СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы 7 класс "Старуха Изергиль"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы 7 класс "Старуха Изергиль"»

МОУ «Пронская средняя общеобразовательная школа»

Пронского района Рязанской области







Конспект урока литературы,

проведённого в 7 б классе

учителем русского языка

и литературы

Стариковой Г.А.

























Пронск 2023 год





Тема урока: «Проблемы нравственного выбора в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль».

Цели урока:

Образовательные: продолжить знакомство с ранним творчеством М.Горького, проанализировать легенды, сопоставить поведение героев легенд Ларры и Данко, проследить, как в рассказе раскрывается замысел писателя.

Развивающие: помочь учащимся осознать социальную личностную значимость учебного материала, развивать аналитическое мышление и речь учащихся, формировать умение выделять главное.

Воспитательные: воспитание ответственности за свои поступки, понимание сути человеческих качеств.



Оборудование:

- литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч. Ч.2 В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин. М. Просвещение, 2020.

- литература. Рабочая тетрадь. В 2ч. Часть 1. Р.Г.Ахмадуллина. М.Просвещение, 2021.

- М.Горький. Ранние романтические рассказы. 2007.

-поурочные разработки по литературе. Универсальное издание. Н.В.Егорова 7 класс .М, ВАКО,2019.

-презентация к уроку, компьютер, проектор

-раздаточный материал











Ход урока.

1.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности учащихся: просмотр видеоролика-притчи.

Слово-цепочка учителя. О чём эта притча? Как вы её поняли?

(притча о выборе человека, какое решение примешь, такой будет результат)

Проблема выбора часто волнует писателей и поэтов. Например, Ю.Левитанский написал об этом стихотворение.

2.Чтение учителем стихотворения.

Ю.Левитанский.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Меч и латы. Посох и заплаты.

Время окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже, как умею.

Ни к кому претензий не имею,

Каждый выбирает для себя.

40 лет назад я выбрала себе профессию, по-прежнему работаю в школе.

А где вам, ребята, придётся делать выбор? Что вы выбираете?

(Предметы на экзамене, куда пойти учиться и т.д.)

3.Целеполагание.

Слово учителя. Тема урока – « Проблема нравственного выбора в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль». (1 слайд)

-А каковы цели? (Ученики формулируют цели урока). (2 слайд)

- Что обозначает слово нравственный?

Запись определений терминов в тетрадь.

Нравственный – соблюдающий нормы общественного поведения.

Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение, это выбор между добром и злом, правдой и ложью, бескорыстием и выгодой.

(3 слайд)

Слово учителя. Объяснения таких терминов вы будете давать на экзамене по русскому языку (сочинение-рассуждение 9.3).



4.Композиция рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»:

1) легенда о Ларре;

2) жизнь Изергиль;

3) легенда о Данко. (Слайд 4)



- Что такое легенда? Обратимся к словарю литературоведческих терминов.

Легенда – произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

-Чтобы понять, какой выбор стоял перед героями рассказа, надо знать его содержание.

5.Легенду о Ларре рассказывает подготовленная ученица.

Вопросы ученикам:

-Какой выбор сделал Ларра? Как называют людей, которые живут для себя?

-Сделал ли юношу счастливым его выбор? (Слайд 5)

Ученица представляет свой рисунок и комментирует его изображение. (Отверженный)

6. Рассказ учителя о жизни старухи Изергиль. (Слайд 6)

-Какой выбор сделала героиня?

(Она выбрала свободу, но осталась одинокой, хотя жила среди людей. Ей не с кем поговорить, нет дома, детей. Женщина открывает душу незнакомому человеку.)

7. Слово учителя.

Легенду о Данко все прочитали дома. Проверим читательскую грамотность. Работа в тетрадях №1. Задание 150 стр.80. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

Вопросы:

1)Какие люди жили в старину на земле? (Это были весёлые, сильные и смелые люди).

2)Куда ушли эти люди в тяжёлые для них времена? (В глубь леса).

3)Какие дороги были возможны для людей? (Одна – назад – там были враги, другая вперёд – там великаны-деревья).

4)Почему люди долго не могли принять решения, по какой дороге идти? (Они не могли умереть в боях, у них были заветы, которые бы умерли вместе с ними).

5)Какой выход из создавшегося положения предложил Данко? (Он сказал идти через лес, всё на свете имеет конец).

6)Почему все поверили Данко? (Посмотрели и увидели, что он лучше всех. В очах много силы и живого огня).

7)Каким был путь, по которому вёл людей Данко? (Трудный путь это был).

8)За что люди стали судить Данко? (Людям стало стыдно сознаться в своём бессилии).

9)Что стало причиной самоотверженного поступка Данко? (Он любил людей и думал, что без него они погибнут).

10)Что сделал Данко, когда вывел людей на свободную землю? (Кинул он взор на свободную землю и засмеялся гордо, упал – и умер).

11)Что сделал один осторожный человек? (Он, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой).



Ученица представляет свой рисунок и комментирует его изображение. (Данко с горящим сердцем в руке).

8.Слово учителя.

Какой выбор сделал Данко? Как называют человека, любящего людей и живущего ради них? (Альтруистом)

9.Подведение итогов. Выбор героев:

-Ларра жил без людей и для себя;

-Изергиль жила с людьми, но для себя;

-Данко жил с людьми и для людей. (Слайд )

10. Чтение подготовленным учеником стихотворения Л.Мартынова «След».

А ты?

Входя в дома любые –

И в серые,

И в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи,

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след,

В чужой душе на много лет?

Вопрос учителя: о чём это стихотворение?

(Каждый человек должен задуматься о своём выборе, о смысле жизни).

-Об этом говорит и древняя мудрость: «Если только для себя – то зачем ты?»

-Какой вывод вы сделали для себя? (Нельзя быть эгоистами, надо думать и о людях, живущих рядом).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!