Конспект коррекционно-развивающего занятие № 6 «Чувства полезные и вредные»
Класс: 5-8
Педагог-психолог: Ташкентбаева Е.А.
Дата:
Методы: словесные (рассказ, объяснение), сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения, концентрация (сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
Цель: расширение знаний обучающегося об эмоциональной сфере, особенностях переживания и проявления эмоций и чувств.
Задачи:
• Изучение и обсуждение понятия чувства
• информирование о видах и функциях эмоций, особенностях их проявления и переживания;
• создание условий для развития способности ребенка понимать эмоциональные состояния других людей и умения выразить свое состояние.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
Умение применять правила поведения в разных социальных ситуациях.
Умение воспринимать инструкцию к предложенному заданию.
Умение взаимодействовать со взрослым в разных социальных ситуациях
Коммуникативные:
Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик)
обращаться за помощью и принимать помощь.
Регулятивные:.
Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Умение принимать оценку деятельности, самостоятельно ее контролировать, в случае необходимости корректировать.
Познавательные:
Делать простые выводы, обобщать, сравнивать
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание).
Планируемые результаты:
-снижение уровня тревожности ребенка
-расширение спектра проявляемых переживаний, чувств, эмоций.
- установление доброжелательных отношений
Ход занятия.
Организационный момент
© Приветствие.
? Обсуждение. На прошлом уроке мы выяснили, что некоторые эмоции нам не нравятся. Но бывают ли абсолютно бесполезные чувства? Бывают ли чувства, не приносящие никакого вреда?
В качестве иллюстрации можно привести распространенные представления о филогенетическом значении страха, злости и др. В итоге получается, что чувства и эмоции являются самым быстрым источником информации о том, что происходит вокруг. В качестве иллюстрации можно процитировать «речь в защиту страха», составленную Г. Цукер- ман (1995). (Страх тоже полезен. Полезен тем, что останавливает нас от глупых, ненужных и опасных поступков. Представьте на минуту, что у человека пропал любой страх. Он не боится высоты, смерти, воды - ничего. В следствии он лезет на огромную высоту, откуда падает и разбивается насмерть. Или лезет в трансформаторную будку, на которой написано "опасно для жизни", и его убивает высокое напряжение. Страх призван защищать нас от нас самих. Главное, чтобы страх не перерос в фобию.)
В то же время, любое чувство может блокировать поступающую из внешнего мира информацию. Например, слишком сильная радость от полученной «пятерки» иногда не позволит заметить, что за ту же самую контрольную сосед получил «два».
Разминка «Найди плюсы и минусы».
- Я сейчас предложу тебе ситуацию, а твоя задача – постараться найти в ней плюсы и минусы.
Вы собирались поехать в гости к другу (подруге) и очень ждали этой встречи, но вдруг в последний момент все сорвалось.
Вы давно мечтали о новой компьютерной игре и наконец родители купили вам ее.
- Какие сложности были у тебя вас при выполнении этого упражнения?
- Удалось ли тебе посмотреть на ситуацию, которая тебя расстраивала, с положительной точки зрения и наоборот?
- Я хотела поделиться с тобой одним высказыванием, которое мне очень нравится. «Все и вся стоят на вашей стороне, если вы решите так смотреть на вещи» (Х.Корнелиус) (обсуждение высказывания)
Основная часть
!!! Упражнение «Польза и вред эмоций»
Ребенок получает карточку, на которой перечислены названия четырех эмоций. На основе этого задания нужно заполнить таблицу, приведенную в тетради.
В первом столбце таблицы нужно перечислить эти эмоции. Второй и третий столбцы недвусмысленно озаглавлены «польза эмоции» и «вред эмоции»
заполняя таблицу, необходимо подумать, что хорошего и что плохого связано с заданными им эмоциями. Желательно проиллюстрировать свои рассуждения примерами из жизни.
Эмоция | Ее польза | Ее вред |
Радость | Весело, приятно | Нельзя радоваться, когда другим не весело, а горько |
Злость | После нее отдыхаешь | Можно поссориться |
Печаль | Спокойно сидишь и размышляешь о жизни | Грустных не любят с ними общаться |
Стыд | Знаешь, чего нельзя делать | Неприятно, уши краснеют, всем видно |
В жизни – нельзя испытывать только положительные чувства, мы с тобой сейчас разобрали, что отрицательные( или те, которые принято так называть) тоже нам для чего-то нужны, сигнализируют нам о чем-то важном (страх, например). Представь себе, если бы мы еще раскрасили каждую эмоцию в свой цвет, то у нас бы получилась палитра жизни, ведь в жизни в природе не бывает только белого и черного, а рядом сосуществуют разные цвета и оттенки.
Реласкация
«Сядь в удобное положение. Закрой глаза и слушай мой голос. Дыши медленно и легко. Представь себе, что ты находишься в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое. Теплое солнце. Ты чувствуешь себя абсолютно спокойным и счастливым. Высоко в небе ты видишь птицу, парящую в воздухе. Это морской орел. Внимательно осмотри его оперение: какие гладкие и блестящие у него перышки. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Ты слышишь звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух. Теперь вообрази, что ты — птица. Представь, что это твои крылья медленно взмахивают вверх и вниз. Представь, что это ты медленно паришь, плывешь в воздухе и твои крылья распростерты в стороны. Твои крылья рассекают воздух, упираясь в его пллотные массы. Насладись свободой и прекрасным ощущением парения в небе. Ты чувствуешь себя свободно и прекрасно. Пронесите это ощущение через весь оставшийся день».
& Индивидуальная работа:
Один раз я досмеялся на биологии до «двойки», но только в дневник.
Леша К.
Меня напугала на улице собака, и теперь я их не глажу и лишай не подцеплю.
Подведение итогов.
- Что для тебя сегодня было самым важным, что ты положишь в свою копилочку опыта и как ты это сможешь использовать в жизни?