СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии на тему "Австралия"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по географии на тему "Австралия"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии на тему "Австралия"»

Разработка урока

по географии в 7 классе

на тему «Географическое положение.

История открытия и исследования Австралии»

Учитель: Бобрикова Юлия Анатольевна

Урок-путешествие в Австралию.

Тема « Географическое положение. История открытия и исследования Австралии».

Цель урока: Определить географическое положение, историю открытия и исследования Австралии».

Задачи:

Образовательные – сформировать у учащихся представление о географическом положении, истории открытия и исследования, рельефе и полезных ископаемых Австралии.

Воспитательные – формирование приемов наблюдения, умение действовать самостоятельно.

Развивающие – развитие умений делать выводы, умение выделять главные формы рельефа Австралии, анализировать тематические карты материка.

Тип урока: Урок-путешествие с использованием ИКТ.

Оборудование: Карта Австралии компьютер, презентация раздаточный материал, учебник В.А. Коринская, И.В Душина «География материков и океанов» 7 кл.

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Сегодня у меня прекрасное настроение, и я думаю, что и у вас такое же. - Внимание! Сегодня у нас необычный урок - это урок - путешествие. Вы, ребята, будете не учениками. А юными моряками - юнгами. А я буду вашим капитаном. Мы с Вами совершим путешествие по одному удивительному материку

СЛАЙД №1 Австралии

СЛАЙД №2

Учитель: Это наш корабль, на котором мы будем путешествовать.

Для того чтобы отправиться в путешествие. Нужно иметь представление об этом месте.

2. Новый материал

СЛАЙД №3

Стихотворение (Читает ученик)

«Она располагается под нами

Там очевидно ходят вверх ногами

Там наизнанку вывернутый год

Там расцветают в октябре сады

Там, в январе, а не в июле лето

Там протекают реки без воды

Там в зарослях следы бескрылых птиц.

Там кошкам в пищу достаются змеи.

Рождаются зверята из яиц

И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут без коры

Там кролики страшнее, чем наводнение

Спасает юг от северной жары,

В столице там не много населенья..

Г.Усова.

Учитель: Что это за материк?

(Австралия)

Учитель: Ребята, что интересного узнали из стихотворения ?

СЛАЙД №4

(Беседа)

“Терра инкогнито”, как в старину называли Австралию, и сейчас остается для нас землей, полной загадок, сюрпризов и сокровищ.

Это материк самый малый по площади, самый сухой, и самый малонаселенный. Как ни одно другое место на планете, Австралия поражает своим многообразием. Эта страна прекрасных дорог и бесконечных океанских пляжей, край необъезженных мустангов и коралловых рифов. По количеству видов уникальных растений и животных у Австралии нет соперников. По сути дела, вся страна – это заповедник мирового значения, причем 80% животных, встречаются, только здесь.

Учитель: Вы обратили внимание на слова стихотворения? Там наизнанку вывернутый год? Что это означает?

Австралия полностью располагается в южном полушарии, значит - когда в Северном полушарии зима, то в южном – лето.

Учитель: Сейчас у нас какое время года? а в Австралии? Значит, мы с вами поплывет в лето.

Создание проблемной ситуации

Учитель: Но для того чтобы плыть до Австралии, мы должны что-то узнать. Что?

Знать куда плыть, что одеть, что с собой взять то есть……

Должны узнать географическое положение материка, климат, рельеф и т. д..

- Сформулировать тему урока совместно с обучающимися.

СЛАЙД №5

Географическое положение. История открытия и исследования Австралии».

СЛАЙД №6

Цели и задачи урока:

Рассмотреть особенности географического положения материка;

Познакомиться с историей открытия и исследования Австралии;

Рассмотреть особенности рельефа и полезных ископаемых материка;

Работа в группах

( класс делился на 2 группы)

Учитель: Будем изучать материк и плыть мы с вами будем по маршрутным листам.

Итак, лист № 1 "Географическое положение Австралии".

Группы работают по листам, затем каждая группа отвечает.( Каждая группа получает свою колонку для заполнения)

Каждый из вас должен по мере прослушивания записывать ответы в маршрутных листах. Используйте страницу в атласе 17. В ходе прослушивания ответов – работа в контурных картах; выделить на контуре материка красным цветом южный тропик, черным цветом надписать крайние точки Австралии. (Работа с атласом, контурной картой)

1-2 группа. Определяет

СЛАЙД№7 Приложение№1

№ п/п

Вопросы плана

Ответы

1 группа

Как расположен относительно экватора, тропиков (полярных кругов), и 0 меридиана.

__экватор _______ , южный тропик проходит через ___________ часть материка, 0 меридиан располагается ----------------------

2 группа

Найдите крайние точки материка, их координаты.

К.с.мыс _____________________________

К.ю..мыс ______________________________

К.з. мыс ______________________________

К.в.мыс ________________________________

1 группа

Какие моря, заливы, проливы и океаны омывают материк.

На западе_______________ океан

На востоке________________ океан;

моря:_________________________________

заливы_________________________________

проливы_______________________________


2 группа

В каких климатических поясах расположен материк

Как Австралия расположена относительно других материков?

_________________________

_________________________

________________________________________

Какие моря и океаны омывают материк.

О. Тасмания О.Новая Гвинея

Проливы: Торресов, Басов,

Моря: Коралловые, Арафурское, Тасманово, Тиморское.

Заливы: Большой Австралийский, Карпентария

СЛАЙД №8, проверка листа

СЛАЙД№9

Изрезанность береговой линии материка:

УЧИТЕЛЬ: берега Австралии, как и Африки, очень слабо изрезаны. Здесь мало бухт, наиболее удобные из них расположены на юго-востоке материка, где и находятся крупные порты. Больше изрезана береговая линия северного побережья. Австралию омывают теплые воды Индийского и Тихого океанов.

СЛАЙД№10 Температурные условия способствуют росту кораллов, которые образуют известковые постройки причудливой формы. Поэтому вдоль северо-восточной части Австралии, как бы повторяя очертания береговой линии, тянется на протяжении более 2 тыс.км самый большой в мире коралловый риф, называемый БОЛЬШИМ БАРЬЕРНЫМ РИФОМ.

Кораллы могут жить только в теплом и чистом море. В далеком геологическом прошлом на территории Ростовской области тоже был древний океан , И сейчас на территории Ростовской области в почвах добывают известняк ( мел и известняк), в горных породах находят отпечатки древних моллюсков, что напоминает нам о морском прошлом нашей территории

СЛАЙД №11 Физкультминутка.

А теперь, ребята, выпрямим спинки, наберем в грудь морского воздуха, посмотрим налево, посмотрим направо, посмотрим за линию горизонта, не видна ли там Земля!

- Молодцы! Теперь дальше отправляемся в путешествие. Вот, наконец, достигли мы берегов Австралии, но до нас здесь кто-то уже побывал.

СЛАЙД№12

Учитель: Давайте вспомним путешественников, которые были до нас.

СЛАЙД №13. Следующий маршрутный лист № 2 «История открытия материка» приложение №2

Задание: На основе текста учебника с.149 и дополнительной информации познакомиться с историей открытия материка, заполнить таблицу:

Дата

Путешественники

Открытия

1871-1886г.

Миклухо-Маклай.

Путешествовал по материку открывая новые земли

1642 – 1643 г

Голландский

Абель Тасман

Он исследовал северные и северо- западные берега материка. Открыл остров Тасмания..

1768-1779г


Английский

Джеймс Кук

Доказал, что Австралия – самостоятельный материк. Доказал островное положение Новой Зеландии.


1798 г.

Англичане


Сделали Австралию своей колонией


СЛАЙД №14,15,16 Проверка написанного

Р.Берк 1860-61год, Дж Стюарт1860-62год. , Дж. Форрест 1874 г.

Работа по учебнику. Открыли 149 страницу учебника. Прочитать: 1 ряд- 1 абзац, 2 ряд - второй абзац.

Дополнительный материал: Д. Кук был великим мореплавателем VIII века! Он совершил три кругосветных плавания. Во время его плаваний ни один моряк не болел цингой (мучительная болезнь от нехватки витаминов), так как Джеймс Кук всегда запасался большим количеством квашеной капусты. А в ней, как известно, содержится целая кладовая различных витаминов. Советую вам кушать чаще капусту – очень полезно для здоровья! Но, к сожалению, жизнь великого первооткрывателя Австралии трагически оборвалась на Гавайских островах при схватке с туземцами (стр. 3 в атласе).

Учитель: Найдите место гибели Кука на карте и укажите дату.

Вопросы:

СЛАЙД №17

Учитель: Когда и какая страна объявила Австралию своей колонией?

(Англия) ( В день Австралии - сопровождается грандиозным военным парадом и масштабной постановкой на тему прибытия первого транспорта с каторжниками. «Первый флот» (11 судов) доставил сюда 850 каторжан и около 200 солдат и офицеров. Под грохот пушек и кандальный звон началась колонизация Австралии).

Не только голландцы и англичане изучали материк. Там побывали и русские путешественники - Миклухо-Маклай.

Учитель: Продолжаем наше исследование.

Поработаем в группах - изучим рельеф и полезные ископаемые Австралии. ( Работа в контурной карте)

Учитель: Какая тектоническая структура лежит в основании большей части материка? (Австралийская платформа)

СЛАЙД №18 Работа в группах Приложение №3 (Карточки с заданиями)

  1. Группа - Геоморфологи.

Геоморфология - наука, изучающая строение и развитие рельефа

Учитель: Назовите самую высшую точку Австралии. Где она расположена. Как называется хребет? Назовите самое низкое место в Австралии? Почему Австралия самый спокойный в геологическом отношении материк? (Там нет ни одного действующего вулкана и области землетрясений. Материк, где нет современного оледенения.) (Используйте стр учебника 149 и атлас стр 17).

2 группа - Геологи.

Геология - наука о составе, строении земной коры, а также размещении в земной коре полезных ископаемых.

Учитель: Какими полезными ископаемыми богата Австралия? ( стр учебника 150, атлас стр 17) Ответы детей

Каковы закономерности размещения месторождений полезных ископаемых на территории Австралии? Ответы детей

(при ответах работа в контурных картах)

СЛАЙД№19, 20 –полезные ископаемые

Выводы по « Рельефу и полезным ископаемым»

Австралия лежит на древней платформе

-В Австралии нет высоких гор, больше низменностей.

-В западной части находится Западно-Австралийское плоскогорье.

-На востоке побережья - Большой Водораздельный хребет.

- В центре Австралии лежит Центральная низменность

-Австралия - самый плоский материк в мире!

3. Закрепление материала

- Молодцы! А теперь нам пора возвращаться на корабль. Но для того, чтобы вы могли удачно выполнить творческую домашнюю работу, заполните таблицу - маршрутный лист №3 со словом САМЫЙ, характеризующие материк, на котором мы побывали.
СЛАЙД №21

1. Самый маленький

2. Самый сухой материк:

ведь большую часть его территории занимают пустыни. Материк-пустыня!

3. Самый удаленный материк

именно поэтому Австралия позже других была заселена и освоена европейцами.

4. Самый малонаселенный материк,

т. к. численность населения материка сопоставима с численностью крупнейших городов мира: в Австралии проживает приблизительно 20 млн. человек, в Токио – 12 млн. человек.

5.Самый удивительный материк с точки зрения своего органического мира:

ведь там обитают многие виды животных и растений, которых не встретишь больше нигде на земном шаре. Австралия - материк реликтов - животных и растений, сохранившихся от прошлых геологических эпох.

6. Самый низкий

7. Самый спокойный - здесь нет действующих вулканов.

8. Самый плоский

9. Весь материк занимает одно государство.

Материк-государство.

10.Самый малочисленный

- Если остается время (дополнительные, интересные задания)

  1. Географическая задача

Во сколько раз Австралия меньше Евразии 54900тыс км2 ? (в 6 раз), Африки 30320? (более, чем в 3 раза)

2. Ваш материк находиться под угрозой экологической катастрофы, вы – те животные и растения, которые обитают на этом материке, должны призвать людей его спасти! вам в помощь даются слова – рифмы.

Австралия

Кенгуру - поутру

Ехидна - обидно

Мурей - не жалей

Г. Косцюшко - макушка

3. Ода Австралии!

О, великая_________________________________________________________________________ (название материка)

Ты самая,_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ….(все особенности данного материка)…Я обещаю сберечь тебя для будущих поколений!

4.Выставление оценок

СЛАЙД №22

  1. Домашнее задание:

§23, заполнить контурную карту (Составить рекламу об Австралии для туристов: “Туристическое агентство приглашает провести каникулы в Австралии” с рисунками и иллюстрациями)

СЛАЙД №23

  1. Рефлексия обучающихся.

Учитель: А сейчас, ребята, я попрошу вас дать оценку нашей совместной деятельности на уроке, используя цветовую гамму самоклеящихся этикеток-стикеров:

(На доске висит карта Австралии и стикеры прикрепляются на карту Австралии)

  • Зеленый лист – тему урока понял, могу рассказать родителям, друзьям;

  • Желтый листтему урока понял, но расскажу с помощью учителя;

  • Красный лист – тему урока не понял.

СЛАЙД №24

Учитель:

Вот и закончилось наше путешествие.

Итак, друзья, пришла пора проститься.

И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с охотою трудиться.

И никогда не унывать.

И в заключение хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.


Ведь правильно сказал Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга»







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!