Тема «Имена собственные»
Класс: 4
Цель: повторить и закрепить какие слова пишутся с большой буквы, не только в начале предложения; уяснить понятия орфограммы;
Задачи: развивающая: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания;
воспитывающая: воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку;
коррекция внимания, памяти.
Оборудование: карточки со словами (Россия, шарик- Шарик, серый- Серый, пират- Пират).
Ход урока:
1) Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас!
Все зайдем спокойно в класс,
Встанем все у парт красиво
Поздороваемся учтиво.
Тихо сядем, спинки прямо
Все легонько вздохнем
И урок мы наш начнем.
(Дети здороваются с гостями).
2) Целевая установка.
С какой темой мы вчера познакомились?
(имена собственные). Что они обозначают и как пишутся?
Сегодня мы продолжим эту тему.
3) Проверка домашнего задания.
А теперь проверим домашнее задание. Какое было задание? (Прочитать, назвать сказки А.С.Пушкина.) Выписать слова в следующем порядке:
Имя…
Отчество…
Фамилия…
Название села…
Название города…
Подчеркнуть большие буквы в этих словах. (похвалить ребят за правильное выполнение задания). Таким образом, какие слова называются именами собственными?
4) Новая тема.
Скажите, поэт Александр Сергеевич Пушкин в какой стране жил? (Россия). Почему слово Россия записано с большой буквы? Какая орфограмма в этом слове? (о, сс). Запомним это слово.
5) Минутка чистописания.
Откроем тетрадь и запишем сегодняшнее число. Запишите новое слово-Россия. Устно придумаем предложения со словом Россия. Запишем одно предложение.
4) Работа у доски.
А теперь посмотрим на доску. Здесь записаны слова в два столбика: шарик – Шарик, серый- Серый, пират- Пират. Почему слово справа написано с большой буквы, а слева с маленькой?
Шарик (маленький шарик – теннисный шарик), Шарик (кличка собаки).
Серый- цвет предмета, Серый- кличка коня.
Пират- морской бандит, Пират- кличка собаки.
Да, Шарик, Пират, Серый – это клички собаки, лошади. А кто еще другие знает клички собак или кошек? Молодцы, я сейчас запишу на доске некоторые из них через запятую. С какой буквы записаны эти слова? (С большой буквы) Кстати, клички могут быть и у других животных. Например, в цирке есть медведица Анастасия Петровна, а на ферме есть корова Маня, лошадь …
А теперь объясните, почему я на доске записала с большой буквы каждую? (Клички животных).
6)«Забавная задачка».
А теперь внимательно запоминайте: Большая буква в кличках – это орфограмма. Чтобы это лучше запомнить, решите забавную задачу и покажите мне, где в словах орфограмма.
Какое здесь слово лишнее? Корова, кот, воробей, собака.
Придумайте клички тем животным, которые остались. Запишем их. С какой буквы записаны клички животных?
Правильно, это такие имена для животных. Почти как у людей. Между прочим у людей некоторые фамилии начались с кличек, прозвищ. Жил один мальчик, который не любил умываться. Его дразнили неумыхой. А когда он вырос, его записали в книгу имен под фамилией Неумыхин. Так появились фамилии Растеряхин, Неряхин и т.д.Таким образом еще какие слова пишутся с большой буквы? (Фамилии, имена, отчества людей).
7) Работа с учебником на стр.113. Прочитай правило в синей рамке.
8) Упражнение.
А теперь выполним упражнение 4. Прочитай названия предметов. Придумай, каким из них можно дать имя. Запиши название предметов « с их именами». (У доски работает Лера).
Парта, грач, веревка, город, сапоги, стол, мальчик, песик, улица, переулок, воробей, деревня.
9) Физминутка.
Мы сначала будем хлопать,
А затем мы будем топать,
А сейчас мы повернемся
И все вместе улыбнемся.
Раньше я был маленький – вот такой!
А теперь я стал большой – вот такой!
10) Упражнение 3. Измени слова по образцу и запиши парами.
Люда – Людмила Петр - Петрович
Галя - … Иван - …
Вася - … Павел - …
Самостоятельная работа – напишите свое краткое имя, а затем полное, которое по паспорту.
11) А теперь мы поиграем в игру «Имена». Объясняю, для тех, кто не знает – каждый называет новое имя на букву, которой оканчивается уже названное. Повторять одни и те же названия нельзя.
Можно записать несколько из них.
12) Итог урока.
Что сегодня мы делали? С какими словами познакомились? Как они пишутся? Что сегодня мы делали?
Вывод: Клички животных, названия улиц, сел, деревень, городов, рек, озер, морей пишутся с большой буквы. Буквы в начале таких слов – орфограммы. Такие слова называются именами собственными.
13) Домашнее задание: написать по 5 имен собственных и ответить на вопрос.
Хитрый вопрос: Какие буквы никогда не бывают большими в имени, фамилии и кличках животных?
Примечание: Если останется время: Замените одним словом, запишите ответы.1. Столица России? 2. Название республики? 3. Город, в котором живем? Река, которая протекает у нас?