Священный союз и революционное движение 1820-1830-х гг.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Создание проблемной ситуации | Вспомните дату создания и цели Священного союза? (Священный союз, 1815г. Цели: Упорядочить международные отношения, не допустить крупные войны в Европе. Подавлять революционные выступления, посягательства на легитимные власти).
Анализ документа: Статья из акта Священного союза: «По сему единое преобладающее правило да будет как между... властями, так и подданными их: приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всем себя как бы членами единого народа христианского...» 1) Какие принципы взаимоотношений между подданными и властями провозглашали члены Священного союза?
Александр I о революции в Испании: «Царство преступлений кончилось. Испания освобождена...» 2)Являлись ли революционные выступления нарушением принципов взаимоотношений между монархами и подданными, провозглашённых участниками Священного союза?
Из воззвания публициста Поля Луи Курье к французским солдатам, отправлявшимся на подавление революционных мятежей в Испании согласно решениям государей - участников Священного союза: «Солдаты, вы идёте восстанавливать в Испании старый режим и уничтожать революцию... А знаете ли, друзья мои, что такое старый режим? Для народа - это налоги, для солдата - это чёрный хлеб и палки... Вот что предстоит вам восстановить сначала там, а затем у самих себя». 3) Как относились к решениям Священного союза современники? • Сравните свои выводы и сформулируйте вопрос (авторский вариант на слайде). | Ответы 1)Принципы взаимной пользы, доброжелательности и любви 2) Любые революции были нарушением принципов этих взаимоотношений. 3) Отношение современников было противоречивым. Данный источник показывает, что некоторые из них относились к этим решениям отрицательно. |
Формулирование проблемы | Сравните свои выводы и сформулируйте вопрос (авторский вариант на слайде). Вопрос: Правители европейских стран, подписавшие акт создания Священного союза, – это монархи-реакционеры или государи, стремившиеся выполнить свой долг и не допустить новых беспорядков среди своих подданных. | |
Гипотезы | Принимаются любые версии, гипотезы | 1 версия - это монархи-реакционеры 2 версия - государи, стремившиеся выполнить свой долг и не допустить новых беспорядков среди своих подданных. |
Создание плана решения | Какие знания из ранее изученного нам понадобятся, чтобы ответить на проблемный вопрос? | Надо вспомнить политику Наполеона на захваченных европейских территориях. |
Актуализация имеющихся знаний при переходе к поиску решения проблемы | - Какой была политика Наполеона на подвластных территориях? | Ответ: политика была противоречивой Перечисление действий и явлений: 1)Европа превращалась в фамильное владение семейства Бонапарт. 2)В присоединенных и зависимых странах вводились таможенные пошлины, выгодные французским промышленникам и торговцам. Это разоряло местных предпринимателей. 3) континентальная блокада, введенная Наполеоном, стала болезненной для населения стран Европы, в том числе и для самих французов. 4) французская экономика, в 1810—1811 гг. вошла в полосу кризиса: начался рост безработицы, увеличивались цены на продукты питания. Это вызвало хлебные бунты в самой Франции 5) Усталость от войны была слишком велика. Высокие налоги, обезлюдение деревень из-за постоянных призывов в армию в 1812—1813 гг. вызвали голод во многих провинциях. В крупнейших городах — Париже, Марселе, Дижоне — начались беспорядки 6).На тех территориях, куда вступали французские войска, отменялись сословные привилегии. 7)Вводилась принятая во Франции система права, основанная на принципе равенства граждан перед законом. Это способствовало развитию торговли и ускоренному формированию буржуазных отношений 8)Гражданский кодекс, 9)таможенные реформы 10) отмена крепостного права в Польше |
Открытие нового знания | - Используя текст учебника, карты и иллюстрации, выполните задания: (СМ ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Определите причины, последствия и результаты революций в Греции, Бельгии и Франции? | Работа по 3 вариантам (Приложение 1) |
Открытие нового знания | - Как вы думаете, способствовали ли действия европейских монархов установлению мира и согласия в самой Франции, Бельгии и Греции? Аргументируйте свои ответы. - Что бы вы могли предложить монархам государств, чтобы избежать восстаний и революций? | |
Применение нового знания (выражение решения проблемы) | Вопрос: Правители европейских стран, подписавшие акт создания Священного союза, – это монархи-реакционеры или государи, стремившиеся выполнить свой долг и не допустить новых беспорядков среди своих подданных? | Ответ: Оба варианта ответа верны. Монархи, видевшие ужасы революции во Франции и Наполеоновских войн всеми силами стремились не допустить повторения подобного в будущем, в этом они видели свой долг. При этом для того, чтобы выполнить этот долг они сознательно выбрали путь реакции, считая, что в этом спасение. |
ДЗ | Параграф 4, Вопрос на дом: • Обсудите: если бы вы были современником событий, происходивших в Греции, Бельгии и Франции, на чьей стороне были бы ваши симпатии - на стороне восставших или законных государей? Своё мнение обоснуйте. | Мои симпатии были бы на стороне восставших. Монархи в этих странах в стремлении отменить все новшества времён Наполеона зашли слишком далеко: а)таможенная и налоговая политика, разорительная для бельгийских промышленников и коммерсантов; б) Закон «О святотатстве» устанавливал суровое наказание, вплоть до смертной казни, за проступки против католической религии и церкви. В)чего стоит отмена прививок от оспы в Неаполитанском королевстве. В то же время при решении частных вопросов я бы стремился на проведение преобразований, потому что вред от революций всё же есть. |
| Франция с.39 – 40 | Бельгия С.40 | Греческие земли с.36-39 |
причины революции | Попытка монархического переворота, экономический кризис, безработица | Требование достижения единства страны | Турецкое владычество в Греции |
Произошедшие изменения | Принята новая конституция, Провозглашение республики в 1848г, назначение выборов в Учредительное собрание, декрет о создании национальных мастерских | Освобождение Бельгии от власти Голландии | Вооруженная борьба за свободу Греции. Турецкие войска покинули территорию Греции. |
Итоги революции (победа или поражение) | Революция пошла на убыль, восстановлены порядки эпохи Наполеона | Бельгия стала конституционной монархией | Турецкие воска покинули территорию Греции, но она должна была платить Турции дань |