СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики в 1 классе на тему "Состав числа 10"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с составом числа 10, закрепление сложения в пределах 10,  навыков написания цифр,  знаний уч-ся о натуральном ряде чисел и отрезке натурального ряда чисел.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 1 классе на тему "Состав числа 10"»

УРОК МАТЕМАТИКИ по теме «Состав числа 10. Таблица сложения». 1 класс

Цели: Создать благоприятные условия усвоения обучающимися новых знаний по теме «Состав числа 10»; способствовать развитию умения видеть состав числа 10.

Задачи урока:

предметные: познакомить с составом числа 10, закрепить сложение в пределах 10, закрепить навыки написания цифр, закрепить знании уч-ся о натуральном ряде чисел и отрезке натурального ряда чисел, развивать коммуникативные навыки;

метапредметные:

- развивать умение организовывать свою учебную деятельность,

- развивать умение ориентироваться в системе знаний,

- воспитывать познавательную инициативу посредством системы заданий,

- развивать умение принимать и сохранять учебную задачу, анализировать и обобщать,

- развивать умение работать в паре,

- совершенствовать умение делать выводы и оценивать свою работу, исправлять собственные ошибки,

- воспитывать самостоятельность, самоконтроль,

- формировать положительное отношение к учёбе.

Информационно – методическое обеспечение: Учебник «Математика» 1 класс, часть вторая, И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина, ИД «Фёдоров», 2012, тетради, раздаточный материал для работы в паре, карточки с изображением чисел от 1 до 10, картинки с изображением монет достоинством 10, 5, 2 и 1 рубль, карточки с заданиями, компьютер, проектор, презентация.

ХОД УРОКА.

1. Самоопределение к деятельности, мотивация.

2. Актуализация опорных знаний.

(На доске карточки с изображением чисел от 0 до 9).

Учитель: Ребята, утром нам принесли заказное письмо от Дяди Фёдора (показываю конверт). Знаете такого героя?

Дети: это герой рассказов Эдуарда Успенского, который живёт в Простоквашино.

Учитель: Совершенно верно. Давайте посмотрим, что в ней. Кто самый смелый? Открывай.

(Один из уч-ся вытаскивает из коробочки карточку, на которой написано задание.Учащийся зачитывает задание всему классу. Обучающиеся считают устно. Поднимают карточку с соответствующим числом. Следующую карточку вытаскивает другой учащийся. Учащийся, давший правильный ответ, выходит к доске, открепляет с неё карточку с соответствующим числом и становится перед доской с карточкой в руках, показывая число всему классу.)

ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ

Устно ответьте на вопросы:

1. Если к четырём прибавить три получится …

2. Сумма пяти и единицы равна …..

3. Если из девяти вычесть нуль получим ….

4. Разность шести и единицы равна …..

5. Если уменьшить семь на три получим

(В результате перед доской выстраивается ряд учащихся с числами 7, 6, 9, 5, 4).

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на данный ряд чисел и скажите, можем ли мы считать данный ряд чисел натуральным?

Дети: - Нет.

- Не соблюдаются свойства натурального ряда чисел.

- Первое число не 1.

- Числа стоят не по порядку.

- Не все числа больше предыдущего, а те, которые больше – больше не на один.

- Нет многоточия в конце ряда.

Учитель: Может быть, это отрезок натурального ряда чисел?

Дети: - Нет.

- Числа стоят не по порядку.

- Не все числа больше предыдущего, а те, которые больше – больше не на один.

- Не хватает числа 8.

Учитель: Ребята, что надо изменить, чтобы у нас получился отрезок натурального ряда чисел?

Дети: - Поставить числа в порядке увеличения.

(Учащиеся перестраиваются. В результате получается ряд:4, 5, 6, 7, 9).

- Не хватает числа 8.

Учитель: Придумайте выражение, значение которого будет равно 8.

(Игра с мячом – кому брошу – тот отвечает. Несколько уч-ся озвучивают свои варианты. Последний из уч-ся озвучивает свой вариант, открепляет с доски карточку с изображением числа 8 и занимает место среди учащихся с карточками. Получается ряд:4, 5, 6, 7, 8, 9).

Учитель: Теперь мы получили отрезок натурального ряда чисел?

Дети: - Да.

Учитель: Прикрепите свои карточки с числами на доску и проходите на свои места. Спасибо за работу.

3. Постановка учебной задачи через подводящий диалог.

Учитель: Скажите, а какое следующее число должно стоять в нашем отрезке натурального ряда чисел?

Дети: - Число 10.

Учитель: Почему? Докажите.

Дети: - Число 10 больше предыдущего на один

(Прикрепляю карточку с изображением числа 10 на доску).

Учитель: Что вы знаете об этом числе?

Дети: - Число 10 натуральное.

- Стоит на 10 месте, после числа 9.

- Оно больше предыдущего числа на 1 и меньше последующего на 1.

- Это двузначное число.

- Это самое маленькое двузначное число.

- Для его записи используются две цифры.

Учитель: Давайте откроем наши рабочие тетради и запишем полученный отрезок натурального ряда чисел, соблюдая правила написания цифр. Взяли ручки в ручки и приступили к работе.

(Учащиеся работают в тетрадях. На доске карточки с образцами написания цифр. Обращаю внимание на написание числа 10. Цифру 1 пишем в левой клеточке, а цифру 0 – в правой.)

4. Определение темы урока, целеполагание.

Учитель: Замечательные числа у вас получились. Ребята, а что вы ещё хотели бы узнать про число 10?

Дети: - Как получить число 10.

- Познакомиться с составом числа 10.

- Расширить знания о числе 10.

- Посмотреть, где в нашей жизни мы встречаемся с данным числом.

Учитель: Сегодня мы постараемся ответить на ваши вопросы, т.к. тема нашего урока…

Дети: - СОСТАВ ЧИСЛА 10.

(На доске помещается табличка с темой урока).

Учитель: А теперь немного разомнёмся.

Физкультминутка (гимнастика для мышц шеи)

Как мне нравится учиться,(наклоны головы вверх – вниз)

Изучать весь мир вокруг!(повороты головы направо – налево)

С каждой новою страницей (наклоны головы вправо – влево)

Всё понятней стало вдруг. (круговые движения головой по одному разу в одну и в другую сторону)

5. Освоение нового материала (поиск решения проблемы).

Учитель: Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Возьмите из конверта на вашей парте 10 квадратиков и разделите их между собой.

(Учащиеся достают из конвертов квадратики и начинают их делить между собой.)

Учитель: Не забывайте о правилах работы в паре.

(На доске размещается плакат с правилами поведения при работе в паре, которые я озвучиваю: Уважайте мнение друг друга.

Говорите по - очереди.

Не согласен – предлагай!)

Учитель: Какие получились варианты?

(Учащиеся озвучивают получившиеся варианты и заполняют окошки домика, который прикреплён к доске, цифрами: 9+1 8+2 7+3 и т.д.)

Учитель: Все варианты мы рассмотрели? (Если не все – дописать).

А теперь давайте запишем получившиеся варианты состава числа 10 в тетрадь.

И начнём мы с варианта 1+9

(Учитель работает на доске. Уч-ся записывают в тетрадь вместе с учителем в столбик выражения и находят их значения. 1+9=10

2+8=10

3+7=10

4+6=10

5+5=10

6+4=10

7+3=10

8+2=10

9+1=10)

Дети: - Последние 4 выражения можно не писать, т.к. от перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется (переместительное свойство сложения).

Учитель: Молодцы. Как видим, у нас получился ещё один столбик таблицы сложения, в котором значения всех выражений равны 10. Каково его практическое применение мы узнаем, если выполним задание из учебника.

6. Первичное закрепление.

Учитель: Откройте учебники на странице 66 и найдите задание № 166.

Используя равенства таблицы сложения, найдите значения разностей.

Ваши предложения. Как будем находить значение первой разности: 10-3?

Какая строка таблицы сложения нам поможет?

Дети: - 3+7=10 или 7+3=10

- Если из значения суммы вычесть одно слагаемое, то получим другое слагаемое.

Учитель: Запишите разность напротив найденной строки.

(По данному образцу работают с другими разностями: 10-6=4 10-5=5 10-8=2).

Физкультминутка: Рядом с партой, дети, встаньте, локти за спиной достаньте,

Плечи развести пошире, вдох и выдох – три – четыре!

Вдох и выдох – раз и два, опустилась голова,

Ниже, ниже наклонились, руки сзади расцепились.

Их сцепить за головой, выдох – вдох, само собой,

Вправо – влево повернулись, разогнулись, потянулись.

Руки вверх всё выше, выше, и присели – тише, тише.

Прибавляем три к семи – столько в ладоши мы хлопнуть должны.

Учитель: Ребята, Дядя Фёдор, отправляя нам посылку, заплатил за неё 10 рублей.

Посмотрите на доску и скажите, какими монетами он мог расплачиваться?

(На доске картинки с изображением монет достоинством:

10 руб. – 1 штука, 5 руб. - 1 шт., 2 руб. - 3 шт,.1 руб. - 2 шт.)

Дети: - одна монета 10 руб.

- одна монета 5 руб. + две монеты по 2 руб. + одна монета 1 руб.

- А ещё можно было бы: 2+2+2+2+2=10

- и 1+1+1+1+1+1+1+1+1+1=10

- две монеты по 5 руб.

Учитель: Что же мы видим?

Дети: - Число десять можно получить с помощью суммы двух слагаемых, а можно с помощью выражения с несколькими математическими действиями (несколько слагаемых).

7. Самостоятельная работа.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам в силу ваших знаний и возможностей выбрать задание, которое, по вашему мнению, вы сможете выполнить.

(слайд 1)

ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА – сравнить выражения

ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА – заполнить пропуски

КРАСНАЯ КАРТОЧКА – придумать и записать 4 выражения, значения которых равны 10.

(слайд 2

красная карточка 10+0…10-0 10-2…10-5 3 +7…2+8 1+9…5-5

жёлтая карточка 10 - ? = 4 ? +5 = 10 7 + ? = 10 ? - 8 = 2

красная карточкам остаётся на слайде пустой.)

(Учащиеся выбирают вариант задания и выполняют его в тетради.)

Учитель: Покажите, пожалуйста, кто выбрал карточку зелёного цвета?.

(Учащиеся поднимают карточки, соответствующие их выбору.)

Сверьте свое решение с решением на экране (слайд 3).

Покажите, пожалуйста, кто выбрал карточку жёлтого цвета?

(Учащиеся поднимают карточки, соответствующие их выбору.)

Сверьте свое решение с решением на экране (слайд 3).

Поднимите жёлтые карточки, кто выполнил правильно задание. Тем, у кого не всё получилось не надо расстраиваться. Будьте внимательнее и в следующий раз у вас всё получится.

Почему нет результатов выполнения заданий на красной карточке?

Дети: - Разные варианты могут быть.

(Уч-ся озвучивают возможные варианты: 5+5 6+4, 3+3+3+1 4+2+1+3 и т.д.)

8. Повторение, включение в систему знаний (слайд 4).

Учитель: Посмотрите на экран. В предложенной таблице найдите в каждой строке 2 числа, сумма которых равна 10.

7 3 5 2

4 9 1 4

8 2 3 6

4 5 5 2

1 9 6 4

(Учащиеся маркером обводят следующие числа: 7 и 3 9 и 1 4 и 6 8 и 2 5 и 5 1 и 9 6 и 4.)

(По мере отгадывания, на экране появляется слово МОЛОДЦЫ).

Дети: - А можно и 3 числа сложить. Тоже получится 10: 3+5+2; 1+3+6; 1+4+5.

Учитель: Вы отлично справились с заданием.

9. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Учитель: - Ребята, вы ответили на свои вопросы, которые возникли в начале урока?

Дети: - Да.

Учитель: Какие новые знания вы получили и где в жизни эти знания вам могут пригодиться?

Дети: - Число 10 может состоять из двух и больше слагаемых.

- Это пригодится нам, когда мы совершаем покупки в магазине.

- На почте.

Учитель: Спасибо. Наш урок подходит к концу. Оцените, пожалуйста, свою работу. У вас на столе лежат карточки. Возьмите, пожалуйста, ту, которая соответствует вашему настроению.

Жёлтая - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.

Зелёная - Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.

Красная - Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!

Учитель: Все сегодня работали со старанием, показали своё трудолюбие. Я говорю вам всем сегодня: «Молодцы! Спасибо за урок!»



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!