Конспект урока №1
Тема: «Питание и пищеварение»
Цель: изучить строение и функции пищеварительной системы.
Задачи:
1. Образовательные: изучить строение и функции пищеварительной системы; ознакомиться с этапами пищеварения; изучить органы пищеварения; усвоение системы знаний о строении и функциях организма человека.
2. Развивающие: развитие умений работать с учебником; развитие мышления; развитие любознательности, познавательного интереса к биологии;
3. Воспитательные: формирование научного мировоззрения, на примере изучения пищеварительного процесса.
Образовательные результаты:
1. Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
2. Метапредметные: умение находить информацию в различных источниках и преобразовывать ее из одной формы в другую, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
3. Предметные: выделение существенных признаков процессов питания, регуляции жизнедеятельности организма человека; различение на таблицах органов и систем органов человека; выявление взаимосвязи между особенностями строения органов и систем органов и их функциями.
Основные понятия: пластический обмен, энергетический обмен, пищеварение, органы пищеварения, продукты питания, питательный вещества.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесный, наглядные.
Оборудование: таблица «Система органов пищеварения. Пищеварительный канал».
Ход урока.
I Организационный момент. (1-2 минуты)
Раздаю карточки с рефлексией. В конце урока ученики их заполняют.
Что нового я узнал? | Какие трудности возникли при изучении данной темы? | Принес ли я пользу на уроке? Если да, то какую? |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
II. Целеполагание
Как вы знаете организму человека нужна энергия для осуществления процессов жизнедеятельности. Как вы думаете откуда берется энергия в организме человека? Какой процесс заложен в основе поступления этой энергии? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы.
III. Изучение нового материала. (35-40 минут)
1. Пища.
Пища – источник энергии и строительного материала. Она необходима для осуществления процессов жизнедеятельности. Питание поддерживает пластический и энергетический обмен.
Благодаря пластическому обмену происходит усвоение части питательных веществ. Из них строятся белки, жиры, углеводы.
Другая часть питательных веществ используется для энергетического обмена. Вместе с пищей в организм человека поступают органические вещества с запасом химической энергии. Далее эти вещества подвергаются биологическому окислению (ученики записывают схему с доски):
Ж → CO2 + H2O |
Б → CO2 + H2O + NH4+ |
У → CO2 + H2O |
С помощью биологического окисления в организм человека поступает энергия, необходимая для работы органов, строительных процессов, сокращение мышц.
2. Пищеварение.
Пищеварение – сложный физиологический процесс в организме, обеспечивающий переваривание пищи и ее усвоение клетками. Этот процесс идет в 4 этапа. Ученики записывают в тетрадь этапы пищеварения:
Этап 1: | Механическая обработка пищи в ротовой полости и желудке → размельчение и смешивание с пищеварительными соками |
Этап 2: | Расщепление Б, У, Ж ферментами пищеварительного сока до элементарных органических соединений |
Этап 3: | Всасывание элементарных органических соединений в кровь и лимфу |
Этап 4: | Удаление непереваренных остатков из организма |
3. Органы пищеварения.
Работа с учебником. На стр. 196 – 198 прочитать пункт «Органы пищеварения» и заполнить таблицу (на уроке).
Название органа | Строение | Функции |
Ротовая полость | Зубы, язык, слюнные железы. | Механическая обработка пищи, вкусовые ощущения, разжёвывание, глотание, расщепление углеводов. |
Глотка | Верхняя часть пищеварительного канала в форме трубки. | Рефлекторное проглатывание. |
Пищевод | Трубка с плоским эпителием. | Транспортирует пищу в желудок. |
Желудок | Канал грушевидной формы, емкость до 3 литров, внутренняя поверхность имеет складки и выстлана железистым эпителием. Железы вырабатывают желудочный сок. | Перемешивание и переваривание пищи. Желудочный сок содержит: ферменты, расщепляющие белки, слизь, предохраняющую стенки желудка от повреждений, соляную кислоту, обеззараживающую пищу. |
Тонкая кишка | Общая длина 12 метров. Железы тонкой кишки вырабатывают кишечный сок. В двенадцатиперстную кишку открываются протоки поджелудочной железы и печени. Слизистая оболочка внутренней поверхности тонкой кишки образованна ворсинками, увеличивающими всасывающую поверхность. | Расщепление Б, Ж, У до конечных продуктов. Избирательное всасывание питательных веществ. |
Толстая кишка | Длина 1,5 метра. Слизистая оболочка складчатая, не имеет ворсинок. Железы толстой кишки вырабатывают слизь. Прямая кишка заканчивается заднепроходным отверстием. | Образование каловой массы. Происходит всасывание части воды. |
4. Продукты питания и питательные вещества.
Продукты растительного происхождения: крупы, фрукты, овощи.
Продукты животного происхождения: мясо, рыба, молочные продукты.
Для полноценного существования организма необходимы минеральные вещества и витамины.
Продукты питания содержат: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду. Так же пища должна содержать балластные вещества – клетчатку, которая необходима для существования в желудочно-кишечном тракте полезных микроорганизмов.
IV. Закрепление. (5-10 минут)
Раздаю ученикам схему «Строение пищеварительной системы человека» (См. приложение №1) для заполнения.
При изучении следующих тем, ученики будут записывать новые изученные органы.
V. Домашнее задание.
1. §30 – Питание и пищеварение.
2. До конца заполнить таблицу «Органы пищеварения»
3. Решить кроссворд «Питание и пищеварение». (См. приложение №2)
Кроссворд «Питание и пищеварение» Приложение №2 |
По горизонтали: 1. Какое вещество обрабатывает пищевую массу в тонком кишечнике? 3. Какой тканью покрыты изнутри органы пищеварительного канала? 6. Источник энергии и строительного материала. 7. Какое окисление разлагает углеводы и жиры до углекислого газа и воды? 9. Вырост задней стенки брюшины. 10. Процесс переваривания пищи. |
По вертикали: 2. Последовательное сокращение и расслабление кишечной стенки. 4. В какой полости пища подвергается измельчению и перетиранию? 5. Благодаря какому обмену из образованных веществ строятся новые белки, жиры и углеводы. 8. Балластное вещество, необходимое для существования в желудочно-кишечном тракте полезных микроорганизмов? |
Схема: «Строение пищеварительной системы человека» Приложение №1 |
| Ротовая полость (1-2): 1 – 2 – Слюнные железы (3-5): 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – Печень (10-12): 10 – 11 – 12 – Тонкая кишка (13-16): 13 – 14 – 15 – Толстая кишка (16-22): 16 – 17 – 18 – 19 – 20 – 21 – 22 – |