СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока для 8 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 8 класса»

Урок русского языка в 8классе

Тема: « Безличные предложения».


Цели:

  1. Продолжать закреплять умения определять вид односоставных предложений.

  2. Научить определять, чем выражено сказуемое в безличном предложении.

Задачи

  1. Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.

  2. Закреплять умение составлять лингвистический рассказ по схеме.

  3. Развивать память, речь, образное мышление учащихся.

  4. Воспитывать чуткое отношение к состоянию природы.


Оборудование: раздаточные карточки, таблица «Способы выражения сказуемого в Безличном предложении», карточки-примеры, контрольные карточки.


ХОД УРОКА.


1. Здравствуйте, садитесь. Откройте тетради, подпишите число.


2. Синтаксическая дуэль: Продолжите мою мысль

  • Главный член предложения, отвечающий на вопрос что делает предмет речи?, это…(сказуемое)

  • В предложении «В классе тихо», слово «тихо» …(сказуемое)

  • Для пословиц и поговорок типичны … предложения. (обобщенно-личные)

  • Подлежащее можно легко восстановить в … предложениях. (Определенно-личные)

  • В неопределенно-личных предложениях сказуемое имеет форму …(3-го лица мн.ч., или прош.вр. мн.ч.)

Подведем итог: кто «выжил», «ранен», «убит». А теперь, внимание, сегодня за урок вы сможете получить только положительные оценки, для того чтобы мне легче было вас оценить, у себя на полях будете ставить плюсы, когда я скажу. За первое задание плюсы получают …..

3. Укажите односоставные предложения: (на доске)

а) Зимняя стужа хозяйничает в лесу.

б) Идёшь по зимнему лесу и любуешься его красотой. (обобщенно-личное, повествование с обобщенным смыслом; сказуемое выражено глаголом 2-го лица, ед.ч.)

в) Искрится и переливается снег в лунном свете.

г) За окном завьюжило. (безличное, сказуемое выражено безличным глаголом)

- Расскажите о тех односоставных предложениях, которые вы уже знаете, по схеме: (схема написана на доске)

  • Объяснить название

  • Форма сказуемого

  • Употребление в речи

  • Пример

За рассказ плюсы получают…

4. Тема урока

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с односоставными безличными предложениями. Посмотрим, чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении.


- О чём говорит нам название «безличное» предложение? (нет и не может быть подлежащего, т.е. лица, выполняющего действие – «без лица», действие происходит само по себе).


- Найдите в составе сложного предложения односоставное предложение (предложения написаны на доске)


1) Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.


- Состояние чего рисует это предложение? (природы)


2) Мне не сидится в хате тесной, тянет погулять.


- О чём здесь говорит нам безличное предложение? (состояние человека)


5. Работа с раздаточным материалом (с целью анализа таблицы «Способы выражение сказуемого в безличном предложении»).


- Перед вами предложения. Обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены, пользуясь таблицами у вас на столах. Чем выражено сказуемое в безличном предложении

Безличный глагол ( с –ся и без –ся)

1.Думается в основном о конце света.


Личный глагол в безличном значении.

2. Завыло, запело вдали густо, пронзительно.


Инфинитив

3. Идти дальше некуда.


Слово категории состояния на -о

4. На душе было легко и радостно.


Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом

5.Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.


Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание.

6. Нет сна, есть видимость его.


Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами –н-, -ен-, -т-.

7. В номере было накурено.

За активную работу плюсы…


- Какое предложение звучит красивее: Наступает вечер или Вечереет?

- Чем можно объяснить распространённость безличных предложений в художественной речи? (выразительность; лаконичная форма обозначения состояния природы и человека; передают личное отношение, восприятие действительности)


6. ИГРА «ДА – НЕТ» (физкультминутка)

- Я вам задаю вопрос, а вы если «ДА» - встаете, если «НЕТ» - сидите.


  • Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА)

  • Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)

  • Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

  • Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

  • Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено словами нет, не было? (ДА)

  • Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)


7. Работа в парах.

  1. Докажите, что пред вами текст.

  2. Найти в тексте безличные предложения, сколько их? Чем выражено сказуемое?

  3. Сделать вывод о функции безличного предложения в художественной речи. (субъективное восприятие действительности, описать состояние души)

- Работаете ровно столько, сколько звучит мелодия.


К ночи становится очень холодно и роси­сто. Надышавшись ароматом новой соломы, бодро идёшь к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студёной заре необыкно­венно ясно. Темнеет. Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев.

Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое семизвездие Стожар, ещё раз пробежишь в сад. Шурша по сухой ли­стве, добредешь до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.

И. Бунин. «Антоновские яблоки»

(К ночи становится очень холодно и роси­сто. – инфинитив и слово категории состояния; Темнеет. – безличный глагол; Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. – безличный глагол. Вывод: )

Плюсы могут себе поставить…


8. Контрольные раздаточные карточки.

- Выпишите безличные предложения. Объяснить орфографию в пропусках.

Двусоставное предложение 3, 6,8.

Определённо–личное предложение 1, 2, 5.

Безличное предложение 4, 7, 9.


1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Тихо бреду вдоль пушистых реш…ток канала (М.Дудин)

3) Красны, ясны и тихи ст…яли к…роткие зимние дни (С.Аксаков)

4) От её голоса п…веяло теплотой. (Теплота повеяла от ее голоса)

5) Вдыхаешь запах м…розной пр…хлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось. (В ту ночь никто не спал)

8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

9) В воздухе пахнет сосновой см…лой. (Сильно пахнет сосновая смола)

Плюсы могут себе поставить…


9. Творческое задание.

- Ну, а сейчас я попрошу вас придумать по 2 – 3 безличных предложения на тему «Зимний день».

(спросить 2 – 3 человек прочитать свои работы)

Плюсы могут себе поставить…


ВЫВОД: Сегодня мы закончили знакомство с глагольными односоставными предложениями, итак давайте еще раз назовем их: (ответы учащихся). Скажите, кто сколько плюсов сегодня получил? 4 – 5 плюсов – «5», 3 плюса – «4». Запишите домашнее задание: §21 упр. 135. Всем спасибо за урок!































Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» в 8 классе

вариант

  1. Укажите ошибочное утверждение.

  1. Односоставным называется предложение, в котором имеется только один главный член.

  2. Главный член определённо-личного предложения называет действие неизвестного лица.

  3. В безличных предложениях действие или состояние представляется как не зависящее от деятеля.

  1. Укажите двусоставное предложение.

  1. Его было не узнать.

  2. Родные сочли бы его недостойной партией для Кити.

  3. Верьте мне, Ольга Михайловна!

  4. А её всё нет и нет.

  1. Отметьте односоставное предложение.

  1. Сударыня, ведь русским же языком вам объясняют.

  2. И идут без имени святого.

Все двенадцать вдаль…

  1. Увидеть и услышать этого поэта было бы для меня ослепительным счастьем.

  2. Надолго запомнился ему один день в конце января.

  1. Укажите верную характеристику предложения Смотри дерево в плодах, а человека в делах (пословица).

  1. Двусоставное

  2. Односоставное, обобщённо-личное

  3. Односоставное, неопределённо-личное

  4. Безличное

  1. Укажите верную характеристику предложения Весной птицам спать долго некогда.

  1. Двусоставное

  2. Односоставное, определённо-личное

  3. Односоставное, неопределённо-личное

  4. Безличное.

  1. Укажите вариант ответа, в котором правильно соединены предложения и их характеристика.


А. Печаль мою не скрыть

1. Двусоставное

Б. К ним в комнату вошли.

2. Определённо-личное

В. Раннее утро.

3. Неопределённо-личное

Г. В саду вечерело.

4. Обобщённо-личное

Д. Тёмное враждебное облако висело над нами.

5. Безличное

Е. Приснись мне хоть однажды.

6. Назывное


  1. А1,Б2,В1,Г4,Д5,Е4

  2. А1,Б3, В4, Г5, Д1, Е3

  3. А5,Б3,В6,Г5,Д1,Е5

  4. А5,Б2,В6,Г3,Д5,Е2


  1. Какое предложение не является безличным?

  1. У меня нет времени с тобой разговаривать.

  2. В выходные дождь не прекращался ни на минуту.

  3. От этой шутки друзьям стало веселее.

  4. Нет дыма без огня.

  1. Отметьте назывное предложение.

  1. Увидеть бы её!

  2. Воды, воды!

  3. На стенах – ковры.

  4. А вот и река!

  1. Определите какой(-ие) члены предложения пропущен(-ы) в сложном предложении Известный географ заметил, что реки с Урала текут в двух направлениях: одни – в Печору и Каму, другие – в Обь.

  1. Подлежащие

  2. Сказуемые

  3. В одной части пропущено подлежащее, в другой – сказуемое.

  4. Второстепенные члены предложения.

  1. Укажите верную характеристику предложения Я сел на своего доброго коня, а Савельич – на тощую и хромую клячу.

  1. Простое, односоставное

  2. Простое, двусоставное, неполное

  3. Сложное, первое – двусоставное неполное, второе - односоставное

  4. Сложное, первое – двусоставное, второе – двусоставное, неполное.


Прочитайте текст и выполните задания 11 – 15


(1)Волшебная осень парков. (2)Тихо. (3)Чуть-чуть сыровато. (4)Листья нехотя отрываются и словно повисают на невидимых паутинах. (5)Долго – долго падают кленовые листья. (6)Как они хороши. (7)Хотелось сказать садовнику, чтобы не подметал. (8)Пусть бы ходили люди по золотому ковру.

(9)Как же снять? (10)Как поймать это дыхание осени? (11) Кажется, листья падают не беззвучно. (12)Кажется, полёт сопровождает какая-то музыка. (13)Бом – бом. (14)Один лист, другой, третий! (15) Стройная музыка в парке. (16)Музыка листопада. (17)Один ли я её слышу?

(18)Нет. (19)Вот и девочка подняла голову, блестящими глазами провожает листья. (20)Рядом женщина под зонтиком. (21)Книга. (22)Но она не читает. (23)Она слушает золотой хоровод. (24)Вспоминаю. (25)Скорее, скорее снимать. (26)Поймать хоть отрывок музыки листопада.


  1. Выпишите из текста номера назывных предложений.


  1. Есть ли в тексте определённо-личное (-ые) предложение (-я). Укажите его (их) номера


  1. Укажите номера безличных предложений.


  1. Замените одно из безличных предложений текста синонимичным двусоставным предложением и запишите его.


  1. Как вы думаете, предложение Рядом женщина под зонтиком (предложение 20) двусоставное или односоставное? Аргументируйте свой ответ.











Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» в 8 классе

 вариант

  1. Укажите ошибочное утверждение

  1. Главный член неопределённо-личного предложения называет действие неопределённого лица.

  2. Односоставное предложение, в котором нет и не может быть подлежащего, называется безличным.

  3. Глагол-сказуемое в определённо-личных предложениях не нуждается в наличии подлежащего, так как значение конкретного лица передаётся личными окончаниями глагола.

  4. Назывными называются односоставные предложения с главным членом подлежащим, выраженным существительным в каком – либо падеже.

  1. Укажите двусоставное предложение.

  1. Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика.

  2. Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной.

  3. В тёплое апрельское утро сидеть в саду и слушать птиц чрезвычайно приятно.

  4. В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо.

  1. Отметьте односоставное предложение.

  1. Длинна зимняя ночь в деревне!

  2. В деревне ложатся рано.

  3. Вошедший резко отличался красотой и силой.

  4. Вот чудо так чудо!

  1. Укажите верную характеристику предложения Общаться с этим великим учёным было наслаждение.

  1. Двусоставное

  2. Определённо-личное

  3. неопределённо-личное

  4. безличное

  1. Укажите верную характеристику предложения Добрые феи, мне вас не хватает!

  1. Двусоставное

  2. Определённо-личное

  3. неопределённо-личное

  4. безличное

  1. Найдите двусоставное предложение

  1. Ему пришлось преодолеть свой страх.

  2. Всё хорошо.

  3. Утром не очень хочется делать зарядку.

  4. А за окном мело не на шутку.

  1. Какое предложение является безличным?

  1. Эту новость обсуждают везде.

  2. И слушаешь песни далёких сёл.

  3. Около самой деревни далеко просматривались окрестности.

  4. К сожалению, времени нас не осталось.

  1. Найдите назывное предложение.

  1. Осень в парках волшебна.

  2. Волшебная осень парков.

  3. Везде жёлтая листва.

  4. А это дятел.

  1. Неполными называются такие предложения, в которых

  1. Пропущено подлежащее

  2. Пропущено сказуемое

  3. Пропущен второстепенный член

  4. Пропущен любой член предложения.

  1. Укажите правильную характеристику второй реплики в диалоге

- Как тебя зовут?

- Саша.

  1. Односоставное назывное

  2. Неполное

  3. Односоставное безличное

  4. Одиночное обращение.


Прочитайте текст и выполните задания 11 – 15


(1)Я рад предстоящей встрече с осенним лесом. (2)Иду, как в картинную галерею, ещё раз взглянуть на давно знакомые полотна, что ежегодно выставляет напоказ золотая осень. (3)Глаз насторожен и жаден: не хочется ничего упустить.

(4)У самого края леса в зарослях болотного вереска блеснуло озёрко с тёмной водой цвета крепко заваренного чая. (5)На его поверхности цветная мозаика из листьев, занесённых ветром. (6)Это Поленов.

(7)А на косогоре узнаю Левитана. (8)Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки, о чём-то перешёптываются сразу со всеми своими листьями. (9)Трепещут листья на ветру и мелькают, поворачиваясь к солнцу то золотом, то серебром изнанки. (10) И путается в этом живом, колеблющемся кружеве и тоже трепещет синева осеннего неба.

(11)Позади молодого осинника высится многоколонным фасадом старый лес. (12)Из его глубин, как из музейного здания, тянет тонкими запахами древности. (13)Среди стволов-колонн затаилась гулкая тишина, и слышно, как, падая, шуршит, цепляясь за ветки, оброненный деревом лист.

(14)Мы идём мимо развешанных полотен по лесной дорожке. (15)Она то желтеет лимонными листьями берёз, то окрашивается в оранжевое и багровое, когда пробираемся под осинами. (16)Узорчатые листья рябины стали пунцово-красными, и в тон им пламенеют тяжёлые кисти ягод.



  1. Напишите номера определённо-личных предложений ( в том числе и номера сложных предложений, в которые входят определённо-личные).


  1. Укажите номера безличных предложений, включая те, которые входят в состав сложных предложений.


  1. Замените одно из безличных предложений синонимичным двусоставным предложением и запишите его.


  1. Напишите характеристику предложения №6 Это Поленов.


  1. Выполните полный синтаксический разбор предложения №9.


16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!