СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии в 5 классе по теме «Строение и многообразие грибов»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  сформировать представление о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных; выделить существенные особенности представителей царства Грибы; познакомить пятиклассников с многообразием грибов и ролью грибов в природе и жизни человека.

Задачи урока:

-  Научить  распознавать съедобные и ядовитые грибы,  познакомить с правилами их сбора и выращивания;

-  Развивать творческое мышление учащихся, учить принимать решение в нестандартных ситуациях

-  Воспитывать ценностное отношение к изучаемым знаниям; бережное отношение к природе и своему здоровью, создать благоприятные условия  для сохранения здоровья обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии в 5 классе по теме «Строение и многообразие грибов»»

Разработка конспекта урока биологии в 5 классе по ФГОС

по учебнику «Биология» Пасечник В.В,, 2019

по теме «Строение и многообразие грибов»


Разработала Набатова Татьяна Васильевна

учитель биологии, химии МБОУ «Нивовская школа»

Раздольненского района, Республики Крым, 13.01.2020г.




Тема: Строение и многообразие грибов

Цель:  сформировать представление о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных; выделить существенные особенности представителей царства Грибы; познакомить пятиклассников с многообразием грибов и ролью грибов в природе и жизни человека.

Задачи урока:

- Научить  распознавать съедобные и ядовитые грибы,  познакомить с правилами их сбора и выращивания;

- Развивать творческое мышление учащихся, учить принимать решение в нестандартных ситуациях

- Воспитывать ценностное отношение к изучаемым знаниям; бережное отношение к природе и своему здоровью, создать благоприятные условия  для сохранения здоровья обучающихся.

 Планируемые  образовательные результаты:

  Предметные:

- знать названия наиболее распространенных съедобных, условно-съедобных и ядовитых грибов;

- узнавать на рисунках, среди муляжей и живых объектов съедобные и ядовитые грибы;

- соблюдать правила сбора грибов;.

 Личностные:

- испытывать  интерес к  новой теме и к изучению предмета;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

 Метапредметные:

- уметь работать с текстом и иллюстрациями  учебника;

- сравнивать и находить отличия грибов;

- находить информацию   анализировать и оценивать её.

Регулятивные:

  • - уметь самостоятельно определять цель   и задачи учебной деятельности;

- обнаруживать  проблему и  решают её совместно с учителем и одноклассниками;

- интересоваться  чужим мнением, высказывать свое;

- определять критерии изучения грибов.

  Коммуникативные:

- иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

- уметь вести диалог;

- выражать свои мысли и идеи.

Оборудование и материалы:  ИКТ, мультимедийный проектор, учебник «Биология» Пасечник В.В,, 2019, рисунки съедобных и ядовитых грибов, учебная иллюстрация «Грибы», муляжи шляпочных грибов (белого гриба и лисички), кусок хлеба, пораженный плесневыми грибами..

Тип урока: изучение нового материала.




Ход урока

I Организационный этап

Слово учителя

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Стали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс ваш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Открываем тетради и записываем сегодняшнюю дату.

II Актуализация опорных знаний

Для начала давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.

Дети отвечают (бактерии)

Выполните задания теста. Выберите один правильный ответ:

1. Образование бактериями спор — это приспособление к:

а) размножению б) перенесению неблагоприятных условий в) паразитизму г) передвижению.

2. Палочковидные бактерии:

а) спириллы б) кокки в) вибрионы г) бациллы

3.У бактерий отсутствует:

а) оболочка б) ядро в) цитоплазма г) жгутик

4. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят:

а) растения б) бактерии в) водоросли г) грибы.

5. Бактерии-сапрофиты питаются:

а) минеральными веществами б) органическими веществами живых организмов

в) водой и углекислым газом г) органическими веществами отмерших организмов

6. Бактерии-паразиты питаются:

а) органическими веществами живых организмов б) минеральными веществами

в) органическими веществами отмерших организмов г) водой и углекислым газом

7. Бактерии легко переносят мороз и жару, так как:

а) быстро размножаются б) не дышат, не растут

в) могут не питаться г) могут образовывать споры.

8. Бактерии размножаются:

а) почкованием б) посредством половых клеток в) спорами г) делением клетки

9.Меньше всего бактерий встречается:

а) в непроветренных помещениях б) на улицах города

в) высоко в горах, в воздухе г) в помещении класса.


III Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

. Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы?

Догадались, какие организмы мы будем изучать на уроке? (Грибы

Добро пожаловать в Царство грибов!


Запишите тему урока Строение и многообразие грибов.


-Ребята, а что вы знаете о грибах?

-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Правильно. Нам необходимо определить какие организмы называют грибами.

Постановка учебной задачи


А теперь отгадайте загадки о грибах:


1. Царь грибов на толстой ножке —

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он... (белый).


2. Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)


3. Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)


4. Этот гриб почти домашний,

Он растет в подвале нашем,

Вкусный из него бульон,

Это белый … (шампиньон).


5. Не спорю - не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще. (Подберезовик)


6. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту -

Зовусь я - …(подосиновик).


7. Этот гриб совсем не красен,

Но, поверьте, он опасен -

Не похож на мухомор,

Но на всех наводит мор.

Мор наводит на зверей,

Ядовит и для людей.

В руки даже не бери,

Полон яда он внутри.

В светлой шапке, на дорожке

Он стоит на тонкой ножке. (Бледная поганка)


IV Изучение нового материала

1. Среда обитания и многообразие грибов

Грибы образуют особое царство живой природы. В настоящее время их насчитывают более 100 тыс. видов. Это разнообразные организмы, одноклеточные или многоклеточные, имеющие различную форму.

Грибы известны людям очень давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не только крестьяне, их подавали и на царский стол. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. Есть в грибах витамины, микроэлементы. Белков в сушеных грибах в два раза больше, чем в говядине и в три раза больше, чем в рыбе.

Грибы обитают всюду, где имеются органические вещества, необходимые им для питания: в почве, воде, жилищах, на растениях и пищевых продуктах, теле человека и животных.

Мы сталкиваемся с ними гораздо чаще, чем принято думать. Подходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли в лес за грибами, пьем ли холодный квас, беспокоят человека ногти и стопы или получаем ли укол антибиотиков. Нигде не обошлось без встречи с грибами или результатом их жизнедеятельности

2. Строение грибов.

Клетки грибов имеют настоящие ядра. Оболочки клеток большинства грибов содержат хитин — вещество, характерное для беспозвоночных животных. Тело гриба состоит из тонких белых нитей, образующих грибницу, или мицелий.

Наука о грибах называется микология. Грибы представляют собой переплетенные нити, которые находятся в почве и могут пронизывать в ней сотни квадратных метров. То, что в быту называют грибами, на самом деле является плодовым телом



В плодовом теле у грибов с нижней части шляпки образуются споры – клетки для размножения. Важно не путать со спорами у бактерий, у которых это способ переживания неблагоприятных условий. С помощью спор бактерии как бы засыпают и дожидаются, когда условия переменятся к лучшему, у грибов споры – это мелкие клетки, предназначенные для размножения

«Нити» грибов и плодовое тело



3. Строение шляпочного гриба

Среди грибов наиболее известны шляпочные. К ним относятся белые грибы, подберёзовики, разноцветные сыроежки, рыжики и многие другие.


В повседневной жизни мы называем грибом лишь часть грибного организма, его плодовое тело. У большинства съедобных грибов (за исключением трюфелей, строчков и сморчков) плодовое тело образовано ножкой и шляпкой. Отсюда и их название — шляпочные грибы.

Грибы занимают особое положение в системе органического мира. Они не являются ни растениями, ни животными, однако имеют некоторые черты сходства с представителями обоих царств.

 

Сходство с растениями

Они, так же как и растения, неподвижны, постоянно растут верхушечной частью, имеют прочные клеточные стенки, способны синтезировать витамины и гормоны, дышат кислородом, часто осуществляют вегетативное размножение.

  

Сходство с животными

Наряду с этим грибы обладают многими признаками животного организма. Они, так же как и животные, являются гетеротрофами, так как не имеют хлорофилла, поэтому питаются готовыми органическими веществами. В их клеточных стенках содержится вещество хитин, из которого состоит оболочка покровов некоторых животных (насекомых, раков и др.).

  

Отличительные признаки грибов заключаются в том, что вегетативное тело гриба, называемое грибницей, или мицелием (от греч. микес — «гриб»), образовано тонкими ветвящимися нитями. Их называют гифами (от греч. гифа — «ткань», «паутина»). Разветвляясь, мицелий образует большую поверхность, что обеспечивает всасывание воды и питательных веществ.


4. Грибы съедобные и ядовитые

Все шляпочные грибы делят на две большие группы: съедобные грибы и ядовитые грибы.

Многие грибы съедобны. Наиболее ценными из них считаются шампиньоны, белые, маслята, подосиновики, подберёзовики, рыжики и др.

При сборе грибов важно уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. Наиболее опасны бледная поганка, мухомор и ложные опята.

Многие ядовитые грибы похожи на съедобные. Например, бледные поганки похожи на шампиньоны, желчный гриб похож на белый, ложные лисички и опята похожи соответственно на съедобные лисички и опята.

Если найденный гриб похож на ядовитый или вы сомневаетесь в его съедобности, лучше такой гриб не берите. Старые плодовые тела съедобных грибов тоже могут быть ядовитыми.


Физкультминутка «ЗА ГРИБАМИ»

В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)

Соберем с тобой их сами.

Раз - грибок, два – грибок, (приседание)

Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)

Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются)

Побежим скорей домой (бег на месте)





Питание грибов

Для питания грибам необходимо готовое органическое вещество, что сближает их с животными. Но по способу поглощения пищи — путём всасывания (а не заглатывания) — они сходны с растениями.
По характеру питания грибы относят либо к сапрофитам, либо к паразитам. Грибы-сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами, а грибы-паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счёт.

Размножение грибов

Размножаются грибы бесполым или половым путём.

Бесполое размножение происходит при помощи специализированных клеток — спор или вегетативно (участками грибницы или почкованием — у одноклеточных дрожжевых грибов).

У некоторых грибов существует половое размножение. В этом случае грибница образуется в результате слияния специализированных половых клеток.


5. Роль грибов в природе и жизни человека

Грибы играют большую роль в природе и жизни человека.

Разрушая остатки растений и животных, грибы участвуют в круговороте веществ в природе и в образовании плодородного слоя почвы. Из некоторых грибов делают лекарства. Съедобные грибы употребляют в пищу. Грибы необходимы при изготовлении хлеба, сыров, в виноделии и т. д. Но грибы могут наносить и большой вред: портить продукты питания, разрушать постройки. Одни из них вызывают болезни у растений, животных и человека. Другие вырабатывают ядовитые вещества, которыми можно тяжело и даже смертельно отравиться.

V Обобщение и закрепление изученного материала

Выбрать правильное суждение

1. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.

2. Гифы - это корни.

3. Все грибы растут в лесах.

4. Грибы имеют грибницу, состоящую из белых тонких нитей (гифов).

5. Все грибы - это многоклеточные организмы.

6. Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных нитей (гифов).

7. Все грибы – паразиты.

8. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин.

9. Грибы питаются готовыми органическими веществами.

10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные.


Первая помощь при отравлении грибами

- Немедленно вызвать врача.

- До прихода врача больному промыть желудок.

- Пострадавшему нужно дать активированный уголь, уложить в постель и поить водой или крепким чаем.

- Для уточнения диагноза нужно сохранить все несъеденные грибы.


VI Итог урока

Вывод: ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий.

VІI Домашнее задание: параграф 23-24 читать и пересказывать


YI. Рефлексия.

         Каков результат нашей деятельности?

  • Не знал…

  • Не понимал…

  • Не мог представить…

  • Не мог выразить…

  • Не мог выполнить…











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!