1. Приветствие. 2. Эмоциональный настрой класса. Мотивация к работе, правильной посадке. -Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок русского языка. Садитесь за парты. Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы на уроке! -Сегодня у нас необычный урок, а урок- проект. -Вам знакомо это слово? -Что значит подготовить проект? -Подготовить проект- значит провести исследовательскую работу и сделать свои маленькие открытия. -Какие проекты вы уже создали? - Вот видите, сколько проектов вы уже создали. -Прочтите, что написано на слайде. (Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь) Слайд 1 -Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? -Сегодня наш проект будет называться «Скороговорки». Вам предстоит принять участие в составлении книги «Веселые скороговорки». Слайд 2 -Попробуйте сформулировать цель нашего проекта.( Создать книгу «Веселые скороговорки».) -Чтобы достигнуть цели, нужно решить ряд задач. Каких? -Ребята, сегодня на уроке нам предстоит собрать информацию о скороговорках; подобрать скороговорки; создать творческий продукт- оформить страничку книги «Веселые скороговорки»: написать скороговорку и сделать к ней рисунок. -Какие методы мы выберем для решения этих задач?( Поиск информации, анализ). Слайд 3 1. Выяснение значения слова «скороговорка». -Скороговорка- веселая школа. Вот так об этом написано у одного поэта: Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. -Что же такое скороговорка? -Это были ваши предположения. А как и где мы можем узнать научное определение этого жанра? -Ребята, я вам предлагаю побыть в роли библиографов. Давайте обратимся к словарям. -Первый этап нашей работы над проектом я обозначу вот этим символом- кружком с несколькими звездочками внутри. Объясните его значение. -Верно, вы будете работать в группах. (Ученики работают в группах, затем дежурные библиографы представляют свой ответ.) Читаем внимательно определения, чтобы после ответить на мои вопросы. -Итак, что нам говорят словари? -Что такое скороговорка, нам помогут узнать дежурные библиографы: 1-ый библиограф -Определение из Толкового словаря В. И. Даля: «Скороговорка- частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношенья». Слайд 4 2-ой библиограф Словарь русского языка под ред. А.П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981 «Скороговорка- шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произношение слов. Слайд 5 3-ий библиограф «Малый толковый словарь» (В. Лопатин, 1990).: «Скороговорка- специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь». Слайд 6 -Что говорится о скороговорке в учебнике на странице 108? -Оцените свою работу в группе: + Я узнал значение слова; √ Я не совсем разобрался со значением слова; - Я пока не могу сказать, что такое скороговорка. 2.Выяснение цели жанра. - Какая особенность скороговорки вам открылась? -Теперь мой вопрос: кто же автор скороговорок? -Да. Скороговорка- жанр устного народного творчества. -Ребята, как вы думаете, зачем люди придумали скороговорки? -А для чего людям нужно говорить быстро и чётко? -Чему помогают научиться скороговорки? -Когда в речи люди пользуются скороговорками? -Скороговорка придумана специально для обучения. Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и называли «чистоговорки». Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить звуки, слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку. Не установлено точное время появления скороговорок, но очевидно, что они возникли в глубокой древности. В наше время логопеды широко используют скороговорки для постановки звуков в речи детей. Но надо сказать, что сложные скороговорки- это отличная школа для взрослых. Люди, профессия которых связана с речью на публику- артисты, дикторы, лекторы,- используют скороговорки постоянно в качестве речевых упражнений. -Кто такой диктор? Из словаря Ожегова: Диктор- работник на радио или телевидении, читающий текст перед микрофоном. -Скороговорки помогают работать над дикцией. Из словаря Ожегова: Дикция- произношение, степень отчетливости в произношении слов и слогов в речи, пении. Слайд 7 3. Физкультминутка. 4 .Анализ скороговорок. -Скороговорки очень разнообразны. Давайте познакомимся с их видами и приведем примеры. Слайд 8 Скороговорки бывают Короткие: В один, Клим, клин колоти. Длинные: Петр Петрович, По прозванью Петров, Поймал птицу пигалицу; Понес по рынку, Просил полтинку, Подали пятак, Он и продал так. Рифмованные: Шли сорок мышей, Несли сорок грошей. Нерифмованные: Сыворотка из- под простокваши. С повторами: Шли три попа, Три Прокопья попа, Три Прокопьевича, Говорили про попа, Про Прокопья попа, Про Прокопьевича. Без повторов: По ремешку, По бревнышку Боком проведи кобылку. Сюжетные: Свинья тупорыла Весь двор перерыла, Вырыла полрыла, До норы не дорыла. Бессюжетные: Из-под кислого молока, Из-под простокваши. На одном звуке: Брат Аркадий зарезал буру корову На горах Араратских. ( Здесь в каждом слове звук «Р»). На сочетании звуков: Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа (Дифференциация звуков «Б» и «П») 5.Упражнение в чтении скороговорок. -А сейчас прочитаем скороговорки, которые есть у нас в учебнике на с. 108. Читаем медленно и по слогам, проговаривая все звуки. (с 108-109). -Какие звуки учит произносить каждая скороговорка? Мы читали скороговорки медленно, потому, что не так- то легко без предварительной работы правильно произнести скороговорку. Кто хочет диктором прослыть и гром оваций получить? Скажем мы скороговорку четко, ясно, быстро, громко. -Давайте составим план работы над скороговоркой.( На слайде пункты плана вперемешку). Слайд 9 1.Прочитай медленно, проговаривая звуки. 2.Какие звуки и слоги повторяются? 3.Поработай над дикцией. 4.Прочитай плавно. 5.Читай быстрее. -Сколько раз авторы предлагают нам читать скороговорки? - Как читаем первый раз? - Как нужно читать второй раз? - Каким должно быть третье чтение? -Попробуем прочитать первую скороговорку по этому алгоритму. Первый и второй раз читаем хором, а третий раз- у каждого свой. -Что значит тараторить? -Кого называют тараторкой? -Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта скороговорка? -В скольких словах встретились звуки [р], [р'] ? - Прочитайте скороговорки в учебнике, соблюдая правила. -Произнесите скороговорку своему соседу. -У кого получилось произнести без ошибок? -Кто готов произнести свою скороговорку вслух? -Оцените свои умения произносить скороговорку: + Я научился говорить скороговорки; √ У меня бывают ошибки; -Я пока не смог проговорить скороговорку. - Я вижу, многие наши одноклассники научились произносить скороговорки, поэтому мы можем перейти к следующему заданию. 6. Соотнеси картинку и скороговорку. -К каким скороговоркам даны рисунки на с. 108-109? -Скороговорки можно и рисовать. Отгадайте, какие это скороговорки? Я буду показывать вам картинки, а вы должны определить, к какой скороговорке она нарисована. Слайд 10 1.Валин валенок провалился в прогалинок. Слайд 11 2.Наш Полкан попал в капкан. Слайд 12 3.Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон. Слайд 13 4.В четверг четвертого числа В четыре с четвертью часа Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. Слайд 14 5.Съел молодец Тридцать три пирога с пирогом, Да все с творогом. -Ребята, создадим странички книги «Веселые скороговорки». Но есть одно условие: в скороговорках должны быть слова с каким- либо шипящим звуком. -Назовите шипящие звуки. Слайд 15 -К каждой скороговорке нужно сделать рисунок(раздаю листы белой бумаги, дети рисуют рисунок к выбранной скороговорке). -Ребята, ничего страшного, если у вас не очень хорошо получился рисунок, вы можете дома продолжить работу вместе с родителями над проектом. Слайд 16 -С чем мы сегодня познакомились на уроке? -Что вы теперь знаете о скороговорках? -Зачем люди придумали скороговорки? -Как научиться читать скороговорку? -Что научились делать? -Посмотрите на свои оценочные листы. Кто может сказать, что количество + больше, чем других знаков? Это значит, что вы успешные ученики. -Какую ещё работу со скороговорками можем делать в дальнейшем? -Для чего это нужно? -Завтра в начале урока я предлагаю устроить конкурс скороговорок. -Понравился ли вам урок- проект? Чем? На следующем уроке вы можете защитить свой проект. -Запишите домашнее задание: подобрать самую интересную скороговорку на конкурс к завтрашнему уроку, поработать над ней. | Приветствуют учителя Эмоционально настраиваются на урок Да Что-то исследовать и изготовить продукт «Сказочные странички» Читают информацию на слайде Высказывают предположения Формулируют цель проекта Пробуют сформулировать задачи проекта На основе слайда выбирают методы Слушают стихотворение Высказывания детей Спросить у взрослых, посмотреть в словаре, поискать в Интернете Работа в группе Работают в группах, ищут значение слова в словарях Три ученика, представители групп, зачитывают определения из словарей Читают определение в учебнике и отвечают на вопрос учителя Оценивают значками работу в группе Быстро говорить Народ Чтобы говорить быстро и чётко Чтобы речь была понятной и красивой Научиться говорить быстро и четко Слушают рассказ учителя Высказывания детей Выполняют движения за учителем Слушают рассказ учителя, знакомятся с видами и примерами скороговорок Открывают учебник и читают скороговорки Высказывания детей Знакомятся со способами чтения скороговорок 3 раза Медленно Чуть быстрее Быстрым, с четким проговариванием звуков Троекратно читают скороговорку Говорить быстро, неразборчиво Звуки [р], [р'] В 5 словах Самостоятельно читают скороговорки Работают в парах Читают скороговорки вслух Оценивают умения читать скороговорку Отвечают на вопрос учителя Называют скороговорки по рисункам на слайдах Ж, Ш, Щ, Ц Дети рисуют странички сборника Отвечают на вопросы учителя Продолжить работу дома, читать книги со скороговорками, учиться их правильно произносить, использовать в речевых разминках на уроке. Записывают домашнее задание |