СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока №1 Тема: «Питание и пищеварение»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока №1 Тема: «Питание и пищеварение»»

Конспект урока №1

Тема: «Питание и пищеварение»

Цель: изучить строение и функции пищеварительной системы.

Задачи:

1. Образовательные: изучить строение и функции пищеварительной системы; ознакомиться с этапами пищеварения; изучить органы пищеварения; усвоение системы знаний о строении и функциях организма человека.

2. Развивающие: развитие умений работать с учебником; развитие мышления; развитие любознательности, познавательного интереса к биологии;

3. Воспитательные: формирование научного мировоззрения, на примере изучения пищеварительного процесса.

Образовательные результаты:

1. Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2. Метапредметные: умение находить информацию в различных источниках и преобразовывать ее из одной формы в другую, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

3. Предметные: выделение существенных признаков процессов питания, регуляции жизнедеятельности организма человека; различение на таблицах органов и систем органов человека; выявление взаимосвязи между особенностями строения органов и систем органов и их функциями.

Основные понятия: пластический обмен, энергетический обмен, пищеварение, органы пищеварения, продукты питания, питательный вещества.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесный, наглядные.

Оборудование: таблица «Система органов пищеварения. Пищеварительный канал».











Ход урока.

I Организационный момент. (1-2 минуты)

Раздаю карточки с рефлексией. В конце урока ученики их заполняют.

Что нового я узнал?

Какие трудности возникли при изучении данной темы?

Принес ли я пользу на уроке? Если да, то какую?

1.



2.



3.



II. Целеполагание

Как вы знаете организму человека нужна энергия для осуществления процессов жизнедеятельности. Как вы думаете откуда берется энергия в организме человека? Какой процесс заложен в основе поступления этой энергии? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы.

III. Изучение нового материала. (35-40 минут)

1. Пища.

Пища – источник энергии и строительного материала. Она необходима для осуществления процессов жизнедеятельности. Питание поддерживает пластический и энергетический обмен.

Благодаря пластическому обмену происходит усвоение части питательных веществ. Из них строятся белки, жиры, углеводы.

Другая часть питательных веществ используется для энергетического обмена. Вместе с пищей в организм человека поступают органические вещества с запасом химической энергии. Далее эти вещества подвергаются биологическому окислению (ученики записывают схему с доски):

Ж → CO2 + H2O

Б → CO2 + H2O + NH4+

У → CO2 + H2O

С помощью биологического окисления в организм человека поступает энергия, необходимая для работы органов, строительных процессов, сокращение мышц.

2. Пищеварение.

Пищеварение – сложный физиологический процесс в организме, обеспечивающий переваривание пищи и ее усвоение клетками. Этот процесс идет в 4 этапа. Ученики записывают в тетрадь этапы пищеварения:

Этап 1:

Механическая обработка пищи в ротовой полости и желудке → размельчение и смешивание с пищеварительными соками

Этап 2:

Расщепление Б, У, Ж ферментами пищеварительного сока до элементарных органических соединений

Этап 3:

Всасывание элементарных органических соединений в кровь и лимфу

Этап 4:

Удаление непереваренных остатков из организма

3. Органы пищеварения.

Работа с учебником. На стр. 196 – 198 прочитать пункт «Органы пищеварения» и заполнить таблицу (на уроке).

Название органа

Строение

Функции

Ротовая полость

Зубы, язык, слюнные железы.

Механическая обработка пищи, вкусовые ощущения, разжёвывание, глотание, расщепление углеводов.

Глотка

Верхняя часть пищеварительного канала в форме трубки.

Рефлекторное проглатывание.

Пищевод

Трубка с плоским эпителием.

Транспортирует пищу в желудок.

Желудок

Канал грушевидной формы, емкость до 3 литров, внутренняя поверхность имеет складки и выстлана железистым эпителием. Железы вырабатывают желудочный сок.

Перемешивание и переваривание пищи. Желудочный сок содержит: ферменты, расщепляющие белки, слизь, предохраняющую стенки желудка от повреждений, соляную кислоту, обеззараживающую пищу.

Тонкая кишка

Общая длина 12 метров. Железы тонкой кишки вырабатывают кишечный сок. В двенадцатиперстную кишку открываются протоки поджелудочной железы и печени. Слизистая оболочка внутренней поверхности тонкой кишки образованна ворсинками, увеличивающими всасывающую поверхность.

Расщепление Б, Ж, У до конечных продуктов.

Избирательное всасывание питательных веществ.

Толстая кишка

Длина 1,5 метра. Слизистая оболочка складчатая, не имеет ворсинок. Железы толстой кишки вырабатывают слизь. Прямая кишка заканчивается заднепроходным отверстием.

Образование каловой массы. Происходит всасывание части воды.

4. Продукты питания и питательные вещества.

Продукты растительного происхождения: крупы, фрукты, овощи.

Продукты животного происхождения: мясо, рыба, молочные продукты.

Для полноценного существования организма необходимы минеральные вещества и витамины.

Продукты питания содержат: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду. Так же пища должна содержать балластные вещества – клетчатку, которая необходима для существования в желудочно-кишечном тракте полезных микроорганизмов.

IV. Закрепление. (5-10 минут)

Раздаю ученикам схему «Строение пищеварительной системы человека» (См. приложение №1) для заполнения.

При изучении следующих тем, ученики будут записывать новые изученные органы.

V. Домашнее задание.

1. §30 – Питание и пищеварение.

2. До конца заполнить таблицу «Органы пищеварения»

3. Решить кроссворд «Питание и пищеварение». (См. приложение №2)

Кроссворд «Питание и пищеварение» Приложение №2

По горизонтали:

1. Какое вещество обрабатывает пищевую массу в тонком кишечнике?

3. Какой тканью покрыты изнутри органы пищеварительного канала?

6. Источник энергии и строительного материала.

7. Какое окисление разлагает углеводы и жиры до углекислого газа и воды?

9. Вырост задней стенки брюшины.

10. Процесс переваривания пищи.

По вертикали:

2. Последовательное сокращение и расслабление кишечной стенки.

4. В какой полости пища подвергается измельчению и перетиранию?

5. Благодаря какому обмену из образованных веществ строятся новые белки, жиры и углеводы.

8. Балластное вещество, необходимое для существования в желудочно-кишечном тракте полезных микроорганизмов?









Схема: «Строение пищеварительной системы человека» Приложение №1




Ротовая полость (1-2):

1 –

2 –


Слюнные железы (3-5):

3 –

4 –

5 –


6 –

7 –

8 –

9 –


Печень (10-12):

10 –

11 –

12 –


Тонкая кишка (13-16):

13 –

14 –

15 –


Толстая кишка (16-22):

16 –

17 –

18 –

19 –

20 –

21 –

22 –






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!