТАЦИЕЙ ДВИЖЕНИЙ.
Звучит запись первого куплета песни «В траве сидел кузнечик», дети подпевают и танцуют под неё.
На нашей планете существует около 2 млн. видов насекомых
- Представьте, что насекомые исчезли. Что тогда?
. Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде. Одни насекомые приносят пользу (божьи коровки, пчёлы), другие – вред (комары, саранча). Но все насекомые важны и нужны в природе. Их нельзя убивать, потому что они живые, они – часть природы.
Закрепление.
1) По таблице (на доске) – Определите все ли животные, изображенные здесь – насекомые?
(В таблице: паук не относится к насекомым, у него 8 ног)
2) Работа по учебнику (стр. 21)
- Сколько туфелек принёс Муравьишка Бабочке? Почему?
- Откуда пошло такое название – «насекомое»? (От слова «насечки» на тельце).
6. Рефлексия.
- Итак, как отличить насекомое от других животных? (Ответы детей)
- Поднимите руку, кто узнал много нового для себя? Кому на уроке было интересно, спокойно, хорошо?
- Все работали хорошо. Молодцы! Урок окончен.
ФГБОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт»
Конспект предметного урока.
Тема: «Кто такие насекомые?»
Выполнила:
студентка группы 4.1.
психолого-педагогического
факультета
Старилова Ю.
Борисоглебск, 2013