Выполнила: студентка гр. ПНК-3Б
чувствуют гордость за свою страну и свой народ.
Оборудование для учителя: учебник, презентация, аудиокнига, раздаточный материал: кластер.
Оборудования для учащихся: учебник, пенал.
Этап | Образовательная задача этапа | Методы и приёмы | Диагностические средства | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации | Форма контроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Организационный момент | Проверить готовность к уроку | | Презентация | - Ребята, я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Меня зовут Анастасия Юрьевна. Урок хочу начать с прослушивания песни. Что это за песня? О чем она? - Как вы думаете, почему я начала урок именно с песни о событиях того времени? Верно. - Надеюсь, что урок наш будет продуктивным. А какой урок можно назвать продуктивным? - Мы, потомки, обязаны по крупицам собирать правду о войне, о неповторимой тяжёлой работе, которую во все времена наши защитники называли «обыкновенным делом, которое нужно добросовестно выполнять». | - Священная война. О ВОВ. - Потому что сегодня мы будем читать произведение о войне. - От которого мы получим эмоциональное удовольствие, новые знания, открытия, пообщаемся друг с другом | Фронтальная | Самоконтроль | Умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. | Контролируют свои действия. | Мотивированы к умственному труду. |
Подготовка к первичному восприятию | Создать эмоциональный настрой для восприятия произведения и оживить жизненный опыт детей | | Презентация, раздаточный материал 2 слайд 3 слайд | - Каких писателей-фронтовиков вы знаете? - Я предлагаю вам познакомиться с биографией Б. Полевого. Расскажут нам о нём … и … - Ребята, в биографии писателя упоминаются некоторые его произведений, но сегодня с вами мы познакомимся с произведением «Последний день Матвея Кузьмина» | Ответы детей 1. Борис Николаевич родился в Москве 17 марта 114 лет назад. Полевой — это творческий псевдоним писателя, который ему предложил взять товарищ, дословно переведя его фамилию с латинского на русский язык. В журнале «Октябрь» вышла первая повесть Б. Н. Полевого «Горячий цех», которая принесла ему литературную известность. 2. Борис Полевой работал в газетах: «Тверская деревня», «Смена». В 1941 году писатель был направлен на фронт в качестве полевого корреспондента газеты «Правда». И на следующий год была опубликована статья «Последний день Матвея Кузьмина» о подвиге 83-летнего крестьянина, повторившего, по мнению писателя, подвиг Ивана Сусанина. | Фронтальная | Самоконтроль | Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта; Ориентируются в своей системе знаний Определяют и формулируют проблему | Умеют осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. | Стремятся к оказанию посильной помощи одноклассникам; умеют вступать в диалог. |
Первичное восприятие | Познакомить с произведением Обеспечить эмоциональность восприятия, интереса к произведению | | Презентация, аудиокнига 4 слайд 5 слайд 6 слайд | Как вы думаете, исходя из названия, о чем это произведение? Прежде чем мы с вами начнём знакомиться с этим произведением, давайте разберём слова, значения которых вы не знаете, но они будут в тексте. Слыл - быть известным в качестве кого-то. Отшиб - в стороне от других. Токовать - издавать крики. Чураться - боязливо сторониться, избегать кого-либо или чего-либо. Покуситься - попытаться сделать что-нибудь недозволенное, неприятное, трудное. Постой - стоянка воинских частей в домах мирных жителей. Комендатура - помещение, где находиться комендант - начальник военной крепости, военного гарнизона. Посетовать - высказать сожаление, по какому-либо поводу. Парабеллум - оружие, по праву ставшее символом немецкого пистолета первой половины двадцатого века. Маскхалат - маскировочный халат, делающий лыжников незаметными на снегу. Староста – человек из села или деревни, который помогал немцам во время войны. А теперь давайте прослушаем чтение произведения. Следите по тексту. Страница учебника 97. (до «А кому они могли быть лучше известны, чем деду Матвею!») - Как вы думаете, что будет дальше? А теперь почитаем сами. (до «Ну, кажись, пришли» стр. 101, 9:50) - Ребята, как вы думаете, что будет дальше? Слушаем и следим по тексту. | - О подвиге. | Фронтальная | Самоконтроль | | Удерживают учебную задачу. Применяют полученные знания на практике и осуществляют контроль по результату. | Понимают оценку учителя. |
Проверка первичного восприятия | Дать возможность поделиться учащимся впечатлениями о прочитанном Проверить качество восприятия прочитанного | | Презентация 8 слайд 9 слайд 10 слайд | - Назовите главного героя. Каким он вам показался? Докажите. - Давайте попробуем воссоздать портрет этого человека. - В своих высказываниях вы можете обратиться к страницам текста. На доске записаны пункты характеристики героя: Найдите в тексте. - Односельчане считали Матвея нелюдимым. А что это значит? - Почему односельчане считали Матвея Кузьмина нелюдимым? - Догадывались ли вы, что Матвей Кузьмина не станет предателем? - В какой момент вы догадались, что старый колхозник решил перехитрить фашистов? - Каким был самый волнительный момент рассказа? - Ваше отношение к крестьянину? - Почему он так поступил? А как бы вы поступили на его месте? - С каким поручением обратился к деду Матвею комендант немецкого батальона? Найдите в тексте. - Как вы думаете? Что должен был делать староста при фашистах? - Согласился ли Матвей Кузьмин? Почему? Найдите в тексте. | - Матвей Кузьмин 1. Перевалило за 80 лет, лысоват, седые волосы, борода, плохо слышал. 2. Нелюдим, замкнут, угрюм, необщителен. 3. Сторожил, охотничал, воспитывал сироту внучонка Васю. 4. Сторонились, побаивались. - Потому что он бродил непонятно где и избегал людей. - Ответы детей. - Стать старостой - Помогать немцам, доносить на односельчан - Нет | Фронтальная | Самоконтроль | Ориентируются на развороте учебника | | Умеют выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции |
Анализ проивзедения | Углубить восприятие произведения, помочь освоить его идею. Формировать читательские умения | | Презентация 11 слайд | - Что же потом заставило немцев вновь обратиться к деду Матвею? - Найдите в тексте диалог Матвея и немецкого офицера. Прочитайте вслух. (два ученика) - Как отреагировали колхозники, наблюдавшие за Матвеем? Найдите в тексте. - Из рассказа вы узнали, что Матвей Кузьмин вёл немцев по целине. Как вы думаете, почему? - Найдите фрагмент, где говорится о том, как враги теряли силы. - Кто помог деду Матвею? - Почему Матвей торжествующе улыбается в последнее утро своей жизни? | - Понадобился проводник, знающий лесные тропы, чтобы помог вывести в распоряжение советской армии и атаковать без боя - Старик старался вымотать силы немцам - Внук Вася и бойцы советской армии - Понимал, что погибнет | Фронтальная | Самоконтроль | Высказывают своё предположение на основе работы с материалом учебника | | Оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Рефлексия | Подведение итогов, обсуждение домашнего задания | | Презентация 12 слайд | - С каким произведением работали на уроке? - Какая главная мысль произведения? - Почему мы называем поступок старого колхозника подвигом? - Как вы думаете, зачем Борис Полевой написал этот рассказ? - Закончите предложение: 1 вариант: «Я говорю спасибо Борису Полевому за то, что…» 2 вариант: «Я говорю спасибо Матвею Кузьмину за то, что…» В тетрадях. Прочитайте. Д/З. Ответить на вопросы в конце учебника. Письменно. | - «Последний день Матвея Кузьмина» - Чтобы рассказать о войне, чтобы знать и помнить её героев, чтобы учиться у них любить свою Родину | Фронтальная | Самоконтроль | Умеют отвечать на вопросы в соответствии с новой темой | Умеют удерживать учебную задачу. Самооценка. Умеют вести диалог. | Понимают необходимости учения. Способны к оценке своей деятельности. |