СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 6 классе по теме «Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 6 классе по теме «Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне».»

Конспект урока литературы в 6 классе по теме «Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне».

Д.С.Самойлов «Сороковые»

Цель урока: продолжить знакомство учащихся со стихами о Вов; учить выразительному чтению и творческой работе в парах; воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока

  1. Опрос по домашнему заданию: «Чтение с вдохновением»

  2. Актуализация опорных знаний

Просмотр презентации с военными фотографиями под песню «Сороковые»

Напишите ассоциативный ряд к слову ВОЙНА

  1. Целеполагание

  2. Работа над темой урока

  1. «Давайте познакомимся»: работа с учебником

Как биография поэта связана с войной?

(В 1941 году Самойлов со студенческой скамьи добровольцем ушел на фронт.)

О чем говорит этот факт?

(Добровольцем – по внутреннему желанию – патриот.)

Воевал. Сначала был пулеметчиком, а затем командиром взвода разведки. Давид Самойлов прошел от Вязьмы до Берлина.

О чем говорит этот факт?

(Быстро учился, служил там, где требовалась его помощь. Разведка – рискованная, опасная работа – смелый.)

Был тяжело ранен. Награжден орденом Красной Звезды, медалями.

Стихотворение «Сороковые» было написано спустя много лет после окончания войны.

Почему автор возвращается к этой тематике спустя годы?

  1. Выразительное чтение учителем стихотворения «Сороковые»

  2. Построение эмоциональной кривой стихотворения

Решимость, уверенность, нетерпение

Юношеский задор Надежда Вера в будущее





Т ревога, тоска, горечь, жалость

Боль Тревожность

  1. Анализ стихотворения

- Какова тема этого стихотворения?

- Какие микротемы можно выделить?

- Почему автор даёт длинный ряд определений: «сороковые, роковые, военные и фронтовые»? Что означает каждое из них? Какой оттенок вносит определение в стихотворение?

2) Лексическая работа

Сороковые – речь идет о 40-х годах 20 века

Роковой – 1. Приносящий горе, как бы предопределённый роком. 2. Решающий, определяющий поворот к чему-нибудь плохому, к несчастью. 3. Имеющий тяжёлые или гибельные последствия.

Военный – свойственный войне, характерный для неё.

Фронтовой – свойственный находящимся на фронте.

- О каких символах войны говорит поэт? (Похоронки, эшелоны, погорельцы)

- Почему эти слова ассоциировались с войной?

- Зачем юноше звёздочка, которую он сам сделал?

- О чём говорят строки «Да, это я на белом свете, Худой, весёлый и задорный»?

(Вопреки войне, герой утверждает своё право на жизнь: даже в такие тяжёлые годы человек должен уметь жить, радоваться, ведь у него одна молодость.)

- Для чего автор использовал приём повтора: начинает каждую строчку из 6 последующих с союза и?

- Какой вид комического использовал в этих строчках: «И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю?

(Поэт иронично, подшучивая над собой – мальчишкой, с высоты прожитых лет рассказывает о своём желании понравиться девушке.)

- Какие две пары слов противопоставлены в стихотворении?

(Война, беда, мечта и юность)

- Что несёт в себе последняя строчка стихотворения?

(Жизнеутверждающее начало, веру в молодость, веру в будущее)

- Какие чувства зародило в вас это стихотворение?

- Обратите внимание на кривую эмоций стихотворения: резкая смена событий, неустойчивость. Неуверенность, жизнь одного дня, потому что завтра может и не наступить.

4. «Творческая мастерская»

«Снимаем кино»: работа в парах

- Прочитайте стихотворение ещё раз. На какие картины можно его разделить, по-вашему, если снимать кино?

- Что бы вы снимали? Какой пейзаж составлял бы основной, главный план?

- На фоне чего вы бы снимали юношу? Как он выглядит?

- Как будут отсняты последние кадры?

5. Защита работ учащихся

5. Рефлексия (георгиевская ленточка: Сегодня я понял, что…

Мне было трудно, потому что… и т.д.)

6. Домашнее задание

Выучить стихотворение «Сороковые» наизусть.


























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!