СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока и презентация на тему "И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы» , «Густой зелёный ельник у дороги...»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить детей с биографией и творчеством И.А.Бунина; раскрыть идею и смысл стихотворений И.А. Бунина; продолжить знакомство с литературоведческими терминами; учить читать и понимать стихи; развивать эмоционально-чувственное отношение к  природе; прививать любовь к русской поэзии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока и презентация на тему "И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы» , «Густой зелёный ельник у дороги...»"»


Номер урока: 57

Дата проведения урока: 13.12.19г

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3-А

ФИО учителя: Гафарова М.Ю.

Тема урока: И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы» , «Густой зелёный ельник у дороги...»

Цель: познакомить детей с биографией и творчеством И.А.Бунина; раскрыть идею и смысл стихотворений И.А. Бунина; продолжить знакомство с литературоведческими терминами; учить читать и понимать стихи; развивать эмоционально-чувственное отношение к  природе; прививать любовь к русской поэзии.

Планируемые результаты:

Предметные: воспринимать адекватно на слух литературные произведения, уметь их анализировать, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их; определять изобразительно- выразительные средства языка; понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведений; формулировать собственное отношение к произведениям, создавать творческую работу, связанную с тематикой, проблематикой произведений.

Метапредметные: уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию, развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с произведениями Бунина; воспитывать морально-этические представления: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и умение сопереживать чувствам других людей.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование, информационное обеспечение: ноутбук, учебник, интерактивная доска, Интернет-ресурсы, презентация.


Ход урока

I. Организационный этап

II. Проверка  домашнего задания.

- Начнём наш урок с проверки домашнего задания.

- Стихотворения, какого поэта мы читали на прошлом уроке?

-Выразительное чтение стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта «Золотое слово».

-Кто из вас выучил стихотворение наизусть?

III. Актуализация опорных знаний.

IV. Целеполагание (определение темы урока, постановка целей и задач урока)

Мы познакомимся…

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь …

Мы сможем поразмышлять…

V. Мотивация учебной деятельности.

VI. Изучение нового материала.

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953гг.)

Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду.

В семье было девять детей, но пятеро умерли: старшие братья - Юлий и Евгений, младшая сестра - Мария. Первые три года жизни будущего писателя прошли в Воронеже, затем переехали с семьей в свое поместье - на хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Первое образование Иван Алексеевич Бунин получил у своего домашнего воспитателя. Воспитатель владел тремя языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи.

В 1881 году поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего пять лет, так как на образование младшего сына у семьи не было средств. Дальнейшее образование проходило в домашних условиях: полностью освоить программу гимназии, а затем и университета- Ивану Бунину помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет.

Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет. В отрочестве его творчество носило подражательный характер: больше всего подражал М.Ю. Лермонтову, отчасти А.С. Пушкину, которому старался подражать даже в почерке.

В Москве молодой писатель познакомился со многими известными художниками и писателями: с Бальмонтом, А.П. Чеховым, В.Я. Брюсовым, Максимом Горьким.

-Знаете ли вы, что такое айсберг?

(Это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)

- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ним и его героями.

- На этом уроке будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня: «У каждого из слов душа своя…»

3.Работа над стихотворением «Детство»

- Послушайте стихотворение «Детство» (звукозапись).
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? Или о ком?
- В нём рассказывается о маленьком Бунине? Как думаете?

- Прочитайте стихотворение так, как вы его поняли. (Чтение учащихся в слух.)

- Какие непонятные слова вам встретились?

бор – сосновый лес

аромат – запах

палаты – помещения

зной - жара

сладостный – приятный, доставляющий удовольствие

прильнуть – прислониться

4. Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

Физкультминутка

VII. Первичная проверка понимания нового материала.

- Ребята, почему стихотворение называется «Детство»? В нём что, рассказывается о маленьком Бунине? (Нет, в стихотворении говорится о сосновом боре. Автор вспоминает, как и что он чувствовал и ощущал, когда бродил в этом бору в детстве.)

- Прочитайте, какие моменты детства навсегда остались в памяти Бунина?

(Чем жарче день, тем сладостней в бору

дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Автор вспоминает, как он гулял там, как легко ему было дышать даже в жару.

Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.)

- Прочитайте строки, в которых автор описывает кору.

(Кора груба, морщиниста, красна.

Но как тепла, как солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.)

VIII. Продолжение изучения темы.

1. Беседа о стихотворении «Густой зелёный ельник у дороги...»

Чтение стихотворения И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги...» учителем

- Что произошло в зелёном ельнике? Как вы поняли?

(В ельнике шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжёлые рога...

- А потом вдруг появилась охотничья собака. Автор показал нам, как красиво олень убежал:

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной

Он красоту от смерти уносил!)

2. Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать всё то, что хотел донести до нас автор. (Выразительное чтение стихотворения.)

3. Чтение стихотворения «Полевые цветы».

- А сейчас прочитайте название следующего стихотворения. (Стихотворение называется «Полевые цветы».)

- Какие полевые и луговые цветы вы знаете? (дети перечисляют; ромашки, васильки, колокольчики, золотистые лютики, зверобой, и др.)

Чтение стихотворения учителем.

4. Работа после чтения.

- Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.

(Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны, сладки их тонкие запахи,

Листья и стебли полны красоты».

Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из-за синих морей...)

- Что значит «их привезли из-за синих морей»? (Значит, привезли издалека.)

- А как поэт показывает цветы полевые? (Он их называет «скромные сёстры и братья заморских цветов».

Их возрастила весна благовонная

В зелени майской лесов и лугов.

Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они.)

БЛАГОВОННЫЙ — ароматный, душистый.

- Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? (Ответы детей.)

- Почему автора привлекают скромные полевые цветы? (Он говорит, что эти цветы «сердцу и взору родные и говорит про давно позабытые светлые дни».)

Выразительное чтение стихотворения.

IX. Проверка, анализ и оценка полученных знаний.

X .Подведение итогов урока.

XI . Сообщение домашнего задания:

Выучить наизусть 1 стихотворение по желанию.

Иллюстрации к стихотворениям по желанию.

«Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги...» выразительно читать.

XII. Рефлексия

- Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?

- Какое стихотворение вам больше всего понравилось? Почему?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!