Конспект урока литературы в 6 классе по теме «Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне».
Д.С.Самойлов «Сороковые»
Цель урока: продолжить знакомство учащихся со стихами о Вов; учить выразительному чтению и творческой работе в парах; воспитывать чувство патриотизма.
Ход урока
Опрос по домашнему заданию: «Чтение с вдохновением»
Актуализация опорных знаний
Просмотр презентации с военными фотографиями под песню «Сороковые»
Напишите ассоциативный ряд к слову ВОЙНА
Целеполагание
Работа над темой урока
«Давайте познакомимся»: работа с учебником
Как биография поэта связана с войной?
(В 1941 году Самойлов со студенческой скамьи добровольцем ушел на фронт.)
О чем говорит этот факт?
(Добровольцем – по внутреннему желанию – патриот.)
Воевал. Сначала был пулеметчиком, а затем командиром взвода разведки. Давид Самойлов прошел от Вязьмы до Берлина.
О чем говорит этот факт?
(Быстро учился, служил там, где требовалась его помощь. Разведка – рискованная, опасная работа – смелый.)
Был тяжело ранен. Награжден орденом Красной Звезды, медалями.
Стихотворение «Сороковые» было написано спустя много лет после окончания войны.
Почему автор возвращается к этой тематике спустя годы?
Выразительное чтение учителем стихотворения «Сороковые»
Построение эмоциональной кривой стихотворения
Решимость, уверенность, нетерпение
Юношеский задор Надежда Вера в будущее
Т ревога, тоска, горечь, жалость
Боль Тревожность
Анализ стихотворения
- Какова тема этого стихотворения?
- Какие микротемы можно выделить?
- Почему автор даёт длинный ряд определений: «сороковые, роковые, военные и фронтовые»? Что означает каждое из них? Какой оттенок вносит определение в стихотворение?
2) Лексическая работа
Сороковые – речь идет о 40-х годах 20 века
Роковой – 1. Приносящий горе, как бы предопределённый роком. 2. Решающий, определяющий поворот к чему-нибудь плохому, к несчастью. 3. Имеющий тяжёлые или гибельные последствия.
Военный – свойственный войне, характерный для неё.
Фронтовой – свойственный находящимся на фронте.
- О каких символах войны говорит поэт? (Похоронки, эшелоны, погорельцы)
- Почему эти слова ассоциировались с войной?
- Зачем юноше звёздочка, которую он сам сделал?
- О чём говорят строки «Да, это я на белом свете, Худой, весёлый и задорный»?
(Вопреки войне, герой утверждает своё право на жизнь: даже в такие тяжёлые годы человек должен уметь жить, радоваться, ведь у него одна молодость.)
- Для чего автор использовал приём повтора: начинает каждую строчку из 6 последующих с союза и?
- Какой вид комического использовал в этих строчках: «И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю?
(Поэт иронично, подшучивая над собой – мальчишкой, с высоты прожитых лет рассказывает о своём желании понравиться девушке.)
- Какие две пары слов противопоставлены в стихотворении?
(Война, беда, мечта и юность)
- Что несёт в себе последняя строчка стихотворения?
(Жизнеутверждающее начало, веру в молодость, веру в будущее)
- Какие чувства зародило в вас это стихотворение?
- Обратите внимание на кривую эмоций стихотворения: резкая смена событий, неустойчивость. Неуверенность, жизнь одного дня, потому что завтра может и не наступить.
4. «Творческая мастерская»
«Снимаем кино»: работа в парах
- Прочитайте стихотворение ещё раз. На какие картины можно его разделить, по-вашему, если снимать кино?
- Что бы вы снимали? Какой пейзаж составлял бы основной, главный план?
- На фоне чего вы бы снимали юношу? Как он выглядит?
- Как будут отсняты последние кадры?
5. Защита работ учащихся
5. Рефлексия (георгиевская ленточка: Сегодня я понял, что…
Мне было трудно, потому что… и т.д.)
6. Домашнее задание
Выучить стихотворение «Сороковые» наизусть.