СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Праздник Русской Православной церкви «Пасха»» (4 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК Е.Д. Критской,  Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», 4 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 1 урока 4 четверти.

  Цель: Знакомство с традициями празднования православного праздника Пасхи.

Задачи:

- расширять и углублять представления учащихся о народных традициях празднования Пасхи;

- научить выделять главное, существенное в музыкальных произведениях;

- развивать вокально-хоровые навыки и творческие способности учащихся, развивать память, внимание, воображение, волю, мышление (репродуктивное, продуктивное), интеллект, эмоции;

- способствовать воспитанию чувства прекрасного через музыку и другие виды искусства, воспитывать наблюдательность, активность, отзывчивость, доброту, культуру, интерес к урокам музыки;

- обогащать духовный мир ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Праздник Русской Православной церкви «Пасха»» (4 класс)»

Критская. Музыка, 4 класс

4 четверть


Урок 1. Праздник Русской Православной церкви «Пасха»

Цель: Знакомство с традициями празднования православного праздника Пасхи

Задачи:

- расширять и углублять представления учащихся о народных традициях празднования Пасхи;

- научить выделять главное, существенное в музыкальных произведениях;

- развивать вокально-хоровые навыки и творческие способности учащихся, развивать память, внимание, воображение, волю, мышление (репродуктивное, продуктивное), интеллект, эмоции;

- способствовать воспитанию чувства прекрасного через музыку и другие виды искусства, воспитывать наблюдательность, активность, отзывчивость, доброту, культуру, интерес к урокам музыки;

- обогащать духовный мир ребенка.

Методы:

  • Рассказ, беседа

  • Выходы в смежные виды искусств

  • Эмоциональное воздействие

  • Прием «сопоставление»

Оборудование: фортепиано, мультимедийное оборудование

Музыкальный материал: «Вербочки» А. Гречанинова, ст. Блока; П.Чесноков. Молитва «Ангел вопияше»; Тропарь «Христос Воскресе из мертвых»; С. Рахманинов. Хор «Богородице Дево, радуйся!» из «Всенощного бдения».

Зрительный ряд:

  • Икона «Воскресение»

  • Старинная фреска «Ангел» (13 в.)

  • Портрет С. Рахманинова

Стихи: А. Майков.








ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

1. Музыкальное приветствие. Мотивация

- Здравствуйте!

- Здравствуйте!

- Прозвенел звонок.

- Начался урок!

- Приглашаю вновь, друзья,

В мир музыки и счастья я.


2. Актуализация опорных знаний


- Ребята, узнайте, назовите музыкальные произведения.

А) Прослушивание музыкальных фрагментов

(Учащиеся слушают фрагменты знакомых мелодий, связанных с праздником Православной церкви, предшествующем Пасхе, — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье):


«Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» Э.-Л. Уэббера

(Осанна - молитвенный хвалебный возглас в церковном богослужении, петь осанну - превозносить кого-л.);


«Вербочки» Р. Глиэра, ст. А. Блока;


«Вербочки» А. Гречанинова, ст. А. Блока.

- Что за музыка прозвучала?

Давайте споём песню «Вербочки».


Б) Исполнение песни «Вербочки» (муз. А. Гречанинова, сл. А. Блока)


- В какой православный праздник несут в церковь и освящают веточки вербы?

- Какие церковные праздники вы ещё знаете? С какими знакомились на уроках литературного чтения, музыки, изобразительного ис­кусства?

Ответы учащихся.


3. Целеполагание

- На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с праздниками Русской Православной церкви. Познакомимся с духовной вокально-хоровой музыкой, которую будем петь и слушать в записи, выявлять сходство и различие произведений.

За окном – весна. А это время года всегда было связано в народе со светлыми ожиданиями и надеждами. И именно весной Православная церковь отмечает главный христианский праздник, который именует «Праздников праздник, торжество из торжеств».

Запись темы урока в тетради.

- Откройте учебник на стр. 32-33.







  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. «Праздников праздник, торжество из торжеств»

- Вы видите, что разворот Учебника «Праздников праздник, торжество из торжеств» также посвящен традиции празднования праздника Пасхи — Светлого Христова Воскресения — главного церковного праздника.

Празднование Пасхи – многовековая традиция. И мы сегодня узнаем о том, как на Руси издавна было принято встречать Светлое Христово Воскресение. Прочитав представленный в учебнике текст, вы узнаете, как на Руси отмечают главный христианский праздник — Пасху.

  1. Чтение текста учебника


- Пасха – радостный и светлый день. Все события, связанные с ним – огромное чудо. Давайте вспомним евангельскую историю, что произошло с распятым на кресте Иисусом?

2) Просмотр видеоролика «История возникновения праздника Пасхи»

- Что же произошло с распятым на кресте Иисусом Христом?

- Распятый на кресте и погребенный Иисус Христос воскрес после своей смерти на третий день.

- Совершенно верно. С тех пор в этот день принято отмечать воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник.

У каждого большого церковного праздника есть свои приметы: на Рождество – наряженная елка; на Вербное воскресенье – распустившиеся ветки вербы, а на Пасху?..

- Куличи, крашеные пасхальные яйца.

- А еще на Пасху верующие радостно приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе!» – ответным: «Воистину воскресе!».

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес! (А. Майков)


А сейчас я хочу познакомить вас с иконой «Воскресение» (стр. 33). Всмотритесь внимательно, и ответьте на вопросы.


3) Рассматривание иконы, обсуждение:

- Кто является главным персонажем этой иконы?

- Иисус Христос.

- А кого ещё мы видим с ним рядом?

- Люди, святые и простые смертные.

- Что делает Иисус?

- Протягивает руки людям, стоящим перед ним на коленях.

- Как думаете, что он чувствует при этом?

- Жалость и любовь к этим людям.

- А теперь вернемся к евангельской истории. В субботу, накануне своего воскресения, Иисус Христос спускается в ад, чтобы вывести оттуда праведных людей, живших до его рождения. Первыми он выводит Адама и Еву. Именно им он протягивает руки на иконе «Воскресение».

На этой иконе и запечатлен как раз смысл праздника Пасхи.


4) Терминология (работа в тетради)

Смысл этого светлого праздника запечатлен также в музыке церковного песнопения (Тропарь), которое верующие, приходящие в храм, поют вместе с церковным хором.

Запись в тетради:

Тропарь - молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо.


Тропарь является самым главным, и в тоже время простым и доступным песнопением Пасхи. В пасхальном тропаре всего три звука, его может исполнить каждый. Мелодия отличается простотой напева, несложным ритмом, а поступенное движение звуков придаёт ей песенность.

И мы сегодня попробуем исполнить эту молитву. На странице учебника вы видите нотную запись мелодии Тропаря. Давайте напоём её, ориентируясь на эту нотную запись.


5) Разучивание и исполнение праздничного тропаря «Христос Воскресе из мертвых»


- Праздник Пасхи, икона и мелодия из Тропаря рассказывают нам об одном и том же событии. О каком?

- О воскресении Иисуса Христа.

- Как звучит мелодия тропаря?

- Радостно, призывно.

- Как вы думаете, почему?

- Прославляется воскресение Христа из мертвых, спасение людей.


  1. «Ангел вопияше»


- Празднование Пасхи начинается в ночь с субботы на воскресение. Старые и молодые, верующие и колеблющиеся собираются в храмах на молитву.

На стр. 34-35 ваших учебников приведены нотные примеры церковных молитв русских композиторов — Сергея Васильевича Рахманинова (1873—1943) «Богородице Дево, радуйся!» и Павла Григорьевича Чеснокова (1877—1944) «Ангел вопияше», а также австрийского композитора Франца Шуберта (1797—1828) «Аве Мария».

«Вопияше» - старославянское слово, означает «восклицает».

«Аве Мария» - самая популярная из католических молитв, обращенных к Святой Марии, матери Иисуса. Также она известна как «Ангельское приветствие». 

Давайте споём эти мелодии, ориентируясь на нотный текст. Постарайтесь подчеркнуть в своем исполнении их напевность, песенность.

  1. Разучивание и исполнение церковных молитв:

А) С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!»

Б) П. Чесноков «Ангел вопияше»

В) Ф. Шуберт «Аве Мария»


- Послушаем теперь молитву П. Чеснокова «Ангел вопияше» в записи. Эта очень красивая молитва обычно звучит в пасхальном богослужении наряду с другими песнопениями. Эта молитва исполняется как бы от лица ангела, который, обращаясь к Богородице, восклицает: «Радуйся!», и повторяет вновь («и паки реку»): «Радуйся!», тем самым призывая радоваться воскрешению Иисуса Христа из мертвых. Эта молитва исполняется в храмах только 40 дней – в период от Пасхи до праздника Вознесения.

Молитва была положена на музыку композитором Павлом Григорьевичем Чесноковым. Не случайно композитор в молитве использует звучание смешанного хора и высокого голоса солистки (сопрано).


Терминология:

Смешанный хор – наиболее распространенный тип хора - состоит из женских и мужских голосов.

Сопрано - высокий женский или детский певческий голос.


Стройность, красота, сочетание сдержанности чувств и ликования — черты, присущие музыке молитвы «Ангел вопияше».


  1. Слушание молитвы «Ангел вопияше» П.Г. Чеснокова


- Кто исполнил эту молитву? Какие голоса?

- Церковный смешанный хор и солист (сопрано).

- Какая эта мелодия по характеру? Попробуйте подобрать слова, характеризующие эту музыку. В этом вам поможет «Словарик эмоций» (словарь Ражникова).

Дети предлагают варианты ответов: Нежная, красивая, мелодичная, гармоничная.

- Образному строю этой молитвы близко изображение древней фрески XIII в. «Ангел». Спокойный лик ангела, обрамленный светящимся ореолом, знаком святости, выразительные глаза, его светлые одежды, раскрытые крылья, сочетание голубых, белых, золотистых красок создают образ покоя, величия.

Необыкновенно красива и музыка знакомого уже вам хора «Богородице Дево, радуйся!» из «Всенощной» (композиция из 15 песнопений) С. Рахманинова.

Давайте вспомним её, послушаем на этом уроке ещё раз и ответим на вопрос: что общего в музыке хора С. Рахманинова и пасхальной молитвы «Ангел вопияше»?


3) Слушание хора «Богородице Дево, радуйся!» из «Всенощной» С. Рахманинова.


 - Что общего в этих произведениях? Что вы можете сказать об их музыке?

- Она необыкновенно красива, поэтична. Исполняет смешанный хор.

- Какое слово выделили композиторы?

- Радуйся.

  1. ЗАКЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Рефлексия

- Что нового сегодня вы узнали на уроке?

- Как издревле праздновали Пасху на Руси, её традиции и обряды, песни.

- Какие пасхальные символы вы знаете?

- Куличи, крашеные яйца, люди восклицают «Христос Воскресе!» и ответное «Воистину Воскресе!».

- Какое из музыкальных произведений вам больше всего запомнилось и понравилось?

- С какой красивой и светлой молитвой пасхального богослужения вы познакомились? О чём она?

- «Ангел вопияше». Молитва исполняется, как бы от лица Ангела, который обращается к Богородице с радостной вестью о Воскрешении Христа и восклицает «Радуйся!»

- Какое у вас настроение?

- Как вы оцениваете свою работу и работу класса на уроке?

Домашнее задание. Проработать материал урока, знать новую терминологию.


  1. Итог урока


Традиции русского хорового пения имеют многовековую историю.

Прислушайтесь к своим сердцам. Сколько в них доброты, тепла. Несите это в себе всегда и дарите другим людям.

До новых встреч в Мире музыки!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!