Конспект урока в 3 классе
Разработал учитель ИЗО
МБОУ лицей №73 «Лицей информационных систем и технологий» г. Пензы
Алпатова Нина Федоровна
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема урока: Художник в цирке
Цель урока:
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии у учащихся.
Задачи урока:
Образовательные: расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка; раскрыть роль художника в создании образа клоуна (грим и костюм), формировать представление об эмоциональном значении цвета для создания образа;
Развивающие: развивать творческую и познавательную активность; эстетическое восприятие, чувство цвета; развивать умение рисовать человека в движении по памяти и представлению; развивать практические навыки работы с художественными материалами, в том числе в программе «Paint».
Воспитательные: воспитывать уважение к труду цирковых артистов.
Оборудование для учителя:
мультимедийное оборудование, экран, шаблоны клоунов, мультимедийная презентация « Художник в цирке. Веселые клоуны»,музыка «Парад – алле».
Оборудование для учащихся:
карандаш, ластик, альбом, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.
Универсальные учебные действия:
Личностные: уметь понимать и объяснять важную роль художника в цирке, который создает красочные декорации, костюмы, цирковой реквизит и т.д.;
Метапредметные: творчески придумывать и создавать красочные выразительные рисунки на тему циркового представления (клоуна), передавать в нем движение и характер.
Предметные: приобретать простые навыки изображения клоуна веселого, подвижного и яркого, использовать различные графические материалы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к восприятию новой темы.
2. Вводная часть урока. (
Постановка темы и цели урока ) - Отгадайте загадку и вы узнаете тему сегодняшнего урока.
Есть страна на белом свете,
Где сильны все и отважны.
Звери взрослые и дети –
Ловок там и весел каждый.
Обезьяны, попугаи, тигры,
Львы, слоны, медведи
Здесь танцуют и играют,
Ездят на велосипеде.
Посмотрите-ка: гимнасты,
Силачи и акробаты
Ловко ходят по канату, -
Тут артист и клоун каждый
- Как называется эта страна?
Дети: Цирк!
(Рассказ учителя сопровождается показом презентации «Художник в цирке».)
- А кто из вас хоть один раз был в цирке?
- Великолепно, хорошо! Цирк любят взрослые и дети.
3. Знакомство с новой темой.
Рассказ учителя
-Цирк - в переводе с латинского означает «круг». Первый Международный День цирка прошел 17 апреля 2010 года. А в этом году этот праздник будет отмечаться уже в пятый раз.
-Россия славится своими цирковыми династиями, самыми известными из которых являются:
Дуровы, Запашные, Кио, Филатовы, Кантемировы, Багдасаровы.
-Династия Дуровых основала «Театр Крошка», где выступали дрессированные животные.
-Династия Кио основала цирковой жанр иллюзионистов.
-Династия Филатовых ведет свой отсчет с 1836 года. Основоположником династии являлся Иван Лазаревич Филатов – артист, дрессировщик хищных животных, а также он был основателем системы зооцирков в СССР.
Мировую известность династии принес аттракцион "Медвежий цирк", созданный Валентином Филатовым в 1949 году.
-Династия Багдасаровых –она берет свое начало с дедушки, ныне знаменитых дрессировщиков Карины и Артура Багдасаровых,– Николая Андреевича Язева, все они – дрессировщики тигров.
Одним из самых старейших цирков России считается Московский цирк Никулина на Цветном бульваре. Он считается одним из лучших цирков мира.
Самым большим цирком в мире является Московский государственный цирк на проспекте Вернадского.
Он был открыт 30 апреля 1971 года. За время своего существования цирк представил более 100 различных программ, в которых принимали участие лучшие артисты русского и зарубежного цирка.
Беседа о цирковых профессиях
- Какие цирковые профессии вы можете назвать?
Дети: Жонглер, дрессировщик, эквилибрист, иллюзионист, гимнаст, клоун. - Профессия фокусник, гимнаст, клоун, дрессировщик, я думаю, вам знакома. А кто такой жонглер? Эквилибрист?
-Жонглер – фокусник, цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит на лету различные предметы.
- Эквилибристика - упражнение, состоящее в искусстве сохранять равновесие в самых трудных положениях, на проволоке, канате.
- А как вы думаете, какая профессия в цирке считается самой сложной?
Дети: Профессия клоуна.
- Правильно. А почему профессия клоуна считается самой сложной?
- Давайте опишем представителя этой профессии.
Дети: Любимец детей, весельчак, смешной, яркий….
- Что можно сказать про внешний вид клоуна?
Дети : Яркий, пестрый, красочный.
- Как вы думаете, кто делает костюмы цирковым артистам?
- Есть такая профессия в цирке – художник по костюмам. Это он придумывает одежду для артистов, старается сделать ее необычной, красочной:
(обтягивающие, блестящие костюмы гимнастов, строгие или загадочные у фокусников), а для клоуна – смешной, яркой.
- Какие цвета присутствуют в одежде клоуна?
Дети: Светлые, солнечные и т. д.
- Как одним словом можно сказать?
Дети: Яркие.
- Какое настроение у вас бывает, когда вы видите клоуна в такой одежде?
Дети: Веселое.
- Да, оказывается, с помощью цвета можно передать настроение.
-Что еще использует художник для создания образа клоуна?
Дети: Художник помогает клоунам смешить зрителей. Он придумывает не только необычный костюм для клоуна, но и грим, который делает его лицо очень забавным.
- Сегодня мы будем рисовать самого смешного, самого веселого любимца всей детворы. - Кого?
Дети: Клоуна.
- Правильно, это клоун.
( Учитель зачитывает стихотворение )
Жил на арене рыжий клоун,
Как будто счастьем нарисован!
Улыбкой, красками одежды
Дарил он радугу надежды:
И детворе, и людям взрослым.
С ним было сказочно и просто.
Сияли искорки – веснушки
На щёчках…Кепка на макушке
С махровым розовым помпоном,
Жилет в горошек, бант зелёный,
Штаны бордовые на лямке…
Портрет готов, хоть ставьте в рамку!
Весельем, зажигая зал,
Наш клоун небо рисовал…
Мелками синим, жёлтым, белым
Изображал, шутя, умело
И дождь грибной, и облака,
Что стали тучками, слегка,
И – солнце - жарким жёлтым шаром -
Всем от души дарил - задаром…
4. Объяснение задания. Объяснение последовательности рисования клоуна в графическом редакторе «“Paint”
- Посмотрите на схему. Скажите, из каких частей состоит фигура клоуна?
Дети: Голова, туловище, руки, ноги.
- Какую геометрическую фигуру напоминает голова?
Дети: Круг.
- Какую геометрическую фигуру напоминают туловище, руки, ноги?
Дети: Овал.
- Посмотрим на соотношение размера головы по отношению к туловищу. Голова должна быть не очень большой и не очень маленькой по отношению к туловищу.
- Руки не очень короткие и недлинные.
- Кто напомнит, с чего начинаем рисовать?
Дети: С композиции в листе .
- Так как клоун у нас стоит, его фигура больше вытянута вверх, поэтому лист бумаги располагаем вертикально.
- Фигура клоуна не должна быть маленькой, нам необходимо нарисовать ее на весь лист бумаги. Прежде чем начать рисовать сделаем зарядку.
5. Физкультминутка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку. ( Ходьба на месте. )
Очень нравится нам
Делать по порядку: ( Приседание. )
Весело шагать, ( Ходьба. )
Руки поднимать, ( Руки вверх.)
Приседать и скакать. ( Прыжки.)
6. Творческая практическая деятельность учащихся.
Этапы работы:
1.Изобразить фигуру клоуна в движении
2. Одеть фигуру в яркий костюм;
3. Нарисовать на лице клоуна смешной грим.
7. Итог урока.
Выставка и анализ рисунков. Вернисаж.
Звучит цирковая музыка «Парад – алле». Учитель выставляет оценки в журнал.
8. Обобщение темы урока.
- Какие профессии цирка вы запомнили?
- Кто такие жонглеры?
- Чем занимается художник в цирке?
9. Рефлексия.
Урок закончен.