СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока для обучающихся 4 класса по теме: «Оркестр русских народных инструментов»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок выведения новых знаний, урок-путешествие.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для обучающихся 4 класса по теме: «Оркестр русских народных инструментов»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕСУЭТУКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»





Конспект урока для обучающихся 4 класса по теме:

«Оркестр русских народных инструментов»







Выполнила:

учитель музыки

высшей категории

Гоголева Р.В.



с. Нижний Суэтук, 2020 г.



Тема урока: Оркестр русских народных инструментов.

Тип урока: урок выведения новых знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Музыкальный репертуар: Г.В.Свиридов «Тройка», р.н.п «На горе-то калина».

Методы музыкального образования: метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод эмоциональной драматургии; метод размышлений о музыке.

Оборудование: баян, шумовые инструменты, мультимедийный проектор, компьютер.

Цели урока:

  1. Образовательно-развивающие цели:

1.1 Выведение и усвоение обучающимися новых понятий: струнные народные инструменты, духовые народные инструменты, клавишно-духовые народные инструменты, ударные народные инструменты.

1.2 Применение обучающимися опорных понятий: оркестр, народные инструменты, симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов.

1.3 Развитие у обучаемых универсальных учебных действий:

  • познавательных: подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; структурирование знаний;

  • регулятивных: определение познавательной цели, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка;

  • коммуникативных: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    1. Развитие у обучающихся предметных умений:

распознавать инструменты по внешнему признаку; определять на слух звучание русских народных инструментов; классифицировать группы народных инструментов.

  1. Воспитательные цели:

2.1. Формирование у обучающихся мировоззрения на основе философских категорий: качество – количество, единство – многообразие, общее – особенное – единичное, целое – часть.

2.2. Развитие личностных УУД: осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора; эмоциональная отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкального произведения; нравственно-этическое оценивание.



Заявка на оценку: (10 обучающихся в классе)

«5» - 30 и более

«4» -23 - 29

«3» - 17 - 22

План-конспект урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку

10 сек.


Знакомство школьников с заявкой на оценку и критериями оценки, выбор арбитров

30 сек.

Фиксирование оценки обучающимися на полях тетради

  1. Актуализация знаний

Фронтальная работа

(при входе в класс, на небольшом столике расположены шумовые музыкальные инструменты; у учителя на столе – баян, балалайка).

- Ребята, что необычное заметили вы, когда вошли в класс? На что обратили внимание?

- Какие из этих инструментов вам знакомы? Назовите их.

- Назовите, одним словом эти инструменты.

- Где мы можем услышать звучание всех этих инструментов?

- Что такое оркестр?




Задание 1. Раскройте содержание понятия оркестр, выделите существенные признаки понятия (родовые и видовые).







По 1б за ответ на вопрос.

В виде суждения 2б.










Верное определение понятия – 2б.




Предполагаемые ответы учеников:






- Музыкальные инструменты.


- Баян, балалайка, бубен, трещотки и т.д.

- Народные инструменты.


- В оркестре.

- Коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.

Родовой признак – коллектив музыкантов.

Видовой признак – совместное (коллективное) исполнение музыкального произведения на различных инструментах.

  1. Целеполагание и планирование

- Какие виды оркестров вы знаете?


- В состав какого оркестра входят данные инструменты?


- Сформулируйте тему нашего урока?



- Что мы будем делать на уроке? Какие умения нам понадобятся на уроке?





- Какие задачи вы поставите на урок? (о чем бы вы хотели узнать на уроке? Что мы не знаем об оркестре народных инструментов?)






По 1 б за каждую версию цели.







Ответ на вопрос в виде суждение 2б.

- Симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов.


- Оркестра русских народных инструментов.

- Оркестр русских народных инструментов (инструменты русского народного оркестра).

- Слушать музыку, описывать характер произведения, определять композиторская музыка или народная, определять состав исполнителей, исполнять произведение.

- Узнать историю возникновения оркестра. Какие инструменты входят в состав оркестра. Как расположены инструменты в оркестре.

(общие и отличительные признаки инструментов)

  1. Мотивация. Первичное закрепление

Фронтальная работа.

- Ребята, скажите, вы любите путешествовать?

- Сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие. Нам предстоит попасть в старинный замок «Оркестр» и узнать его тайну. Итак, отправляемся в дорогу. Какой транспорт мы с вами выберем для нашего путешествия? Какое у нас сейчас время года? Может быть, мы поедем на санях, запряженных в тройку лошадей? Чтобы мы в дороге не скучали нас будет сопровождать музыка. Какие умения нам понадобятся, когда будет звучать музыка?

(звучит музыка Г.Свиридов «Тройка» - вступление.)


Задание 1. (индивидуальная работа)

а) определите состав исполнителей

б) определите музыку – композиторская или народная.

в) назовите инструменты, звучащие в произведении (не менее 3-х)

Самооценка; по 1 б за каждый верный ответ.

- Вот мы с вами и подъехали к замку. Но двери его закрыты. А для того, чтобы их открыть, мы должны отгадать, какие инструменты живут в этом замке.

(на экране проекция замка)

Задание 2. (индивидуальная работа)

1-я загадка:

За обедом суп едят, к вечеру «заговорят». Деревянные девчонки, музыкальные сестренки. Поиграй и ты немножко, на красивых ярких…(ложках)

- Если угадали, поставьте себе 1б. и так к каждой загадке.

2-я загадка:

По описанию, определите музыкальный инструмент (струнный щипковый инструмент, имеет деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу)

3-я загадка:

Аудиозапись…(жалейка), если затрудняются ответить – стих о жалейке.

4-я загадка:

Инструмент у музыканта – он у нас не без таланта! Как на кнопки нажимает, громко музыка играет. Кажется: звучит орган, хоть в руках простой - ….(баян)

Фронтальная проверка.



















По 1 б за верный ответ

(3б)











по 1б за каждый правильный ответ. (4б)







- Да, мы любим путешествовать.












- Размышлять о произведении.





- Симфонический оркестр.

- Композиторская.


- Скрипка, виолончель, флейта.

  1. Усвоение новых знаний

- Двери замка открыты, но мы назвали не все инструменты, которые живут в этом замке. Нам предстоит преодолеть еще одно испытание – разделить на группы все инструменты, которые вы видите на экране.

(индивидуальная работа)


- На сколько групп мы можем разделить наши инструменты?

- По каким признакам вы это определили?


- Назовите одним понятием группы инструментов, если у вас в группе – домра, свирель; баян, ложки)

(работа в группах)


- Молодцы, ребята! Вот мы и открыли дверь в этот удивительный замок. А для того, чтобы узнать, кто нас встречает, вы должны прочитать текст и ответить на вопросы.

(на экране портрет В.В.Андреева)

Индивидуальная работа.

Самопроверка.

- Наше путешествие продолжается.

(на экране проецируется картина Б.Кустодиева – «Сельский праздник»)

- Где мы с вами находимся?

- Что вы видите на картине?

- Какую музыку вы бы подобрали для озвучивания этой картины?

- Для того, чтобы озвучить нашу картину, мы с вами разучим народную песню «На горе-то калина». Какие нам понадобятся умения?

(фронтальная работа)


- Первый раз попробуем пропеть мелодию песни негромко. Вслушайтесь, правильно ли вы уловили ее ритм (первое исполнение). А теперь исполним еще раз немного смелее.

Исполнение песни «На горе-то калина».

- Ребята, вам понравилась песня?

- Вы довольны своим исполнением?

- Молодцы, я тоже вами довольна!

- Ребята. Народные инструменты познакомили нас лишь с небольшой частью русской народной культуры. А теперь пора подвести итоги.









(по 1 б за каждую верно выделенную группу)

+ 1б за верно указанные признаки при делении


По 1 б за верный ответ

(3б)
















1 б



за соблюдение критериев при исполнении р.н.п



Распределяют инструменты проецируемые на экране в группы, по определенным признакам (по способу извлечения звука, звучанию и т.д)






- На 4 группы.

- По способу извлечения звука, по звучанию и т.д…


- Ударные, струнные, духовые и клавишно-духовые группы музыкальных инструментов.



Узнают историю возникновения оркестра народных инструментов.

(отвечают на 3 вопроса – кто создал, в каком году, первоначальный состав оркестра)






- Из замка мы попали на сельский праздник.

- Народное гуляние….

- Веселую, задорную, плясовую и т.д.




- Выразительное исполнение, точное интонирование, игра на шумовых инструментах и т.д.








Да.

Да.

  1. Рефлексия

(индивидуальная работа)

Задание 1. Определить какой звучит музыкальный инструмент? (название, к какой группе относится) – работа с цветными карточками.

Красная карточка – клавишно-духовые

Желтая карточка – струнные

Синяя карточка – духовые

Оранжевый цвет – ударные

(звучание 6 инструментов: баян, балалайка, жалейка, домра, бубен, свирель)

Задание 2. Работа с карточками. Определение группы народных инструментов.

(индивидуальная работа)

Подчеркните инструмент, не входящий в данную группу:

струн.

дух.

кл-дух.

удар.

1.

балал.

свир.

Трещ.

Лож.

2.

бубен

жал.

баян

буб

3.

домра

гусли

гармонь

домра


Подведение итогов работы.

а) определение степени достижения целей, поставленных в начале урока;

б) подсчет баллов, заработанных на уроке;

в) соотнесение набранного кол-ва баллов с заявкой на оценку;

г) выявление обучающихся, получивших запланированную оценку;

д) выявление обучающихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной;

е) обсуждение с обучающимися причин расхождения плана и факта оценки.

Домашнее задание.

Нарисовать в тетради любой русский народный инструмент.

По 1 б за верный ответ (6б)










По 1 б за верный ответ (4б)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!