СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики в 4 классе по теме : "Окружность. Круг"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке  используются цифровые ресурсы  "Учи.ру", "Яндекс.Учебник", электронное приложение к учебнику.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 4 классе по теме : "Окружность. Круг"»

Мельситова Лариса Валерьевна,

учитель начальных классов,

МАОУ СОШ №36 , г. Тамбов


КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ОКРУЖНОСТЬ. КРУГ»

Цель урока: формирование представлений о круге, окружности и её элементах: центре, диаметре, радиусе.

Планируемые результаты

Предметные: познакомить с понятиями «окружность», «центр окружности», «диаметр», «радиус», «круг», тренировать вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи, умение строить окружность с помощью циркуля, чертить диаметр и радиус.

Метапредметные:

Регулятивные:

- формировать умение понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.

Познавательные:

- выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;

- использовать модели для решения учебных задач.

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке;

- формулировать своё мнение;

- воспринимать различные точки зрения.

Личностные:

- создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе, положительного отношения к изучению предмета.

Цифровые образовательные ресурсы: Учи. ру, Яндекс.Учебник, электронное приложение к учебнику авторов: Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. «Математика. 4 класс».

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, сегодня я хотела бы начать урок со слов удивительного человека, учёного, поэта Михаила Васильевича Ломоносова, который родился в 1711году : «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

- Вот и сегодня на уроке мы будет систематизировать свои знания и делать новые для себя открытия.

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

  • Определить тему урока сможем, выполнив математический диктант. А 5 человек будут совершенствовать свои вычислительные навыки в Яндекс. Учебнике (индивидуальные задания).

Итак, записываем только ответ:

1) 50 увеличить в 10 раз. 2)800 уменьшить в 100 раз. 3) Первый множитель 3, второй множитель 100, найди произведение.4) Делимое 600, делитель 10, найди частное. 5)Найди периметр квадрата со стороной 5 см. 6)За 4 альбома заплатили 360 рублей. Сколько стоит 1 альбом. 7)Найди длину прямоугольника, если известно, что его площадь 240 кв.см , а ширина 10 см.8)Найди площадь прямоугольника, если его длина 30 см, а ширина 9 см.9)Сколько кв. см в 1 кв. дм ? 10) Сколько граммов в 1 кг?

- Поменяйтесь тетрадями с соседом и выполните проверку по образцу на доске. - Поставьте простым карандашом отметку.

- Верните тетрадь хозяину. – Поднимите руку те, кто получил отметку «5» и «4». – Молодцы! - Посмотрим результаты индивидуальной работы в Яндекс.Учебнике. Молодцы! Получившие «3» получат тренировочные задания по этой теме в Яндекс.Учебнике на дом .

- Теперь запишите у себя в тетради полученные в математическом диктанте ответы в порядке возрастания. Посмотрите на доску и запишите соответствующую букву над этим числом:

о

к

р

у

ж

н

о

с

т

ь

8

10

20

60

90

100

270

300

500

1000

- Какое слово получилось? Молодцы!

- Следующее слово из темы урока расшифруем, решив 4 примера из Учи.ру на письменное деление трёхзначного числа на однозначное (один ученик на компьютере с демонстрацией на экране проектора, а дети выполняют работу у себя в тетрадях, сверяя свои ответы с ответами на экране).

- В табличку надо записать слово из 4 букв. Подсказки:1) это геометрическая фигура; 2) первая и последняя буквы, обозначают согласные звуки, которые являются парными по звонкости-глухости.

- Молодцы! Это слово « круг».

  • Попробуйте построить окружность и начертите ее радиус, диаметр.

- Приступайте к выполнению задания.

  • Итак, посмотрим, что у вас получилось.

  • Кто не выполнил это задание?

  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли построить окружность и начертить радиус, диаметр.)

  • Кто выполнил задание?

  • Значит, что вы не смогли сделать? (Мы не смогли построить окружность и начертить радиус.)

  • Что же теперь делать? (Нужно разбираться в затруднении.)

3. Выявление места и причины затруднения.

  • Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были начертить окружность, радиус, диаметр).

    • В чем затруднение? ( Не знаем, что такое окружность, радиус, диаметр).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» способ построения окружностей, узнать, что такое радиус, диаметр, и какое отношение имеет круг к окружности).

- А теперь посмотрим на экран и постараемся найти ответы на наши вопросы.

(Смотрим и слушаем объяснение по электронному приложению к учебнику, что такое окружность, центр окружности, её радиус, диаметр, как их построить, и что такое « круг»).

- Что такое «окружность»? (Замкнутая кривая линия, точки которой равно удалены от центра. С греческого «вокруг круга»). - Диаметр? – Радиус? (Ответы учеников).

5. Реализация построенного проекта.

А) Работа в группах.

- У каждой группы есть в конверте модель окружности, радиуса, диаметра и карточки с их названием. Задача каждой группы правильно разложить детали в окружности и карточки с названиями, потом сверить с эталоном на экране.

- Перемещайте диаметр в границах окружности.

– Сколько раз можно начертить диаметр в окружности? (Бесконечное множество).

- Переместите несколько раз радиус по окружности?

- Какой вывод можно сделать? (Радиус можно начертить бесконечное множество раз).

- Задание для капитанов команд : наложите радиус на диаметр и сделайте вывод. (Диаметр – это 2 радиуса. Радиусы равны).

Б) Закрепим теоретические знания на практике. (Работаем по теме по электронному приложению к учебнику).

Игра «Баскетбол». Верно выполнив задание, мяч попадает в корзину.

Игра «Мешок Деда Мороза»: выполнив задание, получаешь подарок из мешка.

В)1) - Приготовьте циркуль. Посмотрите на него внимательно (у учителя большой циркуль) .

  • - Из чего он состоит (2 ножки, на конце первой иголочка, на конце второй – грифель – это карандаш) .

  • - Циркуль – это чертёжный инструмент для вычеркивания окружностей. В переводе с латинского обозначает круг - циркус. С каким словом созвучно мое название? «Цирк – циркуль «циркулюс» (круг). У цирка арена круглая, что представляется удобным для просмотра выступления артистов цирка.

  • С циркулем нужно работать очень осторожно.

  • Назовите правила как пользоваться циркулем.

2) Теперь работаем по заданию учителя:

- Отметьте на листе точку А.

- Возьмите циркуль, соблюдая правила безопасности.

- Разведите «ножки» циркуля на 3 см, используя линейку.

- Поставьте иголку циркуля в точку О, а другой «ножкой» циркуля проведите замкнутую линию. (Помощники-консультанты, выполнив работу сами, помогают одноклассникам).

6.Самостоятельная работа.

- Выполняем заданием по учебнику с.50 №1. (Помощники-консультанты, выполнив работу сами, проверяют работы одноклассников вместе с учителем).

7.Включение в систему знаний и повторение.

  • Где вам может пригодиться умение чертить окружности? (На уроках труда, при дальнейшем изучении математики, …)

  • В конце урока я предлагаю потренироваться.

    • Учебник стр. 51 №8.

    • Кто из вас ошибся?

    • В чём ошибка?

    • Где вы можете поработать над ошибками? (Дома.)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

А) - Какую цель урока ставили перед собой? («Открыть» способ построения окружности, узнать что такое радиус, диаметр. Определить связь окружности и круга).

- Достигли ли вы цели? Докажите. (Окружность - это граница круга. Радиус – это отрезок, который соединяет центр окружности с любой точкой окружности. Радиусы равны. Диаметр – это отрезок, который проходит через центр окружности и соединяет 2 точки окружности. Научились чертить окружность, радиус и диаметр).

Б) - Теперь предлагаю вам рассмотреть работу двух одноклассников «Вагон - цистерна», которую они выполняли в паре на уроке «Технология».

- Сколько в ней кругов? – Сколько окружностей дети чертили?

- Нужно ли в жизни уметь чертить окружность? Где именно это умение может пригодиться?

9.Домашнее задание (показано на экране и комментируется учителем).

1) Задание для всех учеников класса: правило на с.51 учить, с.50 №6.

2) Индивидуальное задание в Яндекс.Учебнике .

10. Самооценка.

- Оценить свою работу на уроке.

- Покажите мне, пожалуйста, карандаш того цвета, который соответствует вашей работе сегодня на уроке:

  • красный цвет, если всё понятно, самостоятельная работа выполнена без ошибок, и у вас нет вопросов по данной теме;

  • зелёный цвет, если вы выполнили задания, самостоятельную работу, но у вас остались вопросы;

  • синий цвет, если вы допускали ошибки на уроке, у вас остались вопросы.

(Учащиеся оценивают себя с помощью цветных карандашей).

- Спасибо за урок. Сегодня было приятно плодотворно работать с вами.


Список литературы:

1. Балаян Э.Н. Геометрия в начальной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.

2. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика. Учебник. 4 класс. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2019 .

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!