1 класс
3 урок
Раздел: «Музыка вокруг нас»
Тема: «Повсюду музыка слышна»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: сформировать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель), показать, что жизненные обстоятельства находят отклик в музыке.
Задачи урока:
развивать музыкальные творческие способности, чувство ритма и музыкальный слух;
закрепить понятия –композитор, исполнитель, слушатель;
прививать навыки эмоционального восприятия музыки и внимательного слушания; воспитывать интерес к музыкальным занятиям, к музыкальному творчеству.
Проблема: Как и откуда рождается музыка?
Планируемые результаты:
Предметные:
Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
Метапредметные:
Регулятивные: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.
Познавательные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Личностные: Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Музыкальный материал: «Песня о школе» Д.Кабалевского.
Оборудование: фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.
Ход урока
Организационный момент
Музыкальное приветствие
-Начнем наше занятие с ритмической минутки – выполняем упражнение на развитие чувства ритма, памяти, включаемся в работу. Повторяем за мной и запоминаем.
Актуализация знаний
Учитель: Вспомним нашу первую встречу с музыкой в этом классе. Кого музыка называет музыкантами? И чем отличаются они друг от друга?
Дети: Композитора, исполнителя, слушателя.
Учитель: Кем мы были на прошлом уроке? Композиторами, исполнителями, слушателями
Дети: Исполнителями и слушателями.
Определение темы урока.
Учитель: Ребята, а где мы можем услышать музыку?
Дети дают предположительные ответы.
Учитель: А правильный ответ у нас кроется вот в этом четверостишье:
Послушай, как щебечут птицы
Послушай, как поет волна,
Как дождь в окно твое стучится,
Повсюду музыка слышна!
- как вы думайте, о чем пойдет речь на уроке? Что нам предстоит узнать нового? (Варианты детей)
Тема нашего урока: «Повсюду музыка слышна». А какую же цель поставим исходя из темы, что бы вам хотелось узнать?
Дети: Как звучит музыка? Где она может звучать? Как музыку сочиняют?
4. Работа по теме урока.
Учитель: С кого начинается музыка? С того, кто её сочиняет. А кто сочиняет музыку?
Дети: Это композитор. Он сочиняет и записывает ноты.
Учитель: Откроем страницу 12 нашего учебника. Посмотрите, муза опять нас куда-то зовет. Картинки на этих страницах подсказывают, что она приглашает нас найти самим музыку.
Что показывает муза? Что нам нужно делать, чтобы, когда мы услышим музыку, она зазвучала?
Дети: Петь, играть на музыкальных инструментах.
Учитель: Сколько в классе у нас музыкальных инструментов?
Дети дают предположительные ответы.
Учитель: А вот и не угадали. У каждого из вас есть свой, не похожий не на какой другой музыкальный инструмент — это голос. Музыка подарила его каждому человеку. А как он будет звучать, это зависит от каждого из вас. И еще один инструмент в нашем классе - фортепиано. Мы им тоже воспользуемся сегодня. С чего же нам начать?
Дети дают предположительные ответы – петь стихи и т.д. (учителю важно услышать хотя бы один правильный ответ).
Учитель: Сейчас мы будем с вами композиторами и поиграем в игру!
Ролевая игра «Играем в композитора». Слайд 2
(Презентация)
Давайте познакомимся с первым четверостишием - «Солнышко». (Слайд 3)
Читаем вслух все вместе.
Разбор содержания:
К кому обращаются дети?
Как его называют?
Чего больше в четверостишии - изображения солнышка или отношения к нему детей?
С какой интонацией необходимо выразить это обращение? Пробуя различные интонации, дети выбирают одну. Например, интонацию просьбы. Мелодия основывается на нисходящем движении, так как характерный жест - поклон.
Дети импровизируют исполнение песенки-заклички «Солнышко».
Второе четверостишие - «Дождик».
(Слайд 4). Чтение текста.
Разбор содержания:
К кому обращаются дети?
Что от него хотят?
С какой интонацией выражается это обращение? Выясняют, что одной из разновидности интонации просьбы являются её строгие формы произношения.
Получилась песенка-закличка.
Третий стихотворный текст - «Трим, трам, трам».
(Слайд 5). Чтение текста.
Выбирается задорная интонация марша. Исполняется как песня-марш.
Четвертый стихотворный текст - «Баю, баюшки, баю».
(Слайд 6). Чтение текста.
Разбор содержания:
Какой должна получиться наша музыка? (Нежной).
Можно ли голосом изобразить покачивание колыбели? Как она качается? (Вверх, вниз).
Значит, и звуков будет всего два: верхний и нижний. (Дети поют на двух звуках «баю-бай», изображая покачивание колыбели). Получилась колыбельная песенка.
Вывод:
Учитель: Какими по настроению получились наши песенки?
Дети: Радостная, строгая, призывная, задорная, нежная.
Учитель: Кто нам подсказал, как писать музыку?
Дети: Нам подсказали солнышко, дождик, считалка, марш, колыбельная.
Учитель: Что же помогает композитору сочинять музыку? От куда рождается музыка?
Ответы детей.
5. Физкультминутка.
Учитель: Давайте разомнемся и сделаем дыхательные упражнения.
6. Вокально-хоровая работа.
Учитель: А теперь мы будем с вами исполнителями. Какую песню мы начали учить на прошлом уроке?
Дети: «Песня о школе»
Учитель: Правильно, сегодня мы ее разучим до конца и станем настоящими исполнителями.
Разучивание и исполнение песни Д.Б.Кабалевсеого «Песня о школе».
7. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что больше всего вам понравилось?
- Было ли вам сложно сегодня?
- В чем вы затруднялись?
- Что вам запомнилось лучше всего?