СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока : Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить с названиями компонентов при вычитании, установить взаимосвязь между компонентами и результатом вычитания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока : Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность.»

1 «В» класс Учитель начальных классов: Денисова Евгения Георгиевна

МАОУ «СОШ №7»



Тема: «Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность»


Форма урока: урок – игра

УМК «Перспектива»


Цель урока: познакомить с названиями компонентов при вычитании.

Установить взаимосвязь между компонентами и результатом вычитания.


Задачи:


Образовательные:
1. Работать над правильным использованием этих терминов в речи.
2. Закрепить навыки счёта в пределах 9, навыки сравнения чисел.
3. Учить определять взаимосвязь между частью и целым.
4. Продолжить работу над решением задач.


Развивающая: развивать математические и творческие способности, речь, логическое мышление, память.


Воспитательная: воспитывать любовь к предмету, чувство товарищества, коллективизма.

Формируемые УУД: устанавливать взаимосвязь между компонентами результатами действия вычитания; считать в пределах 9; определять взаимосвязь между частью и целым; сравнивать числа и выражения; проговаривать последовательность действий при выполнении самостоятельных заданий; отличать верно выполненные задания от неверно выполненных; тренировать мыслительные операции; делать выводы в результате самостоятельной работы; слушать и понимать других – осваивать способы речевого общения; учиться работать в паре, группе.


Оборудование:

- карточки со словами «уменьшаемое, «вычитаемое», «разность»;
- рисунок Карабаса Барабаса; Красная Шапочка с корзиночкой , Зайчик с морковками.
- изображение трёх сундуков на конвертах;
- разрезные цифры, наборное полотно;
- учебник – тетрадь «Математика» Г.В Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б.Бука.



Ход урока:

1. Организационный момент. Постановка проблемы.
- Улыбнёмся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты.

(Под тихую мелодичную музыку дети повторяют за учителем.)

Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание моё растёт, память моя крепка, голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. Работаю!


- Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы работали на прошлом уроке. (Сложение чисел)

- Как называются числа при сложении?

- Сегодня на уроке мы должны узнать, как называются числа при вычитании.


Прозвенел звонок на урок,
Знайка с нетерпением встречи с вами ждёт.
С новыми названиями он познакомит вас.
Вот в этом конверте принёс он их в класс.
(Беру конверт, достаю из него картинку Карабаса, а на ней записка.):


«Я, Карабас Барабас.
Похитил названия!
Хотите их узнать,
Выполните мои задания».

- Что, ребята, будем спасать названия?
- Тогда за работу.


2. Устный счёт.


  1. Решение задач:
    Привела гусыня – мать,
    Шесть детей на луг гулять.
    Все гусята, как клубочки.
    Три сынка, а сколько дочек?
    (6 – 3 = 3)


  1. На кустике перед забором,
    Шесть ярко – красных помидоров.
    Потом четыре оторвалось.
    А сколько на кусте осталось?
    (6 – 4 =2)


  1. Красиво вышила Татьяна,
    Две лилии и два тюльпана,
    Три яблока и груши.
    Какие чудные цветы!
    А сколько их скажи – ка ты.
    (2 + 2 = 4)


Ответы выставляются на доске


- Сложите полученные ответы и отгадайте, какой предмет Карабас Барабас любит больше всего:

3 + 2 + 4 = 9


10 – Красная Шапочка с пирожками в корзинке

9 – Буратино с золотым ключиком

8 – Зайчик с морковками


- Почему Карабас Барабас любит больше всего золотой ключик?
(Потому, что этим ключом открывается дверь, за которой хранятся сокровища)


- Давайте выполним последнее задание Карабаса Барабаса:
У Карабаса Барабаса три сундука.


В них хранятся золото, серебро и наши названия чисел.


Отгадайте, что в каком сундуке, если во 2 – ом сундуке – серебро, а в 1 – ом не золото.


На доске вывешиваются 3 конверта с изображениями сундучков.


Учитель достаёт и вывешивает на доску карточки с названиями чисел


- Молодцы!


3. Открытие нового. Введение компонентов вычитания.

1. Практическая работа.


- Положите на парту 6 кружочков. Отодвиньте вправо 2 кружочка.
- Сколько кружочков осталось? (4)
- Как эту операцию записать цифрами? (6 – 2 = 4)
- Какое из чисел самое большое? (6)
- Как называется число 6? (целое)
- Как называется число 2? (часть)
- Что получается в результате? (часть)
- Верните 2 кружочка на прежнее место. А сейчас снова их отодвиньте.
- Что можете сказать о количестве кружочков с левой стороны?
(Было 6, стало 4. Количество кружочков уменьшилось.)
- Как вы думаете, какое название у числа 6? (Уменьшаемое)
(Карточки с названиями закреплены на доске, дети выбирают одно из трёх)


УМЕНЬШАЕМОЕ

ВЫЧИТАЕМОЕ

РАЗНОСТЬ

Карточка «уменьшаемое» закрепляется под цифрой 6
- Как вы думаете, что происходит, когда мы отодвигаем, убираем предметы?
- Что мы делаем? Скажите на математическом языке. (Вычитаем)
- Какое название будет у числа 2? (Вычитаемое)

Карточка «вычитаемое» вывешивается под цифрой 2
- А что такое число 4? (Разность)
- Или результат действия вычитания.
- А что ещё называется разностью? (6 – 2)


- Молодцы! Вы выдвинули свои версии названий чисел.


- Найдите разности и составьте выражения:

1. Уменьшаемое 8, вычитаемое 2;

2. Уменьшаемое 5, вычитаемое 3;

3. Уменьшаемое 7, вычитаемое 4;

4. Уменьшаемое 3, вычитаемое 3;

5. Уменьшаемое 9, вычитаемое 5;

6. Уменьшаемое 7, вычитаемое 2;


(Учащиеся составляют выражения. Учитель записывает их на доске в два столбика)


10 – 6 = 4 6 – 4 = 2

10 – 7 = 3 7 – 4 = 3

10 - 8 = 2 8 – 4 = 4


- Посмотрите внимательно на выражения. Что вы заметили?

(В первом столбике уменьшаемое во всех примерах 10, вычитаемое увеличивается на один. Во втором столбике уменьшаемое увеличивается на один, вычитаемое во всех примерах 4, разность тоже увеличивается на один)


- Какой можно сделать вывод?

(Компоненты и результат вычитания связаны между собой: при увеличении уменьшаемого разность увеличивается, а при увеличении вычитаемого разность уменьшается.)


4. Работа по теме урока.

Работа по учебнику.
- Открываем учебник на с. 26 № 4.
(Коллективное выполнение с комментированием.)

- Верны ли были ваши предположения? Повторите ещё раз, какая взаимосвязь существует между компонентами и результатом вычитания.


5. Физкультминутка.

6. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику


с.26 №3

- Поставьте знак сравнения.

(Взаимопроверка.)


с.27 № 6

- Составьте задачи по рисунку и примерам.


5+3 1+4+1+2

8-5 8-6

8-3 8-2


Работа в печатных тетрадях


с.42 № 1, 2, 3

(Самостоятельное выполнение)


с.43 № 4

Дополни схемы и реши задачи. (Выполнение с комментированием.)

с.43 № 5 Задание на внимание.


7. Рефлексия.

- Какие взаимосвязи существуют между компонентами вычитания?

- Как можно использовать знания этих взаимосвязей?

- Оцените свои достижения на уроке.


8. Итог урока.
- Что больше всего понравилось на уроке?
- Что лучше всего удалось?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!