План – конспект открытого урока по литературному чтению
в 1 классе
Тема урока: Как хорошо уметь читать!
Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»
Задачи: совершенствовать у учащихся навыки чтения, поддерживать стремление к лучшему чтению; совершенствовать умение выделять звуки в словах, закрепить знания об изученных буквах, развивать любознательность, мышление, воображение, речь, умение работать в паре; воспитание интереса к книге, культуры речи.
Формируемые УУД: выполнять анализ слов, текстов; правильно строить высказывание; выражать собственное мнение об изучаемом объекте; устанавливать аналогии; корректировать ответы одноклассников.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, звукозапись стихотворения В. Берестова «Читалочка»,видео РЭШ (урок 35), презентация, выставка книг «Как хорошо уметь читать».
Организационный момент.
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
- Ребята, вы слышали про город букв? - А вы хотите туда попасть? - А кто может туда попасть? (Кто умеет читать, писать, … )
- На пути в этот город вам встретятся различные препятствия. Как вы должны работать, чтобы их преодолеть? (Дружно, сплоченно)
- А ещё вы должны обладать хорошими качествами человека. Давайте выберем качества, которые помогут нам в пути. Слайд 3
Доброта, смелость, злость, зависть, честность, трусость, уважение, хвастовство, юмор.
- Молодцы, ребята. Именно эти положительные качества мы возьмём с собой в путь.
Слайд 4 (видео РЭШ)
2. Актуализация опорных знаний
- Итак, начинаем путешествие с разминки.
Мы урок наш начинаем и загадку отгадаем.
Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Что за человечек странный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт он длинный?
Кто же это?..Буратино. Слайд 5
- Вспомните сказку и скажите, почему с Буратино произошли приключения? (Не хотел идти в школу и т.д.) Сегодня Буратино пришёл к вам в гости, чтобы увидеть какими вы стали учениками.
- С 1 сентября вы ходите в школу. Чему вы учились на уроках чтения? Для чего вам это нужно? Сколько всего букв вы изучили?
- Согласны ли вы с тем, что хорошо уметь читать? Почему?
- Встаньте, чьё имя начинается с гласного звука, и представьтесь, - с согласного звука.
3. Постановка темы и цели урока
- Чего больше звуков или букв? (Звуков)
В школе у учеников есть умные помощники. Что это? Отгадайте загадки Буратино:
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает! (книга). Я всё знаю, всех учу, а сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, нужно грамоте учиться (азбука). Чёрные, кривые, от рождения немые, встанут в ряд – все заговорят (буквы). Слайд 6
- Где хранятся книги?
- Буратино интересуется, есть в нашей школе библиотека?
- Как вы думаете, для чего она нужна?
- Книги помогут нам продолжать учиться читать правильно слоги, слова, предложения.
- А как вы относитесь к чтению книг? (Нам нравится читать)
Тема урока: Как хорошо уметь читать! Слайд 7
Работа по теме урока.
- Поэт Валентин Берестов написал об этом стихотворение. Открываем учебники на стр. 83. Прочитаем название этого стихотворения. («Читалочка») Слайд 8
- Как вы понимаете это слово? (Считалочка вовлекает детей в игру, а «читалочка» вовлекает детей в чтение)
- Садитесь правильно и послушайте. (звукозапись стихотворения В. Берестова «Читалочка»)
- Теперь прочитаем это стихотворение сами и ответим на вопрос:
- Почему автор считает, что хорошо уметь читать?
- Потренируемся в чтении. Читаем цепочкой по строчкам.
- А сейчас прочитаем это стихотворение по ролям в паре. Один ученик читает четыре первые строчки, второй ученик две следующие строчки, а последние строчки прочитаем хором.
- В этом стихотворении есть спор или утверждение? (Утверждение)
Есть подтверждение того, что хорошо уметь читать.
- Найдите предложения, в конце которых стоит восклицательный знак. Как их нужно прочитать? Почему? (С чувством радости, удовлетворения) Прочитаем их.
5. Физкультминутка Слад 9
Вы немножечко устали? А теперь мы отдохнём
Повторение о звуках и буквах
- Сейчас я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте:
Шоколад с названьем этим
Хорошо известен детям.
На рисунке там девчонка
С нежным именем … ( Алёнка)
Завертелось, закружилось,
По тарелке покатилось,
Сочное, медовое,
С буквой «я» знакомое …
А тарелка не простая-
Там каёмка золотая. (Яблоко)
- А теперь подумайте и скажите, почему именно эти загадки я для вас выбрала? (Алёнка начинается на « А», а яблоко начинается на «Я»). Это начало и конец алфавита.
- Что общего у букв а и я?
-Когда буква я обозначает два звука? Какие ещё буквы могут обозначать два звука?
- А какие произведения вы больше всего любите читать? (Сказки)
Работа с иллюстрациями
- Рассмотрите иллюстрации на стр. 82, 83. Какие сказочные герои пришли к нам на урок! Назовём их.
(Лиса Патрикеевна, Волк, Кот в сапогах, Емеля, Василиса Прекрасная, Красная Шапочка, Заяц)
- Из каких сказок они пришли к вам в гости на урок?
- Они не просто здесь оказались, а пришли послушать, как вы умеете читать. Ну, давайте прочитаем стихотворение С. Я. Маршака
8. Работа по стихотворению С. Я. Маршака стр. 82
(Читает ребёнок)
- О каких ключах идёт речь в стихотворении? (О буквах)
Прочитаем стихотворение по столбикам и ответим на вопрос:
- Почему буквы сравнивают с волшебными ключами? (Зная буквы, можно прочитать любую книгу)
- О чём вы можете прочитать в книгах?
- Какие края откроет вам азбука от А до Я?
- Значит, книги читать полезно. Есть много пословиц о пользе книг и пользе чтения.
Игра « Собери пословицу» Слайд 10
(Работа в паре.)
С книгой поведёшься, ума наберёшься.
Сама молчит, а сто друзей научить может.
Золото добывают из земли, а знания - из книг.
Кто много читает, тот много знает.
- Итак, ребята, вы справились со всеми заданиями, вы молодцы!
- А закончить наш урок я хочу словами знаменитого поэта С.В. Михалкова: Слайд 11
Я к вам обращаюсь, товарищи дети!
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума».
- Я вижу, что вы уже умеете читать, поэтому я всех вас приглашаю посетить школьную библиотеку. Там вы сможете выбрать и прочитать понравившуюся книгу.
Подведение итогов
– Понравился вам урок?
- Что было самым интересным на уроке?
11. Рефлексия
Приготовьте оценочные карточки и оцените свою работу.
Солнышко : Я полностью справился с заданиями. Своей работой доволен.
Солнышко с тучкой: Я справлялся с заданиями хорошо, но мне помогали.
Тучка : Я не справился с заданиями так, как бы мне хотелось. Мне надо ещё поучиться и потренироваться.
С книгой поведёшься,
ума наберёшься.
Сама молчит,
а сто друзей научить может.
Золото добывают из земли,
а знания - из книг.
Кто много читает, тот много знает.