Урок по геометрии по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства»
7 класс
Цели урока:
Образовательные:
- повторить и углубить знания по темам: «Первый признак равенства треугольников»;
- сформулировать понятие равнобедренного и равностороннего треугольников;
- сформулировать и доказать свойства равнобедренного треугольника.
Развивающие:
развивать навыки анализа, сравнения материала;
развивать навык выдвигать гипотезы и доказывать их;
содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности.
Воспитательные:
создать у учащихся положительную мотивацию к уроку геометрии, путем вовлечения каждого ученика в активную деятельность;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
помочь осознать ценность совместной деятельности;
воспитывать культуру речи, внимание к точности формулировок.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, лабораторная работа
Используемые технологии:
ИКТ;
технология проблемного обучения;
игровые технологии;
технология уровневой дифференциации;
групповая технология;
здоровьесберегающая технология.
Оборудование:
План урока:
Орг. момент 2-3 мин
Разминка 5-6 минут
Тестирование 4-5 минуты
Лабораторная работа 15 минут
Свойства 5 минут
Решение задачи.10 минут
Ход урока
Орг. момент:
Здравствуйте! Садитесь.
Проверить готовность к уроку: наличие учебника, дневника, ручки, линейки, транспортира
Девизом нашего сегодняшнего урока будут слова
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Заинтригованны?
Ну, что ж
Слушайте, смотрите, пробуйте.
Ребята перед вами лежат оценочные листы. Вы с моей помощью будете оценивать себя на каждом этапе урока и в конце я надеюсь вы все получите хорошие оценки.
Плакат с треугольниками, подведение учащихся к теме урока.
Итоги урока, домашнее задание, оценки 5 минут
Теоретическая разминка.
Цель: Повторить, что мы успели узнать по теме «треугольники»
Учитель: «Верно?» Ученик: «Да! и буква на слайде 1 остается; если - Нет! - то буква на слайде по щелчку исчезает. В результате должно получиться слово Евклид (древнегреческий ученый – математик, 3 век до н. э., основоположник геометрии):
Периметром треугольника называется сумма длин трёх его сторон; (Е);
Медианой треугольника называется отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны (В);
Если две стороны одного треугольника соответственно равны двум сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны (Н). (Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны);
Отрезок биссектрисы угла, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны, называется биссектрисой треугольника (К);
В любом треугольнике медианы пересекаются в одной точке. (Л);
Из точки, не лежащей на прямой, можно провести, по крайней мере, два перпендикуляра к ней (М); (из точки, не лежащей на прямой, можно провести перпендикуляр к этой прямой, и притом только один)
Если два треугольника равны, то элементы (т.е.стороны и углы) одного треугольника соответственно равны элементам другого треугольника (И);
Высота треугольника – перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к противоположной стороне (П); (это перпендикуляр, проведённый из вершины к прямой, содержащей противоположную сторону)
Три стороны треугольника пересекаются в одной точке, и она всегда лежит внутри треугольника (С); (3 стороны не пересекаются в одной точке)
Три биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке. (Д).
Вы хорошо поработали и все кто дал правильные ответы, ставят себе 1 балл за теоретическую разминку.
Выключаем компьютер
Тестирование.
Зная теорию, т.е.правила по геометрии, легко и просто решать и задачи. И сейчас мы с вами проверим как вы научились решать задачи, используя первый признак равенства треугольников. (Повторить признак).
Пользуясь данными рисунка, отметьте правильный ответ: (обведите кружком букву)
1)
А) 4 см; Б) 6 см; В) 8 см
2)
А) 120о; Б) 60о; В) 100о
3) А) 60о; Б) 120о; В) 50о
Вариант 2.
Пользуясь данными рисунка, отметьте правильный ответ: (обведите кружком букву)
А) 60о; Б) 80о; В) 40о
2 ) А) 110о; Б) 70о; В) 140о
3 ) Найти: 1, 3, 4
А) 1 = 3 = 60о, 4 = 120о;
Б) 1 = 4 = 60о, 3 = 120о;
В) 1 = 3 = 120о, 4 = 60о
Проверяем правильный ответ. Внимание. Ваша голова неподвижна. Следим за мной глазами.
Первый вариант АБА - учитель двигается вдоль доски, держа в руках плакатик с правильным ответом. Второй вариант ББА – учитель двигается вдоль доски в другую сторону. За каждый правильный ответ поставте себе по 1 баллу за тестирование. Молодцы, 1 шаг к умению видеть сделан. А заодно мы с вами сделали зарядку для глаз.
Устали? Сцепите руки в замок над головой и потянитесь. Учёные говорят, что в этот момент выделяется гормон удовольствия.
III этап. Мы с вами подошли к главной цели нашего урока. Сейчас вам предстоит познакомиться с новыми видами треугольников и их свойствами. Сейчас вы сформируете 4 лаборатории. Каждая лаборатория получит своё задание
1. Вам предстоит, проведя необходимые исследования, выяснить какой треугольник называется равнобедренным и записать его определение.(дается файл с материалами)
Содержание файла 1.:
Задание 1. Измерьте стороны треугольника, запишите результат измерений:
АВ = ………см; BC = ………см; AC = ………см;
MN = ………см; NK = ………см; MK = ………см;
ST = ………см; TR = ………см; SR = ………см;
DE = ………см; EF = ………см; DF = ………см;
OQ = ………см; QG = ………см; OG = ………см.
Задание 2. Треугольники ∆ABC, ∆MNK, ∆STR - равнобедренные. Сравните результаты измерений и дайте определение равнобедренного треугольника:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Треугольник называется равнобедренным,
если………………………………………………………………………………….
Содержание файла 2:
Задание 1. Измерьте стороны треугольников 1, 3, 5 запишите результат измерений:
АВ = ………см; BC = ………см; AC = ………см;
ST = ………см; TR = ………см; SR = ………см;
OQ = ………см; QG = ………см; OG = ………см.
Задание 2. Треугольник ∆OQG – равносторонний. Посмотрите на результаты измерений, дайте определение равностороннего треугольника:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Треугольник называется равносторонним, если…………………………………………………………………………………
Содержание файла 3:
2 треугольника.
Задание 1. Измерьте стороны треугольников, запишите результат измерений:
АВ = ………см; BC = ………см; AC = ………см;
MN = ………см; NK = ………см; MK = ………см.
Задание 2.
Прочитайте определения
ОПРЕДЕЛЕНИЕ1. Треугольник называется равнобедренным, если две его стороны равны.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2. Треугольник называется равносторонним, если все его стороны равны.
Определите, какой из треугольников является равнобедренным, а какой равносторонним
Содержание файла 4:
Задание 2. Измерьте углы в треугольниках :
в ∆АВС: А = ……; В = …….; С = …….
в ∆MNK: M = ……; N = …….; K = …….
в ∆STR: S = ……; T = …….; R = …….
Проверяем, что у вас получилось. (группы по очереди зачитывают ответы).
Комментарий после «Лаборатории 1»
Равные стороны называются боковыми, а третья сторона – основанием равнобедренного треугольника.
Комментарий после «Лаборатории 2»
Можно ли равносторонний треугольник назвать равнобедренным?...........
А равнобедренный – равносторонним?...........
Комментарий после «Лаборатории 4»
Как вы догадались ваши треугольники равнобедренные. Запишите у них углы. Покажите у вашего треугольника боковые стороны и основание. Где расположены равные углы?
Можете ли вы сделать вывод? В равнобедренном треугольнике …….
Вот теперьв ы сами попробовали себя в исследованиях и надеюсь поняли новый материал. Обратимся же к учебнику и послушаем правильные формулировки. Стр 35.
П олученные практическим путем знания необходимо доказать. Помогите мне доказать теорему о 1-ом свойстве равнобедренного треугольника.
Теорема. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.
Частично стёрты записи доказательства на доске. Необходимо их восстановить. Смотрим, думаем, кто догадался – поднимает руку. Стараемся понять и запомнить доказательство, проще будет дома повторить.
B
Дано:
Δ АВС - ………………
Доказать: ∟… = ∟…..
D
A
C
Доказательство.
Проведем биссектрису ВD.
Р ассмотрим Δ ……… и Δ ………..:
АВ = …….. (т.к. Δ АВС - равнобедренный);
∟АВD = ………(т.к. ВD - ………Δ АВС ); ………….. = …………..
……….. – общая сторона (по двум сторонам и………………)
Тогда ……… = ………., ч.т.д.
У равнобедренного треугольника есть ещё одно свойство.
- Свойство 2. В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию, является медианой и высотой.
- Дома прочитаете доказательство самостоятельно и постараетесь запомнить. На следующем уроке мы его подробнее разберём.
Тест по теме «Равнобедренные треугольники»
(обучающий)
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Итоги урока, оценки
Итак, вы неплохо сами изучили равнобедренный и равносторонний треугольники, их свойства.
Домашнее задание: прочитать п.18, с50, в10 -13, РТ №66,69,
А теперь оценки тем кто не только слушал и смотрел но и пробовал.
У кого 9,8 баллов оценка «5»,
У кого 6,7 баллов оценка «4».
Тройки ставить не будем, дома вы ещё поработаете над этой темой.
Нарисуй своё настроение!