Этап актуализации и | Актуализировать знания учащихся о средствах художественной выразительности | Словесный (беседа) Практический (выполнение упражнения) | - Какой раздел мы с вами сейчас изучаем? (Поэтическая тетрадь) - Что такое поэзия? - Что такое стихотворение? Какие виды лирики существуют? (пейзажная, гражданская, любовная, философская) - Скажите, какие средства выразительности вы знаете? - Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. - Каждая группа получает карточку. На карточках написаны средства выразительности и определения. Соедините Средство выразительности с определением и придумайте один по одному примеру к каждому средству выразительности. Средство выразительности | Определение | Метафора | изображение одного предмета путём сравнения его с другим. | Олицетворение | это приём, с помощью которого один признак предмета переносится на другой предмет по какому-либо сходству. | Сравнение | определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. | Эпитет | изображение неживых предметов в виде живых существ. | - Выполним проверку. | Вспоминают средства художественной выразительности | Парная | Карточки | Взаимоконтроль | Эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ. | Р: фиксировать по ходу урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Этап фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии | Развивать умение формулировать тему и цель урока | Словесный (беседа) | - Прослушайте аудио запись и скажите, читали ли вы с вами это стихотворение. Отрывок из стихотворения И.С.Никитина «В синем небе плывут над полями…» - Автором этих строк является И.С.Никитин. Читали ли мы это стихотворение? - Как вы думаете, какая же будет темы урока? (Стихотворение И.С.Никитина «В синем небе плывут над полями…») - Какая будет цель? (Познакомиться со стихотворением И.С.Никитина «В синем небе плывут над полями…», и научиться выразительно его читать.) | Формулируют тему и цель урока | Фронтальная | Аудиозапись | Контроль учителя | Эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ. | П: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя. Р: формулировать учебную задачу урока коллективно. | Чувствовать красоту художественного слова. |
Этап реализации построенного проекта | Развивать умение анализировать произведение Развивать умение анализировать произведение Развивать умение анализировать произведение | Словесный (беседа) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Словесный (беседа, работа со словарем) Словесный (беседа) Словесный (беседа, работа со словарём) | ПЛАН - Прослушайте стихотворение полностью и скажите, какие чувства оно у вас вызывает. Аудиозапись. - К какой лирике относится это стихотворение? (пейзажная лирика) - Какие чувства у вас вызвало стихотворение? - Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал стихотворение? - Расскажите в парах друг другу, как вы думаете, о чём это стихотворение и, что вы представляли, когда слушали его. - Скажите, похожи ли ваши представления или представления вашего соседа на изображение на слайде? ПЛАН - Будем анализировать стихотворение по двум строкам. В синем небе плывут над полями Облака с золотыми краями; - Как вы думаете, какое время суток описывает автор? (вечер) - Какие слова помогают это понять? (В синем небе, золотыми краями) Какими средствами выразительности они являются? (эпитетами) Почему же у облаков золотые края? Чуть заметен над лесом туман, Тёплый вечер прозрачно-румян. - Вы были правы, автор описывает вечер. - Какие средства выразительности мы можем найти в этих стоках? (эпитет - вечер прозрачно-румян) - А вы знаете, почему возникает туман? То есть в этот вечер земля выла тёплой, а воздух прохладный. - Вы сказали, что вечер был прозрачно-румян. Как вы думаете, что это значит? Что ещё вы можете сказать о нём? Какой он был? (тёплый) А когда может быть тёплый вечер с туманом? (в конце лета) Вот уж веет прохладой ночною; Грезит колос над узкой межою; - Какие средства выразительности есть в этом отрывке? (олицетворение – грезит колос) Что значит «грезить»? Найдите в парах значение этого слова в толковом словаре. (Грезить - видеть сон, быть как бы во сне.) - Давайте найдём в словаре значения ещё нескольких слов: веет, межою. (Веять - дуть, обдавать дуновением, межа - граница земельных владений) Месяц огненным шаром встаёт, Красным заревом лес обдаёт. - Найдите в этих строках метафору. (огненным шаром) Почему именно так автор описывает месяц? Кротко звёзд золотое сиянье, В чистом поле покой и молчанье; - Какое сиянье у звёзд? (кроткое, золотое) А что значит слово «кротко»? Найдите его в словаре. (незлобивый, уступчивый, спокойный и покорный) А есть ли здесь средства выразительности? (эпитет – в чистом поле) - Можно ли по этим стокам сказать, как чувствует себя автор? Точно в храме, стою я в тиши И в восторге молюсь от души. - Что такое храм? Найдите в словаре (Здание для богослужения, церковь.) Для людей храм – это место поклонения, тишины, покоя и защиты. Всё это автор чувствует, находясь на свежем воздухе, близ родного леса. - О чём может молиться автор? - А от чего автор может испытывать восторг? - Мы с вами проанализировали стихотворение. О чём же оно? (о летнем вечере) - Что испытывал автор при его написании? (спокойствие, умиротворение и восторг) ПЛАН Физ.минутка (музыкальная) | Описывают свои эмоции в парах Находят в произведении средства выразительности Анализируют отрывок Находят в произведении средства выразительности Анализируют отрывок Находят в произведении средства выразительности Анализируют отрывок Находят в парах в словаре неизвестные слова Находят в произведении средства выразительности Анализируют отрывок Находят в произведении средства выразительности Анализируют отрывок Находят в парах в словаре неизвестные слова Находят в парах в словаре неизвестные слова Анализируют произведение Определяют чувства автора | Парная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Парная Фронтальная Фронтальная Парная Фронтальная | Аудиозапись Учебник Учебник Учебник Учебник Словарь Учебник Учебник Словарь Учебник Аудиозапись | Взаимоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя | Эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ. Находить в произведениях средства художественной выразительности. Находить в произведениях средства художественной выразительности. Находить в произведениях средства художественной выразительности. Находить в произведениях средства художественной выразительности. Находить в произведениях средства художественной выразительности. | Р: осмыслять коллективно составленный план работы на уроке. Р: осмыслять коллективно составленный план работы на уроке. П: находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения. К: владеть монологической и диалогической формами речи. П: находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения. К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Р: осмыслять коллективно составленный план работы на уроке. П: находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения; пользоваться словарями, справочниками. К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. П:находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения; пользоваться словарями, справочниками. К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Р: осмыслять коллективно составленный план работы на уроке. | Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. Чувствовать красоту художественного слова. Чувствовать красоту художественного слова. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей. |
Этап первичного закрепления с проговариванием | Научит выразительно читать произведение | | - Попытайтесь прочитать это стихотворение выразительно в полголоса. - Объединитесь в группы. Один человек в каждой группе будет экспертом, а остальные будут выразительно читать стихотворение. Задача эксперта – оценить чтение, определить, кто наиболее точно передал мысли и чувства. Может быть и так, что кто-то прочитал лучше одну часть стихотворения, кто-то – другую. - А сейчас вы будете читать стихотворение вслух с разной интонацией. (грусть, радость, разное логическое ударение.) | Выразительно читают произведение в группах Выразительно читают произведения с заданием учителя | Групповая Индивидуальная | | Взаимоконтроль Контроль учителя | Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра. | Р: читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.) К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |