Разработка урока окружающего мира в 1- «А»
учителя МБОУ «Первомайская ОШ имени Дьячкова Н.Н.»» Поповой Н.Г
Тема урока: «ЧТО ТАКОЕ ХВОИНКИ?»
Планируемые результаты:
Предметные результаты:знать, что хвоинки — это листья хвойных деревьев;различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;различать лиственные и хвойные деревья.
Метапредметные результаты:понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;сравнивать ель и сосну;описывать дерево по плану;отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:сознавать необходимость бережного отношения к деревьям.
Оборудование:Презентация к уроку и букет из опавших листьев; веточка лиственницы, цветные фишки; веточки, хвоинки и шишки ели и сосны (для групповой работы); атлас-определитель «От земли до неба».
Предварительная работа. До урока желательно провести прогулку, во время которой дети рассмотрят сосну и ель, а также, по возможности, лиственницу и составить презентацию к уроку.
Тип урока:ОНЗ
Ход урока
Оргмомент
Мотивация и целеполагание.
Звучит мелодия на фоне которой прочитать стихотворение:
Опавшей листвы — С осинки...
Разговор еле слышен: — С черёмухи...
— Мы с клёнов... — С дуба...
— Мы с яблонь... — С берёзы...
— Мы с вязов... Везде листопад:
— Мы с вишен... На пороге — морозы!
Ю. Капотов
С каких деревьев упали листья, собранные в букет?
Напомнить, что сосна и ель, которые мы видели во время прогулки, по-прежнему стоят зеленые. Чем покрыты их веточки? (Хвоинками.) Что такое хвоинки? Сегодня на уроке мы обязательно узнаем, что такое хвоинки.
Актуализация знаний и умений. Работа с учебником с.30 Если при перечислении известных им деревьев дети назовут только лиственные, учитель напоминает о тех деревьях, которые видели во время последней прогулки (сосна, ель). При работе с иллюстрацией можно предложить детям отметить лишний, по их мнению, рисунок цветной фишкой. Подвести детей к выводу: лишний рисунок тот, который изображает веточку ели, потому что у нее вместо обычных листьев - иголки (хвоинки).
Освоение нового содержания и его применение. Обычными листьями мы с вами назвали такие, которые имеют вид пластинок. А иголки – это тоже листья, только другой формы. Такие листья называются хвоинками. Вот мы и ответили на вопрос «Что такое хвоинки?» ( Хвоинки – это листья, которые имеют вид иголок).
-Не кажется ли вам, ребята, что мы подошли к важному открытию? По строению листьев деревья можно разделить на две группы. Кто скажет, какие? (Лиственные и хвойные.) Верно. Деревья, имеющие листья в виде пластинок, называются лиственными. Деревья, имеющие листья в виде хвоинок, называются хвойными».
Работа в парах –тетрадь с.19(№1
Физминутка
Практическая работа «Определяем хвойные деревья».
Дети работают в группах по заданиям учебника и рабочей тетради. Одним группам предлагаются для определения веточки, хвоинки и шишки ели, другим - веточки, хвоинки и шишки сосны. Дети определяют их по рисунку на с. 31 учебника, выполняют зарисовки в рабочих тетрадях и делают сообщение классу.
Задания на с. 31 учебника
Загадывание загадок:
Её всегда в лесу найдёшь. У меня длинней иголки,
Пойдём гулять и встретим: Чем у ёлки.
Стоит колючая, как ёж, Очень прямо я расту
Зимою в платье летнем. В высоту.
(Ель) Если я не на опушке,
Ветви — только на макушке.
(Сосна)
Отгадайте загадки и скажите, какие особенности изученных нами деревьев в них отражены?
Приобретенные знания и умения применяются при выполнении задания в рабочей тетради (с. 20, №3). Дети работают самостоятельно, затем представляют классу результаты работы. Важно, чтобы учащиеся четко назвали признаки, по которым они узнали веточки: по длине хвоинок (у ели — короткие, у сосны — длинные), по расположению хвоинок на веточке (у ели сидят по одной, у сосны — по две).
По усмотрению учителя в урок в качестве дополнительного материала может быть включен материал о лиственнице. Учитель демонстрирует веточку лиственницы, предлагает рассмотреть рисунок в атласе-определителе «От земли до неба» (с.82) и спрашивает: «Можно ли это дерево отнести к хвойным? (Да, потому что у него есть хвоинки.) Как они расположены? (Пучками.) Чем это дерево отличается от других хвойных деревьев? (Осенью желтеет и сбрасывает хвою.)» На этот вопрос дети отвечают на основе наблюдений, если в окрестностях школы или дома могли видеть лиственницы. В качестве подсказки можно загадать загадку о лиственнице:
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.
Выводы и обобщения. Какие еще выводы мы можем сделать по сегодняшнему уроку?» Высказывания детей обобщаются с помощью текста на с. 31 учебника.
Рефлексия по опорной таблице «Радуга»
Итог урока проводится с помощью блока вопросов на с. 31 учебника и стихотворения:
Даже ёлки мы вначале А когда на ветку ели
От сосны не отличали: Мы получше посмотрели,
Раз торчат иголочки — Оказалось, что она
Значит, это ёлочки. Не такая, как сосна.