СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Имена собственные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку "Имена собственные".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Имена собственные"»

Тема «Имена собственные»

Класс: 4

Цель: повторить и закрепить какие слова пишутся с большой буквы, не только в начале предложения; уяснить понятия орфограммы;

Задачи: развивающая: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания;

воспитывающая: воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку;

коррекция внимания, памяти.


Оборудование: карточки со словами (Россия, шарик- Шарик, серый- Серый, пират- Пират).


Ход урока:

1) Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас!

Все зайдем спокойно в класс,

Встанем все у парт красиво

Поздороваемся учтиво.

Тихо сядем, спинки прямо

Все легонько вздохнем

И урок мы наш начнем.

(Дети здороваются с гостями).


2) Целевая установка.

С какой темой мы вчера познакомились?

(имена собственные). Что они обозначают и как пишутся?

Сегодня мы продолжим эту тему.


3) Проверка домашнего задания.

А теперь проверим домашнее задание. Какое было задание? (Прочитать, назвать сказки А.С.Пушкина.) Выписать слова в следующем порядке:

Имя…

Отчество…

Фамилия…

Название села…

Название города…

Подчеркнуть большие буквы в этих словах. (похвалить ребят за правильное выполнение задания). Таким образом, какие слова называются именами собственными?

4) Новая тема.

Скажите, поэт Александр Сергеевич Пушкин в какой стране жил? (Россия). Почему слово Россия записано с большой буквы? Какая орфограмма в этом слове? (о, сс). Запомним это слово.


5) Минутка чистописания.

Откроем тетрадь и запишем сегодняшнее число. Запишите новое слово-Россия. Устно придумаем предложения со словом Россия. Запишем одно предложение.


4) Работа у доски.

А теперь посмотрим на доску. Здесь записаны слова в два столбика: шарик – Шарик, серый- Серый, пират- Пират. Почему слово справа написано с большой буквы, а слева с маленькой?

Шарик (маленький шарик – теннисный шарик), Шарик (кличка собаки).

Серый- цвет предмета, Серый- кличка коня.

Пират- морской бандит, Пират- кличка собаки.


Да, Шарик, Пират, Серый – это клички собаки, лошади. А кто еще другие знает клички собак или кошек? Молодцы, я сейчас запишу на доске некоторые из них через запятую. С какой буквы записаны эти слова? (С большой буквы) Кстати, клички могут быть и у других животных. Например, в цирке есть медведица Анастасия Петровна, а на ферме есть корова Маня, лошадь …

А теперь объясните, почему я на доске записала с большой буквы каждую? (Клички животных).

6)«Забавная задачка».

А теперь внимательно запоминайте: Большая буква в кличках – это орфограмма. Чтобы это лучше запомнить, решите забавную задачу и покажите мне, где в словах орфограмма.

Какое здесь слово лишнее? Корова, кот, воробей, собака.

Придумайте клички тем животным, которые остались. Запишем их. С какой буквы записаны клички животных?

Правильно, это такие имена для животных. Почти как у людей. Между прочим у людей некоторые фамилии начались с кличек, прозвищ. Жил один мальчик, который не любил умываться. Его дразнили неумыхой. А когда он вырос, его записали в книгу имен под фамилией Неумыхин. Так появились фамилии Растеряхин, Неряхин и т.д.Таким образом еще какие слова пишутся с большой буквы? (Фамилии, имена, отчества людей).


7) Работа с учебником на стр.113. Прочитай правило в синей рамке.


8) Упражнение.

А теперь выполним упражнение 4. Прочитай названия предметов. Придумай, каким из них можно дать имя. Запиши название предметов « с их именами». (У доски работает Лера).

Парта, грач, веревка, город, сапоги, стол, мальчик, песик, улица, переулок, воробей, деревня.


9) Физминутка.

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать,

А сейчас мы повернемся

И все вместе улыбнемся.

Раньше я был маленький – вот такой!

А теперь я стал большой – вот такой!


10) Упражнение 3. Измени слова по образцу и запиши парами.

Люда – Людмила Петр - Петрович

Галя - … Иван - …

Вася - … Павел - …


Самостоятельная работа – напишите свое краткое имя, а затем полное, которое по паспорту.


11) А теперь мы поиграем в игру «Имена». Объясняю, для тех, кто не знает – каждый называет новое имя на букву, которой оканчивается уже названное. Повторять одни и те же названия нельзя.

Можно записать несколько из них.


12) Итог урока.

Что сегодня мы делали? С какими словами познакомились? Как они пишутся? Что сегодня мы делали?

Вывод: Клички животных, названия улиц, сел, деревень, городов, рек, озер, морей пишутся с большой буквы. Буквы в начале таких слов – орфограммы. Такие слова называются именами собственными.

13) Домашнее задание: написать по 5 имен собственных и ответить на вопрос.

Хитрый вопрос: Какие буквы никогда не бывают большими в имени, фамилии и кличках животных?


Примечание: Если останется время: Замените одним словом, запишите ответы.1. Столица России? 2. Название республики? 3. Город, в котором живем? Река, которая протекает у нас?












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!