СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока"Азотная кислота"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока"Азотная кислота"»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карабудахкентская средняя общеобразовательная школа№ 5»




Конспект урока





Класс: 9

Предмет: химия




Тема: «Азотная кислота»



Образовательная технология: технология развития критического мышления, игровые и развивающие технологии.




Учитель: Хыдырбекова Умугат Акаевна








Тема: «Азотная кислота»

Задачи урока:рассмотреть физические свойства азотной кислоты;на примере азотной кислоты повторить классификацию и основные свойства кислот в свете ТЭД;познакомить учащихся с окислительными свойствами азотной кислоты;дать представление об областях применения азотной кислоты.

Оборудование и реактивы: азотная кислота (конц. и разб.), лакмус, оксид меди (II),хлорид меди (II),гидроксид натрия, карбонат натрия, медная проволока, химические стаканчики, колба.



Ход урока:



1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока. Ознакомление с планом урока (слайды № 1 -3)

2. Контроль ЗУН.

Учащимся предлагается самостоятельная работа, с целью актуализации знаний по изученным ранее азотсодержащим веществам с последующим обсуждением результатов (слайды № 4-8):

Вариант № 1

1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам.

Бесцветный газ, плохо растворим в воде, легко соединяется с кислородом воздуха, образуя бурый газ.

Ответ:

2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): N2, NH3, KNO3, NO, HNO2.

Ответ:

Вариант № 2

1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам.

Бесцветный газ с характерным резким запахом, хорошо растворим в воде, легче воздуха.

Ответ:

2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): NO2, N2O, HNO3, NH4Cl, N2O3.

Ответ:

3. Формирование новых знаний.

Учитель знакомит учащихся с планом изучения новой темы (слайд № 9):

I. Физические свойства азотной кислоты;

II. Характеристика азотной кислоты;

III. Химические свойства;

IV. Применение.

I. Физические свойства азотной кислоты

Учитель демонстрирует учащимся азотную кислоту, рассказывает о ее физических свойствах и способе хранения. Учащиеся в тетрадях делают соответствующие записи

(слайд № 10):Агрегатное состояние - жидкость;

Цвет - отсутствует;

Запах - едкий, кислотный;

Растворимость в воде - хорошая;

"Дымит" на воздухе;

"Особые приметы":

при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок:

4HNO3=4NO2  + O2  + 2H2O

II. Характеристика азотной кислоты

Задание на повторение, с учетом предшествующих внутрипредметных связей: дать характеристику азотной кислоте, используя основные признаки классификации кислот. После самостоятельного выполнения задания, фронтально обсуждаются результаты

Слайд № 11

1. По основности: одноосновная

2. По содержанию кислорода: кислородсодержащая

3. По растворимости в воде: растворимая

4. По стабильности: нестабильная

5. По летучести: летучая

6. По степени диссоциации: сильная

III. Химические свойства

1. Свойства HNO3 как электролита.

Учащиеся вспоминают основные общие свойства кислот. Далее учитель последовательно демонстрирует: изменение окраски лакмуса и взаимодействие азотной кислоты с оксидом меди(II), гидроксидом меди(II) (предварительно получив его) и с карбонатом натрия. По ходу демонстрации учащиеся комментируют признаки химической реакции, после чего записывают уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде с последующим обсуждением результатов (слайд № 12)

Азотная кислота изменяет окраску индикатора: HNO3 = H+ + NO3 - (сильный электролит) взаимодействует:

1) с оксидами металлов:

CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O

CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O

1) с основаниями:

Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O

Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O

1) с солями:

Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + CO2  + H2O

CO32- + 2H+ = CO2 + H2O

2. Окислительные свойства азотной кислоты

Учитель рассказывает об особенностях взаимодействия азотной кислоты с металлами и демонстрирует взаимодействие HNO3 с медью (используется кусочки медной проволоки). Учащиеся записывают уравнения реакции. Учитель акцентирует внимание на том, что азотная кислота никогда не восстанавливается до водорода. (слайд № 13):

Взаимодействует с металлами:

K, Ca, Na, Mg, Al, Zn, Cr, Fe, Pb, H2, Cu, Hg, Ag, Au

Ме + HNO- Me(NO3)n + H2O + NxOy

Cu + 4HNO3(конц) = Cu(NO3)2 + 2H2O + 2NO2

3Cu + 8HNO3(разб) = 3Cu(NO3)2 + 4H2O + 2NO

IV. Применение азотной кислоты.

Обсуждается слайд № 14

Области применения азотной кислоты:

Производство азотных удобрений;

Производство взрывчатых веществ;

Производство красящих веществ;

Лекарственные препараты;

Синтез различных химических веществ;

4. Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагаются вопросы на закрепление слайды № 15 - 16:

1. Выберите, какие из перечисленных свойств характеризуют физические свойства азотной кислоты:

Твердое агрегатное состояние;

Хорошая растворимость в воде;

Отсутствие запаха;

Желтый цвет;

Разлагается на свету с выделением азота;

"Дымит" на воздухе.

2. Назвать вещества, с которыми может реагировать азотная кислота, запишите соответствующие уравнения реакций:

SO2

H2

ZnO

Ca(OH)2

HCl

Na2SiO3



3. Азотную кислоту применяют для определения примесей в золотых изделиях. Объясните, чем в ряде случаев обуславливается появление бурого газа и голубого раствора при обработке золота кислотой?

5. Подведение итогов.

Слайд № 17

А) Что я узнал о свойствах азотной кислоты?

Б) Где применяется азотная кислота?

6. Домашнее задание с комментариями.

Выучить параграф 27 (со 2 абзаца); проанализировать записи в тетради;

Выполнить задания № 3 - 9 стр. 109




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!