СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока чтения по теме : «Зима в природе и поэзии» .

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Литературное чтение на родном языке

Класс: 4

Тема: «Зима в природе и поэзии»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: познакомиться с произведениями А.С.Пушкина « Вот север тучи нагоняя», С. Есенин «Поет зима-аукает» и А.А. Блока «Ветхая избушка»

Задачи урока:

Образовательные: создать условия для знакомства со стихотворениями А.С.Пушкина « Вот север тучи нагоняя», С. Есенина «Поет зима-аукает» и А.А. Блока «Ветхая избушка» , обеспечить первичное восприятие текстов, понимание содержания.

Развивающие: развивать качества полноценного чтения, творческое воображение, связную речь, восприятие на слух стихотворений , внимание, логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение.

Воспитательные: воспитывать любовь к книгам и чтению, ценностное отношение к природе, трудолюбие, чувство ответственности за свои поступки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Осознанно воспринимают содержание стихотворений, умеют отвечать на вопросы по содержанию, находят звуки зимы в стихотворениях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: умеют работать с текстом, осуществляют поиск и выделение информации, восприятие художественного текста, умеют осуществлять операции обобщения, синтеза, конкретизации;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: принимают и сохраняют учебную задачу, умеют прогнозировать, умеют контролировать и корректировать свою деятельность, адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников.

КОММУНИКАТИВНЫЕ: умеют формулировать собственное мнение, аргументируют свою точку зрения, строят высказывание в монологической и диалогической форме.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

формируют уважительное отношение к иному мнению, строят свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивируют свои действия..

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения по теме : «Зима в природе и поэзии» .»

Предмет: Литературное чтение на родном языке

Класс: 4

Тема: «Зима в природе и поэзии»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: познакомиться с произведениями А.С.Пушкина « Вот север тучи нагоняя», С. Есенин «Поет зима-аукает» и А.А. Блока «Ветхая избушка»

Задачи урока:

Образовательные: создать условия для знакомства со стихотворениями А.С.Пушкина « Вот север тучи нагоняя», С. Есенина «Поет зима-аукает» и А.А. Блока «Ветхая избушка» , обеспечить первичное восприятие текстов, понимание содержания.

Развивающие: развивать качества полноценного чтения, творческое воображение, связную речь, восприятие на слух стихотворений , внимание, логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение.

Воспитательные: воспитывать любовь к книгам и чтению, ценностное отношение к природе, трудолюбие, чувство ответственности за свои поступки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Осознанно воспринимают содержание стихотворений, умеют отвечать на вопросы по содержанию, находят звуки зимы в стихотворениях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: умеют работать с текстом, осуществляют поиск и выделение информации, восприятие художественного текста, умеют осуществлять операции обобщения, синтеза, конкретизации;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: принимают и сохраняют учебную задачу, умеют прогнозировать, умеют контролировать и корректировать свою деятельность, адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников.

КОММУНИКАТИВНЫЕ: умеют формулировать собственное мнение, аргументируют свою точку зрения, строят высказывание в монологической и диалогической форме.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

формируют уважительное отношение к иному мнению, строят свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивируют свои действия..

Средства обучения: УМК «Школа России» учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. 4 класс 2 часть; презентация, раздаточный материал.

Ход урока

Педагогическая деятельность учителя

Учебно-познавательная деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! -Ребята, посмотрите в окно. Какое время года сейчас?

-Чем вам нравится зима?

-Какие поэты писали стихотворения о зима?

-Сегодня на уроке вы узнаете, какие ещё поэты писали о зиме.

Приветствуют учителя.


-Зима

Отвечают

2. Актуализация знаний

Речевая разминка

- Чтобы подготовиться к хорошему чтению, проведем речевую разминку.

Ла-ла-ла,ла-ла-ла

В гости к нам зима пришла

Ра-ра-ра,ра-ра-ра

Очень рада детвора

Ло-ло-ло, ло-ло-ло

Всем нам очень весело

Ры-ры-ры, ры-ры-ры

Дружно катимся с горы

- Прочитайте первые 2 строчки с интонацией восхищения.

-Прочитайте последние строчки с интонацией удивления.

Молодцы. -Посмотрите репродукцию картины «Зимний вечер» Гавриила Павловича Кондратенко.

Опишите ее.

-Ребята, а кто ещё кроме художника может рассказать нам о завывании вьюги, о падающем снеге?

-Правильно, композитор.

-Я хочу, чтобы вы послушали музыку современного композитора Микаэля Таривердиева «Снег над Ленинградом»

Какие чувства вы испытали при прослушивании? Ребята сегодня мы познакомимся с ещё одним автором, который очень любил природу и русскую зиму. Это Александр Блок. Предположите задачи, которые нам необходимо решить на сегодняшнем уроке. Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик.

- И сегодня мы познакомимся с произведением А.Блока «Ветхая избушка. Оно связано со счастливой порой в жизни поэта – детством.

- Как вы понимаете это выражение – ветхая избушка?

Ветхий – разрушающийся от старости, дряхлый

Выполняют речевую разминку.











Читают.
















Композитор

Слушают

Воспринимают











Предполагают

3. Аналитико-синтетическая работа над произведениями

Учитель читает первый раз

-Каким настроением наполнено стихотворение? – Какие картины представили, слушая стихотворение?

– С каким чувством поэт пишет о детях?

– Из каких слов это видно?

– Как бы вы прочитали это стихотворение?

-Дети, а как вы думаете, в стихотворении говорится о жизни крестьянских детей или городских? Почему?

Чтение стихотворения детьми

-Постарайтесь прочитать стихотворение так, чтобы передать настроение автора и одновременно свои чувства.

-Читают выразительно несколько учащихся.

-Кто выразительно прочитает вслух?

Прочитайте первое четверостишие нашего стихотворения.

Ветхая избушка

Вся в снегу стоит.

Бабушка – старушка

Из окна глядит.

Что в этом четверостишие соблюдается?

-Ребята, сейчас и вы побудите поэтами. Ваша задача взять за основу первые две строчки, а вторые две сочинить самостоятельно, чтобы соблюдалась рифма.

-Поднимите руку те, кому тяжело было быть поэтом. Давайте зачитаем, что же у вас получилось?

Продолжим изучать стихотворения о зиме.

С. Есенин написал замечательное стихотворение «Поет зима-аукает»

- Стихи Есенин начал писать рано, лет с восьми – девяти, когда был такой как вы сейчас. Это занятие ему очень нравилось. По признанию самого Есенина, к этому его подтолкнула бабушка. Она рассказывала Серёже сказки. Некоторые были с плохим концом, ему они не нравились, и он переделывал их на свой лад.

Он очень любил свою Родину и воспевал в своих стихах красоту родной природы. Поэта называют «певцом русской природы».

Чтение учителем стихотворения

- Понравилось ли вам стихотворение?

Словесное рисование.

-Какие рисунки вы бы нарисовали к этому стихотворению?

- Прочитайте первые три строки. Как вы их понимаете?

- Какое необычное слово вы встретили в стихотворении? (Стозвон).

Стозвон: звон 100 сосен, сосны высокие, их верхушки задевают друг друга. Стозвон – имеющий сто звонов. Сосняк – сосновый лес.

- С кем автор сравнивает зиму?

- Какие слова доказывают такое сравнение?

Такой поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа называется олицетворением.

- Прочитайте следующие три строки.

- Как понимаете выражение «с тоской глубокою плывут облака»?

- Что значит «седые облака»?

Такой оборот речи, когда слова и выражения употребляются в переносном значении, называется метафора.

Ребята, приведите примеры слов и выражений, которые употребляются в переносном значении?

- Прочитайте строчки о метелице и воробышках.

- Какой звук повторяется в первых трех строчках?

«А по двору метелица

ковром шелковым стелется,

но больно холодна…»

-Звук «л» повторяется и как бы усиливает ощущение холода; и ковёр шёлковый, сравнение это не случайно: шёлк – прохладная, холодящая ткань

-Какое сравнение нашёл поэт?

- Почему они прижались у окна?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

И еще одно стихотворение о зиме мы с вами сейчас прочтем.

Чтение учителем

- В литературных произведениях зима является к нам и доброй матушкой- зимой, и юной девочкой-снегурочкой, а то и седой колдуньей.

-А как Пушкин называет зиму?

-Почему поэт называет её волшебницей?

-Подберите синонимы к слову волшебница.

-Найдите в тексте, какие чудеса творит волшебница-зима?


- А как вы себе представляете картину «блеснул мороз»? Разве может мороз блестеть?

-В стихах Пушкина много слов и выражений, употребляемых в переносном значении. Мороз блеснул здесь имеет переносный смысл.

- Как у Пушкина сказано о первом снеге?

-Как вы понимаете «брега с недвижною рекою», «пухлая пелена»?

Выразительное чтение детьми.

Слушают. Анализируют.

Радостным, счастливым.

С любовью

Внукам-шалунишкам, весел ребятишкам, пальчики застудят














рифма







Слушают




Анализируют



Воспринимают











Высказывают свое мнение










Сравнивает с человеком


Поёт, аукает






Тихо, медленно


Белые




Золотые руки, золотое сердце, море люде, море книг, время бежит, горы золотые




Звук «л»









Он жалеет этих маленьких пташек, как и сиротливых деток

От окна идет тепло, и они надеются, что человек покормит их









Ведьма, колдунья, чародейка, чудесница, фея пришла

рассыпалась

повисла

легла

сравняла

Это блестит снег, когда сильный мороз


«Брега с недвижною рекою сравняло пухлой пеленою»


Пухлый снег – это снег как пух лежит


4. Самостоятельная работа

-Ребята, выберите по желанию стихотворение и прочитайте его выразительно. (оцениваю нескольких учеников)

Читают.

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Какую тему изучали сегодня на уроке?

-С творчеством каких поэтов вы сегодня познакомились на уроке? -Над какими стихотворениями мы работали сегодня? -Какое стихотворение вам понравилось больше? Почему? -Оцените свою работу на уроке: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно. -Запишите домашнее задание: нарисовать рисунок к одному из стихотворений.

Зима в стихотворениях

С.Есенин, А.А. Блок, А.С.Пушкин

Отвечают.

«Вот север тучи нагоняя», «Поет зима-аукает», «Ветхая избушка»



Оценивают свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!