Технологическая карта урока географии 5 класс по ФГОС
Класс: 5
Тема: Вулканы
Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.
Ведущая педагогическая методология: реализация системно - деятельностного подхода в преподавании географии.
Цель: Создать условия для формирования умений работать с различными источниками информации, обучение учащегося способам фиксации своих результатов.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: учащиеся понимают, что и зачем необходимо делать на каждом этапе урока, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу на уроке, формирование устойчивой мотивации к обучению, формирование целостного мировоззрения и познавательного интереса к предмету исследования, формирование навыков к организации деятельности.
Метапредметные:
А) Познавательные: формирование умений устанавливать причинно - следственные связи, анализировать и сравнивать, обобщать данные, строить логические суждения, учащиеся осуществляют поиск и выделение необходимой информации, контролируют и оценивают свои действия, преобразование текстовой информации в схему, соотносить свою деятельность с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения задачи.
Б) Регулятивные: умение организовывать собственную деятельность, делать выводы по результатам работы, осознавать уровень усвоения информации.
В) Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие с учителем, в парах, уметь выражать свои мысли. Рефлексия своих действий.
Предметные: сформировать знания о вулканах, как опасных природных явлениях. Объяснить необходимость обеспечения безопасности населения. Выявить типы вулканов. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические пояса Земли. Наносить на контурную карту районы вулканизма.
Материалы и оборудование ИКТ: учебник географии 5- 6 класс под. ред. А. И. Алексеева, физическая карта полушарий, политическая карта мира, демонстрационные слайды, подготовленные в программе Notebook, карточки «Географический лабиринт», «Части вулкана», репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи», интерактивная доска, ПК, мультимедийный проектор.
Ход урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Планируемые результаты |
Организационный момент (2 мин) | Приветствие, готовность к уроку, эмоциональный настрой. | Подготовка школьных принадлежностей. | |
Мотивация учебной деятельности (6 мин) | Географический лабиринт. (Приложение 1, слайд №1) Инструкция к выполнению (Приложение 2) Сформулируйте тему и цели нашего урока. | Выполнение заданий на карточках Взаимопроверка в парах Участие в определении темы и задачи урока, планирование деятельности. | Формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности. |
Организация познавательной деятельности (28 мин) | Изучение нового материала. 1. Что вы знаете об объекте, зашифрованном в лабиринте? 2. Мотивация: извержение вулкана Кальбуко 22.04.2015 в Чили. Южная Америка, 5 уровень опасности (красный). (Приложение 1, слайд №2) Какая карта необходима для работы? 3. Знакомство с определением понятия «вулкан». (Приложение 1, слайд №3) Откуда произошло это слово? Как древние римляне называли бога огня и кузнечного дела? Полезно самому научиться составлять определение понятий. Рассмотрим структуру определения: ключевое слово и его главные признаки. Сравните определения ученых и определение, данное в учебнике. «Вулкан»- это гора, извергающая огонь, дым, мелкие обломки пород и излившуюся лаву - расплавленную породу» В. А. Обручев. «Вулкан - это место происходит извержение» (А. Штюбель) «Вулкан - это конусообразная гора, образованная застывшей лавой с кратером наверху» (учебник, стр. 77) Какое определение вы считаете более правильным? Каким должно быть определение? (краткое, лаконичное). 4. Знакомство со строением вулкана и продуктами его извержения Расскажите о том, как происходит извержение вулкана и какие его части вы можете выделить? Подпишите части вулкана на карточке. | 1. Высказывание учащихся о том, что им известно о вулканах. 2. Оценка события. Подбор ассоциаций к данному природному явлению: опасное, страшное, катастрофическое, грозное и др. Поиск политической карты мира в атласе и самостоятельная работа по карте, показ объекта на классной карте. 3. Анализ схемы «Структура определения понятия» Сравнение определений В. А. Обручева и А. Штюбеля с современным определением. Запись определения в тетради (возможна своя интерпретация) 4. Работа с рисунком учебника №51 Заполнение карточки «Части вулкана» (Очаг магмы, жерло вулкана, кратер, лава.) | Умение вести диалог, приводить аргументы, перефразировать свою мысль. Устанавливать причинно-следственные связи, анализировать схему и иллюстративно-текстовую информацию |
Первичное усвоение знаний. 5. Выявление различий вулканов. (Приложение 1, слайд №4) Работа с репродукцией картины К. Брюллова «Последний день Помпеи» К какому типу относится? (Везувианский: огромный столб дыма, газа, пепла, мощные выбросы лавы). Вывод о разнообразии вулканической деятельности. | 5. Составление схемы «Типы вулканов» (Гавайский и Везувианский) Работа с текстом учебника: поиск информации Учащиеся анализируют, доказывают свою точку зрения Стихотворение А. С. Пушкина «Везувий зев открыл…» (индивидуальное опережающее задание учащемуся) Формулирование выводов, проверка по тексту учебника. | Подтверждать аргументы фактами. Преобразовывать текст в схему. |
| Первичное закрепление знаний. 6. Практикум по рисунку №50 учебника: - как вулканы обозначаются на карте? - Чем отличаются действующие вулканы от потухших? 7. Загадка о самом высоком действующем вулкане России. (Приложение 1, слайд №5) «Находится в северо-восточной части РФ, географические координаты 560 с.ш., 1610 . д. Высота- 4688 м. Относится к Тихоокеанскому огненному кольцу. Возраст вулкана около 7000 лет. Найдите и покажите объект на карте. Какую карту выберем для решения географической задачи? | 6. Работа с легендой карты - рисунок 50, стр. 76. Деление вулканов на действующие и потухшие (приводят примеры) Показ объектов на физической карте полушарий и обозначение на контурной карте вулканов Тихоокеанского огненного кольца. 7. Показ объекта на физической карте полушарий и обозначение на контурной карте вулкана Ключевская сопка. | Выявлять закономерности распространения вулканизма Устанавливать с помощью географических карт сейсмические пояса Земли Наносить вулканы на контурную карту |
Подведение итогов (3 мин) | Дать совет путешествующим по районам действующих вулканов. (Приложение 1, слайд №6) По каким признакам можно определить, что перед нами вулкан? Установить связь между терминами: лава, мантия, магма. Расположить в правильной последовательности термины слева направо. | Дети высказывают свое мнение, аргументируют. Работа с карточками: мантия----магма----лава ( у доски работают трое учащихся) Класс проверяет правильность расположения карточек | Формировать коммуникативную компетентность Формулировать для себя новые задачи познавательной деятельности |
Информация о домашнем задании (3 мин) | Домашнее задание (Приложение 1, слайд №7): 1) Параграф 23 2) Вопрос 7 или 9 (на выбор) Составить в тетради рассказ на тему «Вулканы» из 5 предложений, используя опорные слова: вулкан, землетрясение, остров, лава, горные породы. | Записывают домашнее задание в дневник. Задают вопросы учителю. | Самостоятельно планировать пути достижения целей Производить поиск информации и анализировать её |
Рефлексия (3 мин) | 1 Что вы узнали на уроке? Какие учебные задачи выполняли? Что вызвало затруднения? О чем хотели бы еще узнать? 2 Выставление оценок за урок. Кто, по вашему мнению, работал лучше других? | Отвечают на вопросы, анализируют ответы друг друга. | Определять роль результатов своей деятельности Осознавать конечный результат |
Приложение 1
Слайды, подготовленные в программе Notebook
С лайд № 1 Слайд № 2
С лайд № 3 Слайд № 4
С лайд № 5 Слайд № 6
Слайд № 7
Приложение 2
Инструкция по прохождению географического лабиринта
Прочитайте утверждение и решите, согласны ли вы с ним или нет.
Если ваш ответ «Да», то запишите букву, соответствующую прямоугольнику. Двигаясь по стрелкам, выберите следующее правильное утверждение и запишите его букву.
Если вы считаете, что утверждение неправильное, то стрелку, ведущую к нему, зачеркните. Это неправильный путь.
На выполнение задания дается 5 минут.
По мере продвижения по лабиринту вы получите последовательность букв, составите слово и определите тему нашего урока.
Подсказка:
должны получиться буквы: Н, А, К, Л, У, В
путем перестановки букв получается тема урока - ВУЛКАН