Номер урока: 57
Дата проведения урока: 13.12.19г
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3-А
ФИО учителя: Гафарова М.Ю.
Тема урока: И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы» , «Густой зелёный ельник у дороги...»
Цель: познакомить детей с биографией и творчеством И.А.Бунина; раскрыть идею и смысл стихотворений И.А. Бунина; продолжить знакомство с литературоведческими терминами; учить читать и понимать стихи; развивать эмоционально-чувственное отношение к природе; прививать любовь к русской поэзии.
Планируемые результаты:
Предметные: воспринимать адекватно на слух литературные произведения, уметь их анализировать, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их; определять изобразительно- выразительные средства языка; понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведений; формулировать собственное отношение к произведениям, создавать творческую работу, связанную с тематикой, проблематикой произведений.
Метапредметные: уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию, развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с произведениями Бунина; воспитывать морально-этические представления: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и умение сопереживать чувствам других людей.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование, информационное обеспечение: ноутбук, учебник, интерактивная доска, Интернет-ресурсы, презентация.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Проверка домашнего задания.
- Начнём наш урок с проверки домашнего задания.
- Стихотворения, какого поэта мы читали на прошлом уроке?
-Выразительное чтение стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта «Золотое слово».
-Кто из вас выучил стихотворение наизусть?
III. Актуализация опорных знаний.
IV. Целеполагание (определение темы урока, постановка целей и задач урока)
Мы познакомимся…
Мы узнаем…
Мы вспомним…
Мы будем уметь …
Мы сможем поразмышлять…
V. Мотивация учебной деятельности.
VI. Изучение нового материала.
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953гг.)
Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду.
В семье было девять детей, но пятеро умерли: старшие братья - Юлий и Евгений, младшая сестра - Мария. Первые три года жизни будущего писателя прошли в Воронеже, затем переехали с семьей в свое поместье - на хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Первое образование Иван Алексеевич Бунин получил у своего домашнего воспитателя. Воспитатель владел тремя языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи.
В 1881 году поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего пять лет, так как на образование младшего сына у семьи не было средств. Дальнейшее образование проходило в домашних условиях: полностью освоить программу гимназии, а затем и университета- Ивану Бунину помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет.
Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет. В отрочестве его творчество носило подражательный характер: больше всего подражал М.Ю. Лермонтову, отчасти А.С. Пушкину, которому старался подражать даже в почерке.
В Москве молодой писатель познакомился со многими известными художниками и писателями: с Бальмонтом, А.П. Чеховым, В.Я. Брюсовым, Максимом Горьким.
-Знаете ли вы, что такое айсберг?
(Это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)
- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ним и его героями.
- На этом уроке будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня: «У каждого из слов душа своя…»
3.Работа над стихотворением «Детство»
- Послушайте стихотворение «Детство» (звукозапись).
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? Или о ком?
- В нём рассказывается о маленьком Бунине? Как думаете?
- Прочитайте стихотворение так, как вы его поняли. (Чтение учащихся в слух.)
- Какие непонятные слова вам встретились?
бор – сосновый лес
аромат – запах
палаты – помещения
зной - жара
сладостный – приятный, доставляющий удовольствие
прильнуть – прислониться
4. Выразительное чтение стихотворения.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
Физкультминутка
VII. Первичная проверка понимания нового материала.
- Ребята, почему стихотворение называется «Детство»? В нём что, рассказывается о маленьком Бунине? (Нет, в стихотворении говорится о сосновом боре. Автор вспоминает, как и что он чувствовал и ощущал, когда бродил в этом бору в детстве.)
- Прочитайте, какие моменты детства навсегда остались в памяти Бунина?
(Чем жарче день, тем сладостней в бору
дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Автор вспоминает, как он гулял там, как легко ему было дышать даже в жару.
Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.)
- Прочитайте строки, в которых автор описывает кору.
(Кора груба, морщиниста, красна.
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.)
VIII. Продолжение изучения темы.
1. Беседа о стихотворении «Густой зелёный ельник у дороги...»
Чтение стихотворения И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги...» учителем
- Что произошло в зелёном ельнике? Как вы поняли?
(В ельнике шёл олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжёлые рога...
- А потом вдруг появилась охотничья собака. Автор показал нам, как красиво олень убежал:
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной
Он красоту от смерти уносил!)
2. Выразительное чтение стихотворения.
- Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать всё то, что хотел донести до нас автор. (Выразительное чтение стихотворения.)
3. Чтение стихотворения «Полевые цветы».
- А сейчас прочитайте название следующего стихотворения. (Стихотворение называется «Полевые цветы».)
- Какие полевые и луговые цветы вы знаете? (дети перечисляют; ромашки, васильки, колокольчики, золотистые лютики, зверобой, и др.)
Чтение стихотворения учителем.
4. Работа после чтения.
- Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.
(Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны, сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты».
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей...)
- Что значит «их привезли из-за синих морей»? (Значит, привезли издалека.)
- А как поэт показывает цветы полевые? (Он их называет «скромные сёстры и братья заморских цветов».
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они.)
БЛАГОВОННЫЙ — ароматный, душистый.
- Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? (Ответы детей.)
- Почему автора привлекают скромные полевые цветы? (Он говорит, что эти цветы «сердцу и взору родные и говорит про давно позабытые светлые дни».)
Выразительное чтение стихотворения.
IX. Проверка, анализ и оценка полученных знаний.
X .Подведение итогов урока.
XI . Сообщение домашнего задания:
Выучить наизусть 1 стихотворение по желанию.
Иллюстрации к стихотворениям по желанию.
«Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги...» выразительно читать.
XII. Рефлексия
- Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?
- Какое стихотворение вам больше всего понравилось? Почему?