СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Язык и речь. Основные требования к речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 10 классе по теме "Язык и речь. Культура речи" позволяет составить презентацию к уроку. Материал будет полезен для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Язык и речь. Основные требования к речи"»

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему: «Язык и речь. Основные требования к речи».

Тип урока: урок рефлексии (урок развития речи).

Вид: комбинированный.

Цели: познакомиться с основными качествами хорошей речи; формировать умения применять знания на практике; воспитывать уважение к русскому языку.

Задачи

1.Создать условия для понимания и осмысления роли грамотной речи в жизни человека.

2. Содействовать осмыслению личной ответственности за состояние собственной речи.

3. Формирование грамотной, лингвистически развитой личности, умеющей владеть языком.

Предметные

Уметь: определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Метапредметные

Регулятивные: планировать индивидуальную образовательную траекторию; осуществлять действия

по реализации плана

Познавательные: выбирать наиболее удобную для себя форму фиксации и

представления информации; перерабатывать информацию с целью получения необходимого продукта

Коммуникативные: владеть устной и письменной

речью на основе представления о тексте как продукте речевой деятельности

Личностные: осознавать роль языка в формировании мышления; осознавать эстетическую ценность русского языка


Основные понятия

Речь. Качества хорошей речи: правильность, чистота, богатство, точность, логичность, выразительность, уместность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, отрывок из к/ф «12 стульев»

Ход урока:

I. Оргмомент. Приветствие, организация внимания.

II. Определение темы и целеполагание.

- Послушайте легенду.

Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить «самую лучшую вещь в мире». Эзоп пошел на базар и принес... язык. «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» – спросил Ксанф. «Конечно, – ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?» – «Хорошо. Иди опять на базар и принеси мне теперь самую худшую в мире вещь», – сказал Ксанф. Эзоп ушел и принес...

– Что принес Эзоп? Прав ли он?

( Эзоп вновь принёс язык. Да, он был прав: язык может быть и самой лучшей, и самой худшей вещью в мире. Язык дает нам возможность понимать друг друга. С помощью языка писатели, поэты создают свои прекрасные произведения, борцы за свободу призывают людей к борьбе. Но слово также может, как писал Л.Н. Толстой, служить вражде и ненависти.)


Подготовка класса к работе. Высказывают предположения

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).


Слайд 1. «Самое удивительное и мудрое творение человечества

– это язык, и по отношению каждого человека

к своему языку можно совершенно точно судить

не только о его культурном уровне, но

и о его гражданской ценности»

(К.Г.Паустовский).

- Как вы понимаете слова великого писателя? (учащиеся высказывают своё мнение)

Слайд 2.- Составьте предложение. Запишите в тетрадь.

Слайд 3.- Культура речи - неотъемлемая часть общей культуры, так как речь человека - это его визитная карточка.

Слайд 4. - Попробуйте сформулировать тему урока. (учитель помогает в случае необходимости)

- Запишите тему урока.

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

- Некоторые из вас, возможно, задаются вопросом, какое отношение имеет культура к языку? Да самое прямое. В нем отражаются не только условия, но и общественное самосознание народа, национальный характер, обычаи, традиции, быт, мораль, система ценностей, менталитет народа.

III. Актуализация знаний.

- Наверное, каждый из вас сталкивался с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника. Как бы хотелось, чтобы из уст людей не вылетали слова-паразиты, пустые фразы, нецензурная брань, а лилась бы чистая, богатая, красивая речь.

- Сегодня я предлагаю вам выполнить ряд заданий, которые помогут сделать вывод, какую речь можно считать культурной.

- Итогом нашего урока станет схема, которую мы с вами постепенно будем заполнять.

Качества правильной речи

  1. Правильность

  2. Чистота

  3. Богатство

  4. Точность

  5. Выразительность

  6. Уместность

  7. Логичность

Ознакомьтесь с критериями оценки деятельности учащихся на

Учащиеся формулируют тему, цель и задачи урока

Оценивают себя.

Знакомятся с картой результативности

Слайд 5. 1)- У вас на партах лежат карточки со словами, расставьте в них ударения в соответствии с нормами орфоэпии  (задание 4 ЕГЭ)

апостроф

средства

феномен

заняла

занята

жалюзи

сформированный

бледна

обеспечение

осведомиться

подростковый

перенявший

жестка

убывший

принудить

благовест

гражданство

завидно

исчерпать

нефтепровод

Слайд 6 самопроверка (на доске появляется слайд с правильными ответами)

  • баловАть

  • апострОф

  • срЕдства

  • фенОмен

  • занялА

  • занятА

  • жалюзИ

  • сформирОванный

  • бледнА

  • обеспЕчение

  • освЕдомиться

  • подрОстковый

  • перенЯвший

  • жесткА

  • убЫвший

  • принУдить

  • блАговест

  • граждАнство

  • завИдно

  • исчЕрпать

  • нефтепровОд

- Запишите слова, в которых вы допустили ошибки, в тетрадь.

- Какую норму речи мы должны были соблюсти?

(Правильность)

- Внесите в таблицу.

2) Слайд 7 - А сейчас прочтите предложения (слайд), выберете из скобок одно подходящее слово, объясните свой выбор. (задание 5 ЕГЭ)


(ГУМАНИТАРНАЯ, ГУМАННАЯ) помощь была доставлена в ДНР.

- Русские люди всегда готовы прийти на помощь другим народам. Тем более жителям Украины. Ведь именно украинский язык входил в одну восточную группу славянских языков вместе с русским и белорусским.

(ВРАЖЕСКАЯ, ВРАЖДЕБНАЯ) оборона была сломлена благодаря сплочённости всех народов.

Этот человек был далеко не (ЕДИНЫЙ, ЕДИНСТВЕННЫЙ) в своём роде.

Слайд 8

- Как называются такие слова? (паронимы)

- Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?

(Точность, понятность)

Реализация проекта выхода из затруднения

Слайд 9 Короче, гуляет князь Гвидон по берегу моря, а навстречу ему, прикинь, по волнам царевна-лебедь как бы плывёт.

Что вы заметили? Запиши правильно

Какую речь можно назвать чистой?

Слайд 10 Познакомьтесь со списком слов-паразитов, постарайтесь избегать их употребления в своей речи. Слова-паразиты не несут никакой информации и никак не влияют на содержательность речи. Это бессмысленные слова. Употребление в речи слов, лишённых смысловой нагрузки, превращает их в речевой мусор. 

В схему слово - Чистота

Словарный запас А.Пушкина составлял примерно 21 тыс.слов, у современного взрослого образованного человека – примерно 10-12 тыс.слов. Однако немало людей, чей активный запас значительно ниже.

О каком качестве идёт речь? Как определить, бедна или богата речь? 

Богатство

Слайд 11 Работа с текстом.

- На уроках русского языка и литературы мы не раз обращались к статьям академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Его речь можно считать эталоном современного разговорного языка.

Хорошо известен источник, из которого этот великий ученый черпал сокровища русской словесности, - это древнерусская литература. Говорил он, конечно, не на древнерусском, а на современном русском языке. Речь его всегда была прекрасной, потому что в ней было всё: и высота духовной культуры, и любовь к родному языку, знание и чувство русского языка, и глубокое уважение и любовь к слушателю или собеседнику.


В статье «О языке устном и письменном, старом и новом», напечатанной в книге «Русская культура», Лихачев писал о русском языке так:

«Самая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.»

- Как красиво сказано…

- Попробуйте и вы украсить текст. Вам предстоит работа в группе. На парте у вас лежит карточка. На месте пропусков вы должны вставить изобразительно-выразительные средства. Посмотрим, что получится(Слайд 12).

Слайд 13. Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебойтрезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала её против течения по прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так прелестно  в это милое утро.

- Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?

(Выразительность)

Логичность может нарушаться даже при строгом употреблении слов. Для того чтобы достичь логичности речи, необходимо добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте.

Какую речь называют уместной?

Слайд 14


Читают, отвечают на вопросы.Отрывок из к/ф «12 стульев» Речь Эллочки.

Читают текст.

IV. Систематизация изученного материала на уроке.

Слайд 15 Работа со словарями.

- Если мы обратимся к словарям, то найдём такое определение культуры речи.

«Культура речи — это степень соответствия речи нормам современного литературного языка, совокупность знаний и навыков, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное пользование языком»

- Как мы видим, понятие «культура речи» тесно связано с понятием «норма литературного языка».

- Что же такое нормы литературного языка?

(Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в речевой практике на определенном этапе развития языка правила употребления слов, словосочетаний и т.д. Они закрепляются в словарях и справочниках и охватывают все уровни языка.

Самостоятельная работа

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

Слайд 16 Творческая работа.

- Предлагаю вам, используя цитату Ф.Ницше, написать эссе, чтобы мы увидели яркую картину, наполненную вашими чувствами.

«Язык — это наследие, получаемое от предков и оставляемое потомкам наследие, к которому нужно относиться со страхом и уважением, как к чему-то священному, неоценимому и недоступному для оскорбления». ( Ф.Ницше).

V. Рефлексия деятельности


Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

VI. Домашнее задание

- Наш урок подошёл к концу. Мы выяснили, какие составляющие включает в себя культура речи.   Вы проделали большую работу, имеющую несомненное значение. Берегите свой язык!  Пусть ваша речь будет яркой, образной и эмоциональной, доставляющей окружающим эстетическое удовольствие.

Д/ з.Тест ЕГЭ (1-20), написать эссе на тему «Правильная речь».

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!