СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Человек и его украшения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Человек и его украшения"Конспект урока "Человек и его украшения"Конспект урока "Человек и его украшения"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Человек и его украшения"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: Изобразительное искусство 2 класс.

Урок № 22

Тема четверти: О чем говорит искусство.

Тема урока: Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения.

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Цель: Дать представление о связи характера человека, украшения и его назначения.

Задачи:

Образовательная, уметь:

– использовать художественные материалы – гуашь, акварель, восковые мелки;

– применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах.

Развивающие:

- развивать чувство гармонии;

- развивать творческое воображение.

Воспитательные:

- воспитывать эстетические чувства учащихся;

- воспитывать аккуратность и трудолюбие;

- воспитывать наблюдательность.

Деятельностная: Индивидуальная, украшение вырезанных из бумаги венца – коруны, богатырских доспехов заданной формы.

Формирование УУД:

Личностные действия: личностное переживание, нравственно-эстетическое оценивание,

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», уважение к своему народу.

Регулятивные действия: определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

оценка, планирование учебного сотрудничества; самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять правильность выполненного задания на основе различных образцов.

Познавательные действия: анализ; выбор наиболее эффективных способов решения задач; моделирование и преобразование объекта; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные действия: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выражение своих мыслей; формулирование и аргументация своего мнения.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный с использованием ИКТ, фронтальный опрос, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок, инструктаж, творческая практическая работа

Межпредметные связи: окружающий мир, внеклассное чтение.

Деятельность учащихся: Индивидуальная, украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, венец – коруну (кокошников) заданной формы.

Ожидаемые результаты урока: Учащиеся должны обобщить материал и создать творческую работу: украсить венец – коруну (кокошник) для девочек, для мальчиков щит.

Используемые учебники и учебные пособия: ФГОС. Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство; Искусство и ты 2 класс; учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Б.М.Неменского. М.: Просвещение 2012.;

Изобразительно искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского; Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/

М.: просвещение 2011.

Источники:  Сайт Военная история России Альбом «Н.Русские доспехи 10-17 веков»;

http://folkler.ru/kostyum/genskiy_kostuam_na_rusi

Материалы для учителя: Компьютер, мультимедиа проектор; карточки с новыми словами, шаблоны венца – коруны, головные уборы: коруна, повязка, кокошник, понёва.

Материалы для учеников: Бумага, карандаш с ластиком, восковые мелки, акварельные краски, гуашь, ватные палочки, кисти, палитра, вода.

План:

I. Организация начала урока (2 минуты).

II. Проверка домашнего задания (2 минуты).

III. Основная часть (15 минут).

IV. Первичное закрепление знаний (3 минуты).

V. Творческая практическая деятельность учащихся (18 минут).

VI. Подведение итогов урока (3 минуты).

VII. Информация о домашнем задании (2 минуты).

Ход урока:

I. Организация начала урока:

Приветствие, знакомство, проверка готовности к уроку.

- Какие вы сегодня нарядные! По какому случаю вы так оделись? (Ответы)

- Вы обратили внимание на мой костюм? Это наша подюжская мастерица Надежда Ивановна Потягова смастерила такой костюм на мотив костюма наших предков.

- Как вы думаете, почему я его сегодня одела и чем он вам понравился? (Ответы)

Мы не должны забывать русских народных традиций, для этого у нас сегодня урок и посвящён одним из главных моментов русского костюма – это украшениям.

Вот мы и выяснили ключевое слово нашей темы урока – УКРАШЕНИЕ – записываю слово на доске.


II. Проверка домашнего задания:

- Давайте вспомним, на предыдущих уроках вы встречались с чем то подобным?

Какую красоту сказочных героев вы передавали! (нравственную, духовную красоту, добро и зло сказочных героев)


III. Основная часть:

Актуализация знаний учащихся.

Слайды № 1 – 3 - Ваша задача рассмотреть и рассказать, что изобразил художник (портреты девушек в народных костюмах в украшениях).

- Зачем нужны людям украшения? (Ответы)

- Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока, сформулируйте её?

- Тема урока: «Человек и его украшения». Запись на доске.

Постановка учебной задачи.

Значит и задание у нас будет соответствующее, какое: нарисовать украшение, женское или мужское это вы решите сами.

Открытие «нового» знания.

- Человеку с древних времён было присуще стремление вносить красоту в окружающий его предметный мир. Сначала он делал украшения из клыков убитых зверей, ракушек, глины. Потом из драгоценных камней, металла, стекла.

- С украшениями мы сталкиваемся каждый день, часто не осознавая, что это произведения искусства. У каждого народа существуют свои национальные украшения, характер которых определён природными условиями, культурными традициями народов. Например, народы Прибалтики любят янтарь и чаще других народов используют его в украшениях. Народы Урала делают украшения из природных камней – уральских самоцветов.

- А у нас на севере из чего делали украшения? (дерево, береста, нитки, жемчуг, стеклярус, глина…). Молодцы!

- Как вы думаете, что можно узнать о человеке через украшения, могут ли они рассказать о человеке? (Ответы учащихся)

- Украшения выражают характер и настроение человека. К каждому событию человек подбирает соответствующее украшение.

Слайд № 3 - Посмотрите на эту картину и попробуйте определить, почему так девушка оделась. (Ответы учащихся)

-Как вы догадались? (Торжественное платье, дорогие ювелирные украшения говорят о том, что девушка собралась на праздник)

Слайд № 4 (Скромное платье, неброские бусы нам подсказывают, что эта девушка может, находится дома, у неё в руках вышивка, она работает)

- Молодцы! Вы все правильно определили. Мы не будем надевать дорогие ювелирные украшения и длинное платье, когда пойдём в магазин. Если же человек нарушает представления людей о назначении украшений, их использовании в определённой ситуации, то это выглядит нелепо, и говорят, что у этого человека плохой вкус.

В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность. 
Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу, Русские замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок.. 
Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, т.к. по старинным обычаям показывать их было нельзя. 
Связь женских головных уборов с возрастными группами, обряды, сопровождающие надевание их впервые, а также связь с древнейшими дохристианскими поверьями заставляют относить происхождение некоторых видов женских головных уборов к глубокой древности. 

Слайд № 5 Девичья повязка - девичий головной убор, заканчивающийся лентами, символ девичьей вольной жизни.

Слайд № 6 Венец – коруна - девичий ажурный венец и коруна предназначались для свадьбы и чаще всего имели обнизь из жемчуга.

Уборы были ажурные – с прорезями, «городчатые» - с зубцами, плоские и объёмные, украшались самоцветами, шитьём, ажурным плетением с речным жемчугом, бисером, перламутром, пухом и крашеными перьями.

Слайд № 7 Кокошник - женский головной убор с высокой передней частью, шитый жемчугом и золотом. Поверх кокошника надевали плат. Кокошник (плотная шапочка – «корона») украшался самоцветными камнями, жемчугом, шелком, бархатом, парчой. Зажиточные люди заказывали самые дорогие кокошники, украшенные лучшими материалами, а те, у кого не было на это денег, могли позволить себе украсить головной убор только бисером. Из-за дороговизны изделия, его бережно хранили и передавали по наследству, а поэтому носили только по праздникам.  Для молодой девушки кокошник был обязательным элементом свадебного наряда, который после венчания носился до появления первенца, а затем только по праздникам.

Повойник - мягкая шапочка из ткани, которую надевали сразу после венчания.

Платок (плат) - прообразом платка был кусок ткани «убрус», покрывающий голову замужней женщины поверх повойника.

- Носили и всевозможные украшения: серьги, нагрудники, подвески, ожерелья, цепочки, пуговицы со вставками из стекла, камня, жемчуга, перламутра.

- Вспомните, к каким сказкам в иллюстрации вы можете увидеть русский народный костюм. (Ответы учащихся)

Слайд № 8 - Иллюстрация сказок. Назовите автора и сказку? (ответы учащихся).

В сказках А.С. Пушкина можно проследить за тем, как одевались красавицы на Руси, на их украшения.

- Какие головные уборы у героинь сказки? (венец – коруна)

Молодцы, незамужние девушки носили девичью повязку или венец – коруну.

«Сказка о царе Салтане» - у героинь на головах коруны самой разнообразной формы. Художник иллюстратор прежде чем начинает делать иллюстрации, изучает историю того времени. В данном случае он изучил историю русского народного костюма.

Мы можем судить по одежде и в том числе по головным уборам, к какому сословию относятся герои сказок, будний день или праздник.

Слайд № 9 Ещё одна сказка А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - по этим иллюстрациям можно узнать и характер героем, каким образом художник передал характер? ( молодая царевна скромная, задумчивая девушка. Злая мачеха только и любуется своим отражением в зеркале).

- Какого цвета кокошники? ( белый и коричневый)

-А как вы думаете, можно по цвету убора определить характер героя?

(В светлых больше спокойствия, доброты, искренности).

-А тёмные, что о них можно сказать?

(мрачными, не добрыми).

Слайд № 10. А сейчас мы с вами рассмотрим палитру цветов, можно ли определить характер этих цветов?

Палитра №1 (Яркая, нежная, приятная, легкая, веселая, радужная…т. д).

Палитра №2 (Темная, скучная, тоскливая, печальная, унылая … т. д).

Ребята, посмотрите ведь на обоих, картинках есть схожие цвета. А почему один рисунок выглядит так мрачно и тоскливо, а другой на оборот веселым? В разных сочетаниях одни и те же цвета и выглядят по-разному. Это мы с вами и видим на картинках.

Слайд № 11 Жемчуг, который так любили на Руси, он может быть разных цветов и оттенков, верхний ряд – тёмные цвета, нижний светлые. Каким по характеру героям может служить для украшения этот жемчуг?

(Верхний – злые, нижний - добрые герои).

Слайд № 12 - А что бы вы предложили для украшения коруны, кокошника? (Солнышко, звёздочки, бабочек, ягодки).

Слайд № 13 Так украшают головные уборы современные мастерицы, а зачем сейчас нужны – русские народные костюмы? (На праздники, для выступлений на концертах).

Слайд № 14 - Мы говорили о женских украшениях, а что носили богатыри? (На голову одевали шлем, на тело – кольчужную рубаху. Щит и меч дополняли снаряжение богатыря)

- Украшали шлем воину совсем не так, как девице кокошник, по его шлему можно было узнать, военачальник он или простой воин. Украшения для мужчин подчёркивали их силу, мужество, храбрость.

- В древности воинские шлемы, щиты, мечи были богато украшены. На шлеме или щите богатырь мог изобразить зверя, на которого хотел походить в ловкости, мудрости или смелости. Его щит мог быть устрашающим, даже зловещим, или украшенным светлым образом солнца. Солнцем украшали щит защитника. В торжественных случаях войны надевали шлемы с драгоценными камнями, чеканкой, а на поле битвы – шлемы строгие, почти без украшений. Таким образом, украшения характеризовали своего хозяина.

- Откройте стр.110-111. Посмотрите, как в древности были украшены воинские шлемы и щиты.


Физкультминутка: Встали. Покажите через движение и позу, выражение лица героев сказок: Коршун, царевна-лебедь, злая мачеха, молодая царевна.


IV. Первичное закрепление знаний:

У меня для вас ещё есть загадка: бабушкин сундучок.

- Как вы думаете, что в нём может находится? (Предположения учащихся)

В этом сундучке: украшения – бусы из жемчуга и женские головные уборы, которые носили наши прабабушки.

Давайте посмотрим, что это за головные уборы: корона, повязка, повойник, платок.

Вам понравились уборы? Самые смелые девочки могут одеть их и посидеть на уроке, чтобы мы могли полюбоваться на красоту.

Задание творческой работы:

украсить венец – коруну для девочек, для мальчиков шлем. Но можно и наоборот.

Выдаю шаблоны, каждый выбирает по своему вкусу: подумать для доброго или нет героя будет ваш головной убор, шлем устрашающий или для защитника.

Инструкция

Придумайте и нарисуйте рисунок, который будет украшать ваш головной убор. Это может быть геометрический орнамент, композиция из цветов или просто абстрактный рисунок.

В любом случае, начните рисовать с крупных, центральных объектов, расположите их в центре и по краям головного убора. Затем наметьте более мелкие детали и уже после, если это, например, цветы, начните прорисовку. Допустим, по верхнему краю кокошника можно нарисовать нитку жемчуга. С помощью него же можно нарисовать небольшую сеть поверх рисунка.

Изобразить мелкие детали на рисунке не всегда удаётся кистью аккуратно и ровно.

- Каким способом, и какими инструментами можно нарисовать аккуратно жемчуг и камни? (Предложение учащихся).

Предлагаю вам два варианта работы:

1 вариант: работа восковыми мелками + акварель, кисточка.

2 вариант: гуашь + кисть и ватные палочки.

Показываю на доске пример:

1 вариант: Мелками рисуем узор, а затем акварелью заливаем фон.

2 вариант: Заливаем фон, а затем ватными палочками наносим узор.

Варианты работы в цвете каждый выбирает на своё усмотрение.


V. Творческая практическая деятельность учащихся.

В ходе самостоятельной работы проводится индивидуальная работа, уточняется композиционный замысел каждого ученика в рисунке, если возникнут затруднения, они могут, обратится с вопросом и за помощью друг к другу, к учителю.


VI. Подведение итогов урока

Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

1.Выставка работ учащихся, обсуждение, оценка.

Дети могут высказать своё мнение о работе товарищей, какой рисунок понравился ему больше, почему.

2.Обобщение изученного материала.

Рефлексия - Скажите, пожалуйста, чему вы научились на уроке, что узнали нового?

Вы хорошо поработали на уроке, у нас получилась дружина из богатырей с красивыми доспехами, она будет нас охранять и помогать в учёбе. У девочек ансамбль в красивых головных уборах.

Как вы думаете, ваши рисунки использовать в дальнейшем?

- украсить на праздник, подарить маме и папе на 8 марта и 23 февраля.

VII. Информация о домашнем задании.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!