СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по теме: "Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII – начало XVIII века. Солдатские песни XVIII – XIX века". (8 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема.  Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII – начало XVIII века.

Солдатские песни  XVIII – XIX века.

        Цель:    

  • выявить  исторические основысолдатских песен и песен о Степане Разине, особенности их поэтики;
  • формировать навыки работы с учебником, выразительного чтения, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
  • воспитывать интерес к русской истории и фольклору.

 

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.

 

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

II.  Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

1.Выявление  темы, цели, плана урока.

2. Работа над содержанием песен о Степане Разине. Заполнение таблицы (задание 4 рабочей тетради, с.12-13, ч.1).

2.1. Сообщение «историка» о восстании под предводительством Степана Разина.

2.2. Сообщение о Степане Разине.

Разин Степан Тимофеевич [около 1630, станица Зимовейская-на-Дону, — 1671, Москва], предводитель восставших в Крестьянской войне 1670—1671. Родился в семье зажиточного казака. В 1661 Разин от имени Войска донского вместе с атаманом Ф. Буданом вёл переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662—63 атаманом донских казаков совершил походы против крымских татар и турок. Идея восстания против феодально-крепостнических порядков в России возникла у Разина в связи с наступлением самодержавия на вольности донских казаков и, в частности, в связи с жестокой расправой князя Ю. А. Долгорукова над старшим братом Разина — Иваном.

Весной 1667 Разин организовал поход казацкой голытьбы на Волгу и Каспийское море. Весной 1670 он возглавил новый поход на Волгу, который превратился в мощную крестьянскую войну, охватившую Поволжье и ряд других районов России. После поражения основных сил восставших под Симбирском (4 октября 1670) Pазин, получивший ранение, ушёл на Дон и, укрепившись в Кагальницком городке, стал собирать силы для нового похода. Однако в апреле 1671 домовитые (богатые) казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок. Разин был взят в плен и привезён в Черкасск, затем в Москву, где был казнён на эшафоте возле Лобного места.

2.3.Обращение к учебнику. Фрагменты немецкой гравюры «Степан Разин» (1671) и гравюра из издания 1672 года (Англия) «Степана и Флора Разиных везут на казнь».

2.4. Выразительное чтение песни «Царь требует выдачи Разина».

2.5. Лексическая работа.

Бунчук — конский хвост, насаженный на древко; символ власти атамана.

Есаул гребенский — помощник атамана.

Что во славном городе во Черкасске.Черкасск — центр Донского казачьего войска.

2.6. Слово учителя.

Песни о Степане Разине были сложены разницами, то есть его войском, состоявшим из «голутвенных» казаков и крестьянской бедноты. Тематика разинских песен делала их гораздо более близкими к песням о «добрых молодцах», «разбойничках», «атамановых работничках», о тех беглых «гулящих людях», которые, как и разинцы, находились в постоянной вражде с правительством.

Письменная литература почти не отозвалась на вспышку крестьянско-казацкой войны 1669—1671 годов. Казнь атамана и его церковное проклятие пресекли возможность печатного распространения всяких рассказов, не разделявших официальную точку зрения на Разина, как на «вора-изменника». В итоге сохранились лишь бесцветные, в старой летописной менере составленные сказания о взятии войсками Разина Астрахани, о нападении разинцев на монастырь МакарияЖелтоводского. Бытовая и правительственная цензура и в народных откликах на восстание сгладила «яркие черты социального пафоса, пережитых некогда и закрепленных в поэтическом слове повстанческих настроений».

В многочисленных сохранившихся вариантах песен о Разине изредка лишь мелькают отголоски этих настроений — в более или менее откровенных нападках на царских воевод.

Но основная масса песен о Разине сохраняет сочувственное отношение народа к своему героическому атаману. С его именем связываются поэтические легенды. Они изображают Разина непобедимым героем, которого не берет ни сабля, ни ружье, ни пушка; чародеем, который заговаривает оружие, чудесно спасается из плена, выплеснув на себя стакан воды или нарисовав на полу тюрьмы углем или мелом лодку, которая переносит его на Волгу, и т.д. Фантастика, украсившая песенный облик любимого народом атамана, не исказила в общем исторического образа Разина: исторические воспоминания рисуют его таким же неустрашимым, наделенным огромной физической силой, щедрым и ласковым к своему войску и ко всей бедноте и беспощадным по отношению к врагам — воеводам, боярам, каким изображают его и песни.

 

2.7. Обращение к учебнику. Статья «Для вас, любознательные!».

 

2.8. Выразительное чтение песен «Царь требует выдачи Разина» (1 вариант), «Разин и девка-астраханка» (2 вариант).

 

2.9. Обращение к домашнему заданию. Анализ песни «Царь требует выдачи Разина»

3.Работа над содержанием солдатских песен.

3.1. Понятие о солдатских песнях.

3.2. Слово учителя.

Солдатские бытовые и исторические песни становятся в крестьянском репертуаре одной из значительных форм поэзии вплоть до Отечественной войны 1812 года.

В период Отечественной войны 1812 года в военно-политическую жизнь государства активно вовлекаются широкие крестьянские массы. Это породило массовое творчество, обрисовывающее героический образ народа. В отличие от песен о предшествующих войнах, в песнях об Отечественной войне более отчетливо проявляется историзм. В них постоянно звучит мысль об оборонительном характере войны для России, ставится вопрос о социальных силах, обеспечивших победу. В песнях говорилось о неисчислимых бедствиях, которые принесла война, о кровопролитных сражениях и разорениях.

3.3. Сообщение «историка» о взятии крепости Орешек (Северная война).

3.4. Выразительное чтение песни «Солдаты готовятся штурмовать Орешек».

3.5. Сообщение «историка» о сражении под Красным и при Березине. Обращение к иллюстрациям в учебнике.

3.6.      Выразительное чтение песни «Солдаты освобождают Смоленск».

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.        

1.Составить вопросы к статье учебника «Из древнерусской литературы», с.30. ч.1

2.Подготовить выразительное чтение (художественный пересказ) фрагментов «Жития Сергия Радонежского», с.39-46, ч.1.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме: "Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII – начало XVIII века. Солдатские песни XVIII – XIX века". (8 класс)»

Дата:

Учитель: Магомедова С.А.

Тема. Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII – начало XVIII века.

Солдатские песни XVIII – XIX века.

Цель:

  • выявить исторические основысолдатских песен и песен о Степане Разине, особенности их поэтики;

  • формировать навыки работы с учебником, выразительного чтения, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;

  • воспитывать интерес к русской истории и фольклору.


Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Работа над содержанием песен о Степане Разине. Заполнение таблицы (задание 4 рабочей тетради, с.12-13, ч.1).

2.1. Сообщение «историка» о восстании под предводительством Степана Разина.

2.2. Сообщение о Степане Разине.

Разин Степан Тимофеевич [около 1630, станица Зимовейская-на-Дону, — 1671, Москва], предводитель восставших в Крестьянской войне 1670—1671. Родился в семье зажиточного казака. В 1661 Разин от имени Войска донского вместе с атаманом Ф. Буданом вёл переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662—63 атаманом донских казаков совершил походы против крымских татар и турок. Идея восстания против феодально-крепостнических порядков в России возникла у Разина в связи с наступлением самодержавия на вольности донских казаков и, в частности, в связи с жестокой расправой князя Ю. А. Долгорукова над старшим братом Разина — Иваном.

Весной 1667 Разин организовал поход казацкой голытьбы на Волгу и Каспийское море. Весной 1670 он возглавил новый поход на Волгу, который превратился в мощную крестьянскую войну, охватившую Поволжье и ряд других районов России. После поражения основных сил восставших под Симбирском (4 октября 1670) Pазин, получивший ранение, ушёл на Дон и, укрепившись в Кагальницком городке, стал собирать силы для нового похода. Однако в апреле 1671 домовитые (богатые) казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок. Разин был взят в плен и привезён в Черкасск, затем в Москву, где был казнён на эшафоте возле Лобного места.

2.3.Обращение к учебнику. Фрагменты немецкой гравюры «Степан Разин» (1671) и гравюра из издания 1672 года (Англия) «Степана и Флора Разиных везут на казнь».

2.4. Выразительное чтение песни «Царь требует выдачи Разина».

2.5. Лексическая работа.

Бунчук — конский хвост, насаженный на древко; символ власти атамана.

Есаул гребенский — помощник атамана.

Что во славном городе во Черкасске.Черкасск — центр Донского казачьего войска.

2.6. Слово учителя.

Песни о Степане Разине были сложены разницами, то есть его войском, состоявшим из «голутвенных» казаков и крестьянской бедноты. Тематика разинских песен делала их гораздо более близкими к песням о «добрых молодцах», «разбойничках», «атамановых работничках», о тех беглых «гулящих людях», которые, как и разинцы, находились в постоянной вражде с правительством.

Письменная литература почти не отозвалась на вспышку крестьянско-казацкой войны 1669—1671 годов. Казнь атамана и его церковное проклятие пресекли возможность печатного распространения всяких рассказов, не разделявших официальную точку зрения на Разина, как на «вора-изменника». В итоге сохранились лишь бесцветные, в старой летописной менере составленные сказания о взятии войсками Разина Астрахани, о нападении разинцев на монастырь МакарияЖелтоводского. Бытовая и правительственная цензура и в народных откликах на восстание сгладила «яркие черты социального пафоса, пережитых некогда и закрепленных в поэтическом слове повстанческих настроений».

В многочисленных сохранившихся вариантах песен о Разине изредка лишь мелькают отголоски этих настроений — в более или менее откровенных нападках на царских воевод.

Но основная масса песен о Разине сохраняет сочувственное отношение народа к своему героическому атаману. С его именем связываются поэтические легенды. Они изображают Разина непобедимым героем, которого не берет ни сабля, ни ружье, ни пушка; чародеем, который заговаривает оружие, чудесно спасается из плена, выплеснув на себя стакан воды или нарисовав на полу тюрьмы углем или мелом лодку, которая переносит его на Волгу, и т.д. Фантастика, украсившая песенный облик любимого народом атамана, не исказила в общем исторического образа Разина: исторические воспоминания рисуют его таким же неустрашимым, наделенным огромной физической силой, щедрым и ласковым к своему войску и ко всей бедноте и беспощадным по отношению к врагам — воеводам, боярам, каким изображают его и песни.


2.7. Обращение к учебнику. Статья «Для вас, любознательные!».


2.8. Выразительное чтение песен «Царь требует выдачи Разина» (1 вариант), «Разин и девка-астраханка» (2 вариант).


2.9. Обращение к домашнему заданию. Анализ песни «Царь требует выдачи Разина»

3.Работа над содержанием солдатских песен.

3.1. Понятие о солдатских песнях.

3.2. Слово учителя.

Солдатские бытовые и исторические песни становятся в крестьянском репертуаре одной из значительных форм поэзии вплоть до Отечественной войны 1812 года.

В период Отечественной войны 1812 года в военно-политическую жизнь государства активно вовлекаются широкие крестьянские массы. Это породило массовое творчество, обрисовывающее героический образ народа. В отличие от песен о предшествующих войнах, в песнях об Отечественной войне более отчетливо проявляется историзм. В них постоянно звучит мысль об оборонительном характере войны для России, ставится вопрос о социальных силах, обеспечивших победу. В песнях говорилось о неисчислимых бедствиях, которые принесла война, о кровопролитных сражениях и разорениях.

3.3. Сообщение «историка» о взятии крепости Орешек (Северная война).

3.4. Выразительное чтение песни «Солдаты готовятся штурмовать Орешек».

3.5. Сообщение «историка» о сражении под Красным и при Березине.
Обращение к иллюстрациям в учебнике.

3.6. Выразительное чтение песни «Солдаты освобождают Смоленск».

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

1.Составить вопросы к статье учебника «Из древнерусской литературы», с.30. ч.1

2.Подготовить выразительное чтение (художественный пересказ) фрагментов «Жития Сергия Радонежского», с.39-46, ч.1.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!