1. Этап мотивации. | эмоционально-психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | словесный (беседа) | Очень я хочу учиться, Не лениться, а трудиться. Точно знаю – я смогу, И друзьям я помогу. — Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. Здравствуйте, меня зовут Алина Владимировна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Обратите внимание на слайд, давайте прочитаем девиз урока. Постараюсь все понять, буду грамотно писать. о чем девиз урока, как вы понимаете этот девиз? ( если хочешь быть грамотным человеком, нужно стараться понимать материал на уроке, а чтобы понять , нужно стараться)спрятаны в разных книгах.) В природе есть солнце. Оно светит. Всех любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет, но и даст уверенности в знаниях. | приветствуют учителя | фронтальная | | Контроль учителя | | К: слушать и понимать других | положительная мотивация к деятельности; осознание значения знаний |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии. | создать условия для повторения ранее изученного материала | словесный (беседа) | Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе. Обратите внимание на слайд. 1.Глагол обозначает: А) Предмет Б) Действие предмета 2.Глагол отвечает на вопросы: А) Что делать? Что сделать? Б) Какой? Какая? Какое? 3. Выберите глагол в единственном числе: А) гуляет Б) пишут В) читают 4.Найдите ошибку: А) что сделал? - читал Б) что сделал? - прочитал В) что сделал? - читаю 5. Выберите правильное употребление глагола: А) Саша надевает шапку Б) Оля надевает куклу В) Таня одевает куртку Откройте тетради, запишем дату, сегодня двадцать четвертое марта, классная работа. | устно отвечают на вопросы теста | индивидуальная | слайд с анимацией правильных ответов | контроль учителя | знать признаки части речи -глагол, определять множественное и и единственное число у глагола, правильно употреблять форму глагола, правильно употреблять в речи слова. | П: ориентироваться в изученном материалеК: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Р: принимают и сохраняют учебную задачу. | имеют мотивацию к учебной деятельности. |
3. Этап выявления места и причины затруднения | организовать осознание учащимися того, каких именно знаний им не хватает | Словесный, беседа | Орфографическая минутка запишите в тетради слова: Степная, поет, яблоко, стоять, ребята, бежать, мороз, не хочу, не молчу а теперь, читаем слова по цепочке, объясняем орфограмму. (Степная – степь, поет – пой, яблоко – словарное слово, стоять – стой, ребята – словарное слово, бежать – бег, мороз – словарное слово. - А как вы написали последние два слова? - У вас возникла трудность? - Какой частью речи является это слово? В чем трудность? Что такое не? Как нужно написать не с глаголами? Возникла проблема. | пишут под диктовку, затем по цепочке проговаривают орфограмму | индивидуальная | | самоконтроль | находить место орфограммы в слове на изученные правила | К: выражают свои мыслей с достаточной полнотой; уметь слушать и вступать в диалог. | ориентация на анализ соответствия результата требованиям |
4. Этап построения выхода из затруднения | организация устранения затруднений | Словесный. Беседа. | - Предположите тему нашего урока (Правописание не с глаголом) - Какие цели поставим? - (Научиться писать не с глаголами) План: 1. Узнать, какой частью речи является НЕ 2. Узнать, как пишется частица НЕ с глаголами 3. Научиться писать частицу НЕ с глаголами 4. Применить полученные знания. У каждого на партах лежат листы самооценки, с помощью которых вы будете оценивать свою деятельность в течении урока. | формулируют тему урока отвечают на вопросы, составляют план урока, | парная | пункты плана, листы самооценки | взаимоконтроль | прогнозировать свои действия | Р: планировать свою деятельность К: слушать собеседника | учебно-познавательный интерес к новому материалу |
5. Этап реализации построенного проекта | Организовать построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять | словесный (беседа) наглядный (работа с учебником) практический (вып.упражнений) словесный (беседа | -Чтобы узнать, что такое НЕ, давайте разгадаем кроссворд, и узнаем название ещё одной части речи, о которой мы будем сегодня говорить. Внимание на слайд. 1)Какая птица весну открывает? грач 2)Рыжая плутовка? лиса 3)Лесной красавец с ветвистыми рогами. лось 4)Какую птицу называют лесным доктором? дятел 5)Дерево с красными плодами. рябина 6)Какой зверек зимой белый, а летом серый? заяц 7)Белоствольное дерево. Береза Что у нас получилось? (частица) - Ребята, а можем ли мы поставить вопрос к этому слову? (нет) - Обозначает ли оно предмет, или признак предмета, или действие предмета? (нет) - Правильно, ребята. В русском языке существуют такие слова, которые не отвечают ни на какие вопросы, не обозначают ни предметов, ни действий, ни признаков. К таким словам и относится НЕ. - Что такое НЕ? (частица) Какой пункт плана мы с вами выполнили? 1 Оцените свою деятельность на листах самооценки. Упр. 135 на стр. 78-ой Прочитайте стихотворение. - О чем оно? (о вредных привычках) - Почему оно так странно названо? (все глаголы с частицей не) - Какие еще хорошие привычки должны быть у девчонок и мальчишек? (не грубить, не обижать, не обзываться и т.д.) - Прочитайте все глаголы с частицей НЕ из стихотворения -Посмотрите на эти глаголы и сделайте вывод правописания частицы НЕ с глаголом (Частица не с глаголами пишется разделено) - Давайте проверим ваши предположения с правилом в учебнике. - Все ли верно вы сказали? - Расскажите это правило в парах - Выпишите глаголы с частицей НЕ. Подчеркните пробел. Какой пункт плана мы с вами выполнили? 2 Упр. 136 на стр. 78-ой Прочитайте пословицы. - Какая пословица вам больше нравится? - Как вы понимаете первую пословицу? Не хвались, пока люди не похвалят: (не хвали себя сам – другие могут не оценить твоего поступка, и ты будешь выглядеть хвастунишкой. А если поймут твое достижение, оценят, тогда и похвалят сами.) Не дразни собаки, и лаять не станет: собака первая не нападает - не дразни человека, не лезь к нему, если не хочешь, чтобы тот ответил тебе грубостью Языком не торопись, а делом не ленись: больше делай, меньше говори - Спишите вторую пословицу, подчеркните глаголы и частицу НЕ. Какой пункт плана мы с вами выполнили? Оцените свою деятельность на листах самооценки. | Разгадывают кроссворд озвучивают понятие читают стихотворение отвечают на вопросы делают предположения читают слова делают вывод читают правило в учебнике рассказывают его товарищу выписывают в тетрадь, один ученик работает у доски читают пословицы делают предположения записывают пословицу в тетрадь, один ученик у доски | фронтальная индивидуальная индивидуальная парная индивидуальная индивидуальная индивидуальная | слайд учебник учебник учебник учебник учебник | контроль учителя контроль учителя контроль учителя контроль учителя контроль учителя контроль учителя, самоконтроль | строить устное диалогическое строить устное диалогическое высказывание понимать прослушанный (прочитанный текст) находить и выделять необходимую информацию писать частицу НЕ раздельно с глаголами понимать смысл прочитанного текста находить в тексте глаголы с не, графически обозначать орфограмму | П: слушать, извлекая нужную информацию. Р: контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки. К: осуществлять совместную деятельность. К: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; слушать и вступать в диалог. П: установливать причинно-следственные связи; осознанно строить речевое высказывание К: слушать и понимать речь других; К: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; слушать и вступать в диалог П: осознанно строить речевое высказывание | мотивационная основа учебной деятельности знание основных норм поведения учебно-познавательный интерес умение оценивать содержание с нравственно-этической точки зрения. ориентация на самоконтроль |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием | установление правильности и осознанности изучения темы. | словесный (беседа) | Сейчас прочитайте выразительно стихотворение Упр. 137 на стр.79-ой Спишите стихотворение, подчеркните глаголы и частицу НЕ. Проверьте написанное у друг друга. А теперь в парах обсудите 3 вопроса Почему стихотворение так называется? Какие слова в строках рифмуются? Какие глаголы с частицей не вы увидели в тексте? Так почему же так называется стихотворение?... Оцените свою деят. | Формулируют ответы на вопросы | парная | учебник | взаимоконтроль | находить в тексте глаголы с не, графически обозначать орфограмму | К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других; | желание осваивать новые виды деятельности. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | организовать применение нового знания в типовых заданиях | беседа | - На партах вы видите карточки. Самостоятельно спишите слова в тетрадь, раскройте скобки (не)ловит, (не)моет, (не)молчу, (не)беса. (не)хочу, (не)слышу, (не)буду, (не)приду. - Обменяйтесь тетрадками с соседом по парте, проверьте. Обратите внимание на слайд, на нем вы видите правильную запись. Какой пункт плана мы выполнили? Оцените свою деятельность на листах самооценки. | самостоятельно выполняют работу | индивидуальная | карточки с заданием слайд с правильными ответами | самоконтроль взаимоконтроль | писать частицу НЕ раздельно с глаголами | Р: осуществлять контроль П: применять полученную информацию при выполнении упражнения | контроль и оценка результатов деятельности |
8. Этап включения в систему знаний и повторения | акцентировать внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Словесный. | Какова была цель нашего урока? (научиться писать НЕ с глаголами) Мы ее достигли? Давайте еще раз проговорим. Какое правило мы сегодня узнали? (Слово НЕ – это частица. Частица не с глаголами пишется раздельно). Давайте вернемся к нашему девизу. Придерживались ли мы нашего девиза? Грамотно ли мы писали сегодня? | Формулируют ответы на вопросы проговаривают правило | фронтальная | | Контроль учителя | понимать смысл прочитанного текста, находить в тексте глаголы с не | К: оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других \ | умение оценивать результат учебной деятельности. навык сотрудничества |