Фронтальная работа (при входе в класс, на небольшом столике расположены шумовые музыкальные инструменты; у учителя на столе – баян, балалайка). - Ребята, что необычное заметили вы, когда вошли в класс? На что обратили внимание? - Какие из этих инструментов вам знакомы? Назовите их. - Назовите, одним словом эти инструменты. - Где мы можем услышать звучание всех этих инструментов? - Что такое оркестр? Задание 1. Раскройте содержание понятия оркестр, выделите существенные признаки понятия (родовые и видовые). | По 1б за ответ на вопрос. В виде суждения 2б. Верное определение понятия – 2б. | Предполагаемые ответы учеников: - Музыкальные инструменты. - Баян, балалайка, бубен, трещотки и т.д. - Народные инструменты. - В оркестре. - Коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. Родовой признак – коллектив музыкантов. Видовой признак – совместное (коллективное) исполнение музыкального произведения на различных инструментах. |
- Какие виды оркестров вы знаете? - В состав какого оркестра входят данные инструменты? - Сформулируйте тему нашего урока? - Что мы будем делать на уроке? Какие умения нам понадобятся на уроке? - Какие задачи вы поставите на урок? (о чем бы вы хотели узнать на уроке? Что мы не знаем об оркестре народных инструментов?) | По 1 б за каждую версию цели. Ответ на вопрос в виде суждение 2б. | - Симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов. - Оркестра русских народных инструментов. - Оркестр русских народных инструментов (инструменты русского народного оркестра). - Слушать музыку, описывать характер произведения, определять композиторская музыка или народная, определять состав исполнителей, исполнять произведение. - Узнать историю возникновения оркестра. Какие инструменты входят в состав оркестра. Как расположены инструменты в оркестре. (общие и отличительные признаки инструментов) |
Фронтальная работа. - Ребята, скажите, вы любите путешествовать? - Сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие. Нам предстоит попасть в старинный замок «Оркестр» и узнать его тайну. Итак, отправляемся в дорогу. Какой транспорт мы с вами выберем для нашего путешествия? Какое у нас сейчас время года? Может быть, мы поедем на санях, запряженных в тройку лошадей? Чтобы мы в дороге не скучали нас будет сопровождать музыка. Какие умения нам понадобятся, когда будет звучать музыка? (звучит музыка Г.Свиридов «Тройка» - вступление.) Задание 1. (индивидуальная работа) а) определите состав исполнителей б) определите музыку – композиторская или народная. в) назовите инструменты, звучащие в произведении (не менее 3-х) Самооценка; по 1 б за каждый верный ответ. - Вот мы с вами и подъехали к замку. Но двери его закрыты. А для того, чтобы их открыть, мы должны отгадать, какие инструменты живут в этом замке. (на экране проекция замка) Задание 2. (индивидуальная работа) 1-я загадка: За обедом суп едят, к вечеру «заговорят». Деревянные девчонки, музыкальные сестренки. Поиграй и ты немножко, на красивых ярких…(ложках) - Если угадали, поставьте себе 1б. и так к каждой загадке. 2-я загадка: По описанию, определите музыкальный инструмент (струнный щипковый инструмент, имеет деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу) 3-я загадка: Аудиозапись…(жалейка), если затрудняются ответить – стих о жалейке. 4-я загадка: Инструмент у музыканта – он у нас не без таланта! Как на кнопки нажимает, громко музыка играет. Кажется: звучит орган, хоть в руках простой - ….(баян) Фронтальная проверка. | По 1 б за верный ответ (3б) по 1б за каждый правильный ответ. (4б) | - Да, мы любим путешествовать. - Размышлять о произведении. - Симфонический оркестр. - Композиторская. - Скрипка, виолончель, флейта. |
- Двери замка открыты, но мы назвали не все инструменты, которые живут в этом замке. Нам предстоит преодолеть еще одно испытание – разделить на группы все инструменты, которые вы видите на экране. (индивидуальная работа) - На сколько групп мы можем разделить наши инструменты? - По каким признакам вы это определили? - Назовите одним понятием группы инструментов, если у вас в группе – домра, свирель; баян, ложки) (работа в группах) - Молодцы, ребята! Вот мы и открыли дверь в этот удивительный замок. А для того, чтобы узнать, кто нас встречает, вы должны прочитать текст и ответить на вопросы. (на экране портрет В.В.Андреева) Индивидуальная работа. Самопроверка. - Наше путешествие продолжается. (на экране проецируется картина Б.Кустодиева – «Сельский праздник») - Где мы с вами находимся? - Что вы видите на картине? - Какую музыку вы бы подобрали для озвучивания этой картины? - Для того, чтобы озвучить нашу картину, мы с вами разучим народную песню «На горе-то калина». Какие нам понадобятся умения? (фронтальная работа) - Первый раз попробуем пропеть мелодию песни негромко. Вслушайтесь, правильно ли вы уловили ее ритм (первое исполнение). А теперь исполним еще раз немного смелее. Исполнение песни «На горе-то калина». - Ребята, вам понравилась песня? - Вы довольны своим исполнением? - Молодцы, я тоже вами довольна! - Ребята. Народные инструменты познакомили нас лишь с небольшой частью русской народной культуры. А теперь пора подвести итоги. | 4б (по 1 б за каждую верно выделенную группу) + 1б за верно указанные признаки при делении По 1 б за верный ответ (3б) 1 б 3б за соблюдение критериев при исполнении р.н.п | Распределяют инструменты проецируемые на экране в группы, по определенным признакам (по способу извлечения звука, звучанию и т.д) - На 4 группы. - По способу извлечения звука, по звучанию и т.д… - Ударные, струнные, духовые и клавишно-духовые группы музыкальных инструментов. Узнают историю возникновения оркестра народных инструментов. (отвечают на 3 вопроса – кто создал, в каком году, первоначальный состав оркестра) - Из замка мы попали на сельский праздник. - Народное гуляние…. - Веселую, задорную, плясовую и т.д. - Выразительное исполнение, точное интонирование, игра на шумовых инструментах и т.д. Да. Да. |
(индивидуальная работа) Задание 1. Определить какой звучит музыкальный инструмент? (название, к какой группе относится) – работа с цветными карточками. Красная карточка – клавишно-духовые Желтая карточка – струнные Синяя карточка – духовые Оранжевый цвет – ударные (звучание 6 инструментов: баян, балалайка, жалейка, домра, бубен, свирель) Задание 2. Работа с карточками. Определение группы народных инструментов. (индивидуальная работа) Подчеркните инструмент, не входящий в данную группу: № | струн. | дух. | кл-дух. | удар. | 1. | балал. | свир. | Трещ. | Лож. | 2. | бубен | жал. | баян | буб | 3. | домра | гусли | гармонь | домра | Подведение итогов работы. а) определение степени достижения целей, поставленных в начале урока; б) подсчет баллов, заработанных на уроке; в) соотнесение набранного кол-ва баллов с заявкой на оценку; г) выявление обучающихся, получивших запланированную оценку; д) выявление обучающихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной; е) обсуждение с обучающимися причин расхождения плана и факта оценки. Домашнее задание. Нарисовать в тетради любой русский народный инструмент. | По 1 б за верный ответ (6б) По 1 б за верный ответ (4б) | |