СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока физики по теме "Что изучает физика"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен фрагмент конспекта урока с адаптированными заданиями для учащихся класса ОВЗ. Четыре адаптированных задания на этапе закрепления.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики по теме "Что изучает физика"»





Фрагмент конспекта урока по физике в 7 классе для учащихся с ОВЗ

(адаптированные задания)




Тема урока: «Что изучает физика?»





Учитель физики: Григорьева Светлана Анатольевна

ГБОУ НАО «Средняя школа №2 г. Нарьян-Мар с углубленным изучением отдельных предметов»










Нарьян-Мар 2018 г.

, вызываю. Задача решена! Успех очевиден.

При изучении физики большое внимание отводится проведению эксперимента и

лабораторных работ. При проведении лабораторной работы подумываю задание посильного

характера – ведь, работая в группе, ребенок с ОВЗ должен чувствовать себя комфортно. В каждой

группе назначается консультант – ученик позитивный, доброжелательный, который в любой

момент поможет члену своей группы.

Интересными для детей с ОВЗ бывают задания проблемно-исследовательского характера,

где они наблюдают явления и делают свои выводы, умозаключения. Например: задание на

молекулярное взаимодействие (7 кл.) Ученик получает 2 кусочка пластилина и 2 кусочка

парафина. Прижимая, друг к другу, кусочки пластилина наблюдает их соединение, а прижимая

друг к другу кусочки парафина – наблюдает другую картину. Предлагаю нагреть края кусочков

парафина над свечой и вновь соединить. После выполнения такого рода задания ребенок

обязательно высказывает свое умозаключение.

Изучая тему «Сила Архимеда» ученик с ОВЗ получает задание: Определить зависит ли

сила Архимеда от объема тела. Выдается сосуд с водой, тела разного объема из пластилина,

динамометр, нить. Ребенок сам планирует эксперимент, проводит его, делает выводы. Такая

работа развивает его сообразительность, активизирует умственную деятельность. Наблюдая за его

работой, использую поощрения в виде похвалы, подбадривание, чтобы не утратил веру в свои

способности. Ребята с ОВЗ любят такие задания, а в физике их достаточно.

Развивать творческие способности у детей с ОВЗ необходимо для дальнейшей успешной

его деятельности. Я на своих уроках организую разные формы работы, способствующие решению

именно этой задачи:

Провожу уроки-семинары в 9 -11 классах. Обычно это уроки изучения нового материала

или обобщающие занятия. Например: «Тепловые двигатели», «Движение искусственных

спутников Земли», «Электромагнитные волны». За неделю до проведения урока-семинара

сообщаю учащимся тему, дату, список литературы. Класс делится на группы для решения

определенных вопросов. Ребенок с ОВЗ получает от меня задание, с которым он имеет

возможность справиться хорошо, что должно повысить его самооценку. Задание должно быть

точно сформулировано и невелико по объему. А вот подход ребенка к выполнению задания

самостоятельный, творческий. Он может воспользоваться энциклопедией, справочником, интернет

ресурсами и др. В назначенный день каждый приносит весь «накопанный» материал и на уроке

оформляют групповой отчет в виде газеты и защищают свою тему. Ребенок с ОВЗ защищает,

делает свои выводы в той части проекта, которую готовил он.

На таких уроках создаются все условия для самоутверждения ребенка с ОВЗ и веры в свои

силы, совершенствуется умение анализировать, обобщать, делать выводы.

, вызываю. Задача решена! Успех очевиден.

При изучении физики большое внимание отводится проведению эксперимента и

лабораторных работ. При проведении лабораторной работы подумываю задание посильного

характера – ведь, работая в группе, ребенок с ОВЗ должен чувствовать себя комфортно. В каждой

группе назначается консультант – ученик позитивный, доброжелательный, который в любой

момент поможет члену своей группы.

Интересными для детей с ОВЗ бывают задания проблемно-исследовательского характера,

где они наблюдают явления и делают свои выводы, умозаключения. Например: задание на

молекулярное взаимодействие (7 кл.) Ученик получает 2 кусочка пластилина и 2 кусочка

парафина. Прижимая, друг к другу, кусочки пластилина наблюдает их соединение, а прижимая

друг к другу кусочки парафина – наблюдает другую картину. Предлагаю нагреть края кусочков

парафина над свечой и вновь соединить. После выполнения такого рода задания ребенок

обязательно высказывает свое умозаключение.

Изучая тему «Сила Архимеда» ученик с ОВЗ получает задание: Определить зависит ли

сила Архимеда от объема тела. Выдается сосуд с водой, тела разного объема из пластилина,

динамометр, нить. Ребенок сам планирует эксперимент, проводит его, делает выводы. Такая

работа развивает его сообразительность, активизирует умственную деятельность. Наблюдая за его

работой, использую поощрения в виде похвалы, подбадривание, чтобы не утратил веру в свои

способности. Ребята с ОВЗ любят такие задания, а в физике их достаточно.

Развивать творческие способности у детей с ОВЗ необходимо для дальнейшей успешной

его деятельности. Я на своих уроках организую разные формы работы, способствующие решению

именно этой задачи:

Провожу уроки-семинары в 9 -11 классах. Обычно это уроки изучения нового материала

или обобщающие занятия. Например: «Тепловые двигатели», «Движение искусственных

спутников Земли», «Электромагнитные волны». За неделю до проведения урока-семинара

сообщаю учащимся тему, дату, список литературы. Класс делится на группы для решения

определенных вопросов. Ребенок с ОВЗ получает от меня задание, с которым он имеет

возможность справиться хорошо, что должно повысить его самооценку. Задание должно быть

точно сформулировано и невелико по объему. А вот подход ребенка к выполнению задания

самостоятельный, творческий. Он может воспользоваться энциклопедией, справочником, интернет

ресурсами и др. В назначенный день каждый приносит весь «накопанный» материал и на уроке

оформляют групповой отчет в виде газеты и защищают свою тему. Ребенок с ОВЗ защищает,

делает свои выводы в той части проекта, которую готовил он.

На таких уроках создаются все условия для самоутверждения ребенка с ОВЗ и веры в свои

силы, совершенствуется умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Дети с различными трудностями развития имеют те или иные трудности в усвоении учебного материала. А именно, в физике это могут быть проблемы в формировании пространственных представлений, преобладание наглядно-действенной или наглядно-образной формы мышления, трудности в усвоении абстрактных понятий, проблемы в запоминании материала.

Немаловажную роль при работе с детьми с ОВЗ играют здоровье сберегающие

технологии.

Эти ученики не могут выполнять одну работу длительное время. Смена деятельности им просто

необходима, и это нельзя забывать. Вижу, что у ребенка пропал интерес к работе, стал

отвлекаться: даю ему работу на другой вид деятельности – это карточки «сделай по образцу»,

почитай часть параграфа и ответь на ряд вопросов, посмотри презентацию по изучаемой теме,

проделай эксперимент и сделай выводы, поработай в паре над задачей . А так же при изучении

определенных тем предлагаю задачи, которые заставляют задуматься о вреде курения, об

экологии: Например: задачи для 10 класса:

Немаловажную роль при работе с детьми с ОВЗ играют здоровье сберегающие

технологии.

Эти ученики не могут выполнять одну работу длительное время. Смена деятельности им просто

необходима, и это нельзя забывать. Вижу, что у ребенка пропал интерес к работе, стал

отвлекаться: даю ему работу на другой вид деятельности – это карточки «сделай по образцу»,

почитай часть параграфа и ответь на ряд вопросов, посмотри презентацию по изучаемой теме,

проделай эксперимент и сделай выводы, поработай в паре над задачей . А так же при изучении

определенных тем предлагаю задачи, которые заставляют задуматься о вреде курения, об

экологии: Например: задачи для 10 класса:

Целью данной методической разработки является адаптация учебных материалов для процесса образования детей с ОВЗ. Дети должны почувствовать свою успешность и с удовольствием овладевать необходимыми навыками. Если грамотно подобрать учебный материал, то улучшится и качество обучения таких детей.

Цели урока «Что изучает физика?»

Образовательная: познакомить обучающихся с предметом физика, с первичными понятиями в физике (тело, вещество, явление);

Развивающая: развивать внимание и любознательность, память и мышление;

Воспитывающая: воспитать чувство ответственности за сохранность окружающей среды; любовь к природе, умение видеть в ней красоту, пробудить у детей интерес к изучению физики.

Задачи занятия:

- познакомить учащихся с тем что изучает наука о природе – физика;

- ввести понятия «физическое тело», «вещество», «физическое явление»;

Планируемые результаты:

Личностными результатами являются:

-мотивация образовательной деятельности учащихся в изучении физики;

- участие в совместной учебной деятельности.

Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем давать эмоциональную оценку своей деятельности.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате своей работы.

Предметным результатом является освоение знаний и основных понятий: «Физика», «тело», «вещество», «явление».

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

- компьютер, медиапроектор (презентация);

План занятия:

1)Организационный момент (3 мин)

2)Изучение нового материала (17 мин)

3)Закрепление материала (15 мин)

4)Подведение итогов урока (5 мин)

1.Организационный момент: Приветствие.

2.Изучение нового материала

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересной наукой – физикой. Как вы думаете: что изучает наука физика? (ребята делают предположения).

Физика - это наука о природе, о природных явлениях и законах, и сегодня на уроке нам предстоит узнать основные физические определения: физическое тело, вещество, физические явления.

(демонстрирую различные физические опыты)

"Физика" – это греческое слово и в переводе означает, как вы поняли, "природа". Сам термин «Физика» возник как название одного из сочинений Аристотеля величайшего мыслителя древности, живущего в IV в до нашей эры. В русском языке слово появилось благодаря М.В. Ломоносову.

В физике кроме обычных слов, используют специальные слова, или термины, обозначающие физические понятия. Некоторые из таких слов постепенно вошли в нашу разговорную речь – электричество, сила, энергия.

Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Учащиеся выдвигают свои предположения. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что физическое тело – это любой предмет, подлежащий рассмотрению в физике.) Материал по физике содержит очень много терминов, которые не знакомы детям и трудны для понимания, подобрать объяснение этих терминов понятными и знакомыми детям словами затруднительно, на слайде представлены примеры различных тел, которые хорошо знакомы ребятам. Все задания, предлагаемые детям с ОВЗ должны быть направлены на то, чтобы ребенок поверил в себя, повысил свою самооценку.
При изучении физики большое внимание отводится проведению эксперимента и практических работ.

А теперь подойдите и дотроньтесь до любого тела, которое вас окружает.

Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках? (Сделаны из разного материала: древесина, пластмасса, металл.)

Какой можно сделать вывод? (Тела могут различаться веществом.)

Что такое вещество? (Это то, из чего состоит физическое тело.)

Приведите примеры веществ, из которых сделаны предметы на ваших столах. (Дети отвечают.)

Любой процесс в природе называют физическим явлением, например: молния, рассвет, радуга.

На слайде представлен видеоматериал с примерами физических явлений.







3.Закрепление материала

______________________________________________________________________________________________________


А
даптированное задание №1. (на интерактивной доске в презентации)


Адаптированное задание №2. (на интерактивной доске в презентации)


Адаптированное задание №3. (физическое лото)

Выдаем детям на парту стандартный лист с таблицей и конверт с карточками.

Дети работают в парах. Задание: «Разделите картинки из конверта на три группы понятий - физические тела, вещества, явления и разложите карточки в свободные клетки таблицы».


ТЕЛО

ВЕЩЕСТВО

ЯВЛЕНИЕ























ОТВЕТ:

ТЕЛО

ВЕЩЕСТВО

ЯВЛЕНИЕ

















А даптированное задание №4.(на интерактивной доске в презентации)
















4.Подведение итогов занятия: Карточки оценки своей деятельности

Лист оценки по теме «Что изучает физика»

Ф.И.__________________________________

Критерии оценивания:


1

Понимаю материал


2

Знаю, что физика – это наука о природе


3

Умею отличать тела, вещества и явления друг от друга


4

Умею различать 6 физических явлений


5

Умею работать в группе с одноклассником


6

Умею работать с учителем


7

Понравился ли опыт?


8

Понравилось ли занятие?


9

Заинтересовала ли физика как наука?


Да – «+»; Не совсем – «=»; Нет – «–»

7,8,9 : - да, - нет, -не совсем.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!