Работу выполнила:
Мельник Алевтина
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Начальное образование (техническое творчество и робототехника)
3 курс
Практическое задание: Разработка фрагмента урока чтения
«Выделение звуков [в],[в´] и знакомство с буквой В»
Страница «Азбуки», которая соответствует уроку 1-го типа - Стр. 69-70
Тема урока: Знакомство с звуками [ в ][ в’ ], буквой В
План урока:
Организационный момент. Проведение артикуляционной разминки/дыхательной гимнастики.
Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания
Упражнения в чтении слогов
Прочитай слоги и потом сделай из них слова. Какие слова у вас получились?
ры, ши, ба, га, кни, мы, са, ли
Ответ:рыба, книга, мыши, лиса
Игра «Звуковое лото»
2 ученика работают у доски, остальные на месте. Учитель диктует слова, ученики зачеркивают на карточке первый звук в каждом слове.
Слова: батон, груша, кот, аист, сон, тетрадь, заяц, юла, флаг, ёж, вода, яблоко, игра, шар, нос, пар, этаж, ухо, рот, жаба; звук, с которого никогда не начинается ни одно слово.
Если дети зачеркнули все звуки правильно, смогут прочитать слово молодец.
Б | Н | Ю | Й | Ф | Г | О | Х | | | Б | Н | Ю | Й | Ф | Г | О | Х |
С | А | В | К | Э | П | У | Ш | | | С | А | В | К | Э | П | У | Ш |
Р | Ц | Т | Л | Ы | Д | Ж | Я | | | Р | Ц | Т | Л | Ы | Д | Ж | Я |
Е | И | Ь | Ч | З | Ё | М | Ъ | | | Е | И | Ь | Ч | З | Ё | М | Ъ |
Ё | Г | Я | Н | Ы | Ж | И | | | Ё | Г | Я | Н | Ы | Ж | И |
М | Ф | П | Э | Д | Т | З | | | М | Ф | П | Э | Д | Т | З |
В | О | А | О | У | Е | Р | | | В | О | А | О | У | Е | Р |
Б | К | Л | С | Ш | Ю | Ц | | | Б | К | Л | С | Ш | Ю | Ц |
Постановка познавательной задачи урока.
Создание проблемной ситуации ( загадки ).
А)Кто зимой холодной
Бродит в лесу
Злой, голодный? (волк)
Б)В раздевалке я служу,
На весу пальто держу (вешалка)
В)По полю рыщет,
Поет да свищет.
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (ветер)
Г)Ночь, но если я захочу,
Щелкну раз – и день включу (выключатель)
Постановка учебной задачи.
У: Ребята, давайте откроем учебник на странице 69 и обратим внимание на рамку с буквой «В», внизу есть слоги, давайте их прочитаем.
ВА ВИ
ВО
ВУ
ВЫ
У: Ребята, почему у меня на доске эти слоги в двух столбиках?
Д: Потому что, в -ва, -во, -ву, -вы – твердый звук [в], а в слоге -ви – мягкий [в`].
Сообщение цели и темы урока.
У: Вы наверно уже догадались, какая тема нашего урока на сегодня?
Д: Знакомство с звуками [в][в‘], буквой Вв.
Знакомство с новыми звуками.
Рассматривание предметной картинки. Работа над значением опорных слов.
Звуко-слоговой анализ анализ слов «вратарь» и «лови»
Выделение нового звука [в], его характеристика.
Работа по развитию речи .
Чистоговорки
Ва-ва-ва, ва-ва-ва — вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы — даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве — васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву — васильков букет нарву.
Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.
Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка,
В этой ванне вместо бани
Часто мыли Ванечку.
Физминутка. Артикуляционная гимнастика.
Физминутка:
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул он правым глазом.
Лапки в стороны развёл.
И по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик…
Артикуляционная гимнастика:
«Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, а затем сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
«Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
«Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
Знакомство с новой буквой. Продолжение работы по новой теме.
Выделение второго звука [в´], его характеристика
Сопоставительный анализ выделенных звуков: отыскание общих признаков, установление различий.
Распознавание новых звуков в других словах.
Знакомство с новой буквой.
Закрепление изученного на уроке. Упражнения в чтении
Чтение слогов: ва-ви-ву-вы-во и чтение слов
Чтение и работа с отрывком текста на странице 69
Подведение итогов
Задание на дом
Рефлексия
Методика проведения этапа урока
«Знакомство с новыми звуками и буквой»
Выделение звуков.
У: На полях найдите предметную картинку. Что на ней изображено?
Д: Вратарь и лови
У: Произнесём слово хором. 3-4:
Д: Вратарь, лови
У: Разделим слово на слоги. Произнесём его по слогам, прохлопывая.
Д: Вра-тарь, ло-ви.
У: Сколько слогов в словах «вратарь» и «лови»?
Д: В словах «вратарь» и «лови» два слога.
У: Произнесём хором первый слог. 3-4:
Д: «вра» в слове «вратарь» и «ло» в слове «лови».
У: Из чего состоит 1-ый слог?
Д: В слове «вратарь» слог «вра» состоит из 3-х букв и 3-х звуков: «в»-[в], «р»-[р], «а»-[а]; В слове «лови» слог «ло» состоит из 2-х букв и 2-х звуков: «л»-[л], «о»-[о].
У: Произнесём второй слог хором. 3-4:
Д: «тарь» в слове «вратарь» и «ви» в слове «лови».
У: Из чего состоит 2-й слог?
Д: В слове «вратарь» слог «тарь» состоит из 4-х букв и 3-х звуков: «т»-[т], «а»-[а], «р»-[р´], «ь»; В слове «лови» слог «ви» состоит из 2-х букв и 2-х звуков: «в»-[в´], «и»-[и].
У: Рассмотрите схему слов «вратарь» и «лови» под картинкой. Где находится звук, с которым мы познакомимся сегодня?
Д: В слове «вратарь» звук [в] первый, а в слове «лови» звук [в‘] третий.
У: Давайте произнесём этот звук и понаблюдаем, как он произносится.
Д: [в], [в’].
У: Эти звуки гласные или согласные?
Д: [в], [в’]- согласные звуки
У: Как вы определили?
Д: Когда мы их произносим согласные звуки, воздух встречает преграду. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает на пути никаких преград. Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя.
У: Закройте уши руками и произнесите звуки [в], [в’].
Д: [в], [в’].
У: Какой это звук - глухой или звонкий?
Д: [в], [в’] – звонкие
У: Посмотрите на схему. Каким цветом обозначены эти звуки на схеме?
Д: На схеме слова «вратарь» звук [в] обозначен синим цветом, а на схеме слово «лови» звук [в’] обозначен зеленым цветом.
У: Давайте произнесём их хором и понаблюдаем - они твёрдые или мягкие?
Д: [в] этот звук твердый. Звук [в’] этот звук мягкий
У: Кто может рассказать о звуках [в], [в’]?
Д: Эти звуки похожи тем, что они оба согласные и оба звонкие. Отличаются тем, что звук [в] твердый, а звук [в’] мягкий.
Знакомство с буквой
У: Как правильно произносить букву «В»?
Д: [Вэ]
У: А как правильно произносить звуки [в][в’]?
Д: Когда мы произносим звук [в], края губ смыкаются и размыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.
У: Звуки [в], [в’] обозначаются буквой «В». Рассмотрим её. Из каких элементов состоит заглавная буква «В»?
Д: Заглавная буква В состоит из двух элементов: «петля» и два «полуовала»
У: А строчная?
Д: Строчная буква в состоит из двух элементов: петельки и овала.
У: Похожи ли заглавная и строчная буквы «Вв»?
Д: Нет, у них похожие, но разные элементы. У заглавной буквы «В» элементы петли и двух полуовалов, а у строчной буквы «в» элементы овал и петля.
У: Почему букв 2 - заглавная и строчная?
Д: С заглавной буквы начинается предложение, пишутся имена людей, клички животных, названия исторических событий, некоторых праздников. Название предметов и явлений пишутся со строчной буквы.
У: Рассмотрите картинки, на что похожа буква «В».
Д: Буква «В» похожа на бабочку, на крендель, на парусник, на виноград.
У: Кто может назвать соседей буквы «В»?
Д: Соседи буквы «В» это «Б» и «Г»
У: Научимся печатать букву «В». Сначала заглавную. Посмотрите, как это сделаю я.
Отступаю от предыдущей работы 2 клетки вниз. От начала строки отступаю 2 клетки вправо. Заглавная буква "В" состоит из трех элементов. Начинаем писать букву. Сначала ведем прямую линию вниз (палочку), затем возвращаемся в точку начала нашей буквы. Рисуем от верхней точки "палочки" полуовал и соединяем с серединой линии. От середины линии(где остановились) начинаем рисовать полуовал и соединяемых с нижней точкой палочки.Готово.