Рассказ учителя: в 1853 году Россия объявила войну Турции. Николай I надеялся на помощь, прежде всего Англии и Франции. Но обе эти стороны заключили договор с турками, потому что не хотели укрепления России на Балканах. Россия начала воевать на двух направлениях. А вот на каких направлениях узнаем, выполнив задание. Расшифруйте шифрограмму: 1 | 8 | 6 | 3 | 4 | 2 | 5 | 10 | 9 | 7 | З | з | к | к | а | а | в | е | ь | а | Ответ: 1 | 5 | 7 | 3 | 2 | 4 | 6 | Б | а | ы | л | а | к | н | Ответ: Работа по карте. Россия сразу начала воевать в двух направления: в Закавказье и на Балканах. В Закавказье русская армия разбила турецкую и захватила главную турецкую крепость Карс. Русская армия захватила территорию Молдавии. Слайд 2.Турецкая эскадра находилась в Синопской бухте в составе 14 кораблей. Среди них было 2 парохода. В русской эскадре – 8 парусных кораблей. Пароходов в русском военном флоте не было. Адмирал Нахимов решил прорваться в бухту и заблокировать турецким кораблям выход в открытое море. Стояли непрерывные залпы, но адмирал Нахимов вел корабли к бухте. Три часа длился бой. Русская эскадра потопила почти все турецкие суда. В результате меткой стрельбы русских моряков были разбиты и береговые орудия. Победа в Синопской бухте была полной. Русские корабли пострадали тоже во время боя. Но моряки быстро отремонтировали пробоины и готовы были сражаться дальше. Работа по иллюстрации «Битва в Синопской бухте» в учебнике стр. 262 Словарная работа: бухта, флотилия стр. 264 Слайд 3. Турция оказалась на грани поражения, как на суше, так и на море. Чтобы спасти её, Англия и Франция вступили в военные действия против России. Англо – французская эскадра вошла в Черное море и подошла к Севастополю. Севастополь был главной военной морской крепостью России. Слайд 4. Работа по учебнику: чтение вслух об обороне Севастополя стр. 262 I по V абзац. Слайд 5. Начались болезни среди моряков и защитников города. В этот период неоценимый вклад в помощи больным Севастополя внес Николай Иванович Пирогов. Слайд 6. Он применил наркоз. С помощью эфира (спирта) он усыплял человека, для того чтобы он не чувствовал боли во время операции. Пирогов применил гипсовые повязки при переломах и огненных ранах. Эти открытия применяются до сих пор. Рядом с Пироговым трудились сестры милосердия. Беседа по иллюстрации «Н.И. Пирогов помогает раненым защитникам Севастополя» в учебнике стр. 265. - Предположите, какую работу, выполняют сестры милосердия? (Они помогали раненым переносить страдания, выносили раненых воинов из – под огня, перевязывали раны, помогали Пирогову во время операции). - Какими качествами должны были обладать сестры милосердия? (Мужеством, смелостью, милосердием, бесстрашием, ловкостью, добротой). - Кто же они такие сестры милосердия проверим по словарю ваши предположения стр. 266. Работа по иллюстрации «Оборона Севастополя» в учебнике стр. 263, сопровождается рассказом учителя: Слайд 7. в конце лета 1855 года неприятель начал самую сильную бомбардировку города, а затем и штурм крепости. Потери среди защитников Севастополя были слишком велики. Они вынуждены были сдать город. Русские войска оставили крепости Керчь, Анапу. Огромные потери как в живой силе, так и в технике. Государственная казна опустела, а хозяйство страны пришло в упадок. Россия вынуждена была заключить мирный договор. Николай I не выдержал напряжения, заболел и умер. Унизительный договор подписывал новый император Александр II – сын Николая I. Работа по карточкам: определить итоги Крымской войны для России. 1. Россия потеряла ряд своих территорий. 2. Выполнена важнейшая внешнеполитическая задача: присоединение черноморского побережья. 3. Обширные земли Крыма вошли в состав России. 4.России запрещено держать военный флот на Черном море. 5. Россия потерпела поражение в Крымской войне. 6. Россия отставала от европейских стран в военном, техническом и экономическом отношениях. Проверка: 1, 4, 5, 6. |