Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе на тему:
« Весенний пейзаж»
Учитель ИЗО: Дакукина Мария Михайловна
Эпиграф: Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
А. С. Пушкин
Цели:
познакомить учащихся с произведениями живописи
развивать навыки описания картины, дополняя его элементами творчества, развивать речь; воспитывать любовь к природе, к родной земле
учить писать пейзаж
закрепить знания по цветоведению
Оборудование: ноутбук, проектор, экран
Ход урока:
1.Введение
Учитель:
Гонимы вешними ручьями,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
Так А. С. Пушкин открывает одну из глав своего романа “Евгений Онегин”.
– О чём пишет поэт? Почему называет весну утром года? Что происходит в природе весной?
(Весна – удивительное время года, когда всё в природе оживает, будто просыпается для новой жизни. И небо синее необыкновенно, и свежесть в воздухе необычная, дышится легко. На душе приятно. Приходит какое-то бодрое настроение, как утром после хорошего ночного отдыха…)
Учитель: Сегодня весенние пейзажи мы будем наблюдать на полотнах знаменитых русских художников Саврасова и Левитана и др .художников. Мы ответим на вопросы: Какой предстаёт весна на картинах пейзажистов? Как художникам удаётся передать весеннее настроение? О чём ещё рассказывает нам эти шедевры живописи?
САВРАСОВ “ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ”
Учитель: Однажды Алексей Кондратьевич Саврасов отправился в старинное русское село Молвитино.
– Зачем? Что он хотел увидеть здесь? Что увидел? Что перенёс в свою картину?
– Каким художником, по-вашему, был Саврасов? Почему он решил написать неприметное русское село? Что особенно притягательно в его пейзаже?
ЛЕВИТАН “ВЕСНА. БОЛЬШАЯ ВОДА”
Учитель:
Когда Левитан работал над картиной “Весна. Большая вода”, он мог вспоминать своего учителя Саврасова, который около двадцати лет назад показал настоящую весну в знаменитой картине “Грачи прилетели”.
Такие же тонкие берёзки, изогнутые и голые, за ними оттаявшая речка и скромные деревянные строения. Только у Саврасова- хмурое, низкое нависшее серое небо, а у Левитана – прозрачная синева и золотистый свет солнечного дня. У Левитана всё запело, зазвучало, исполнилось поэтического смысла. Так вылилась в живописи скромно радостная, чуткая душа художника.
– Что поражает в пейзаже Левитана? Какая здесь весна?
Два шедевра.
– Чем связаны эти картины?
– Чему уделяет особое внимание каждый художник?
– Какие краски использует?
(– Что хотят показать художники на своих полотнах?
(Простоту, естественную красоту, одухотворённость русского пейзажа.)
– Как вы думаете, что особенно удалось?
Весна в работах знаменитых художников.
Виноградов С.А. Весна идет. 1911
Кустодиев Борис Михайлович, 'Весна
Бакшеев Н.В. Голубая весна. 1930
Куинджи А.И. Ранняя весна. 1890-1895
Остроухов Илья Семенович, 'Ранняя весна'
Венецианов Алексей Гаврилович, 'На пашне, Весна' Первая половина 1820-х
6. Рисуем весенний пейзаж.
7.Самостоятельная работа учащихся.
8. Выставка работ. Оценка.
9 Итог урока.