СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 4 классе "Мастерство исполнителя"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок включает в себя региональный компонент: музыкальное наследие  Ярославского края. В ходе урока дети знакомятся с жизнью и творчеством Л.В.Собинова - великого русского тенора, уроженца г.Ярославля.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 4 классе "Мастерство исполнителя"»

Конспект урока музыки в 4классе

Тема: «Мастерство исполнителя»

Программа: Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Учитель: Кириллова Ирина Николаевна

Класс: 4 «Б»

Дата: 30.11.18г.

Тип урока: Традиционный урок

Вид урока: Комбинированный

Цель: Познакомить учащихся с великими исполнителями инструментальной и вокальной музыки, показать связь выразительности исполнения с содержанием и настроением исполняемого произведения.

Задачи:

  • Развивающая: развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, давать обобщенную характеристику;

  • Образовательная: на примере творчества исполнителей обобщить понятие мастерство исполнителя, закрепить знания о певческих голосах, разновидностях оркестров;

  • Воспитательная: воспитывать патриотизм, интерес к русскому исполнительскому искусству.

Методы:

  • Словесные (беседа, рассказ, работа с учебником);

  • Наглядные (презентация, иллюстрации)

  • Практические (работа с карточками)

Форма: классно-урочная

Оборудование урока:

  • карточки изображением инструментов различных оркестров;

  • карточки с названием голосов;

  • компьютер, проектор.

Музыкальное оформление:

  • аудиозаписи

  • игра на музыкальных инструментах

  • пение

Ход урока:

Вход в класс под мелодию песни Г.А.Струве «С нами, друг!»

1.Привествие.

Здравствуйте, ребята.

У нас сегодня необычный урок. На нем присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

Настройка на доброжелательную работу:

Исполнение песни Г.А.Струве «С нами, друг!»

И перед тем как мы с вами вместе сформулируем тему урока, хочется, чтобы вы послушали наших музыкантов: (Играет на флейте–Тереков Константин, поет – Мирилова Варвара).

Ребята, скажите мне, пожалуйста, что сейчас делали наши музыканты? (ответы ребят) Кем они сейчас были? (ответы ребят). Следовательно, о ком пойдет речь сегодня на уроке? (ответы ребят). Тема сегодняшнего урока «Мастерство исполнителя». Слайд 1

Мальчики нам играли и пели. Как мы можем назвать деятельность мальчиков?

А какова же цель нашего урока? (ответы ребят)

Цель: «Познакомиться с великими исполнителями инструментальной и вокальной музыки». Вспомнить великих исполнителей, с которыми мы знакомились на уроках.

Мы это сможем?

Почему?

Каких великих исполнителей вы знаете?

Каких исполнителей наших ярославских вы можете назвать?

Каких исполнителей нашей школы вы назовете?



Музыкант-исполнитель – настоящий творец. Он интерпретирует, т.е. по-своему истолковывает музыку, предлагает свое понимание произведения. Нотная запись – это схема, где все указания носят несколько условный характер, представляя исполнителю воплощать их по своему усмотрению. Можно играть или петь чуть громче или чуть тише, чуть медленнее или быстрее, чуть резче или чуть мягче, лиричнее или экспрессивнее. Все зависит от исполнителя – его понимания произведения, даже от его настроения. Практически невозможно одинаково исполнить одно и то же произведение.

Пение «Хоровое Сольфеджио»

Исполнитель, внимательно изучив нотный текст сочинения, старается понять, что хотел выразить в музыке композитор. Чем глубже и содержательнее по материалу произведение, тем больше возможностей для его интерпретации, поэтому каждый исполнитель привносит в произведение свою индивидуальность, и поэтому чем интереснее и значительнее его личность, тем глубже и богаче будет интерпретация.

Что же обозначает это слово? Интерпретация?

Где мы можем узнать ответ?

Энциклопедия. Словарь…

Интерпретация - (от лат. interpretatio - разъяснение, истолкование) - художественное истолкование певцом, инструменталистом, дирижёром, камерным ансамблем музыкального произведения в процессе его исполнения, раскрытие идейно-образного содержания музыки выразительными и техническими средствами исполнительского искусства. [Музыкальная энциклопедия.- М,2010]

А мы с вами можем быть исполнителями?

«Бумажный оркестр»

Песня «Старый конь» с музыкальными инструментами.

А теперь, ребята, обратите внимание на следующий слайд. Как вы думаете, чьи это портреты? (ответы ребят). Фотографии великих исполнителей. Это и инструменталисты, и вокалисты. Давайте вспомним, с какими из них мы уже встречались на уроках музыки? Одна из фото – фото В.Л.Собинова.

Кто же это?

Давайте послушаем….

Каким певческим голосом обладал?

Тенор.

Когда в семье не очень удачливого ярославского торговца пшеницей в мае 1872 года родился мальчик Леонид, ничто не предвещало, что новорожденного ждет всемирная слава. Семья была большой - пятеро детей. Его отец был торговцем пшеницей и искусством не интересовался совсем. Но мать будущего артиста учила его народным песням, и это было его первой школой музыки.

Дебют певца состоялся на благотворительном вечере в гимназии в 1888 гoду. Тогда он исполнил сольную партию из оперы «Натaша, или Вoлжские разбoйники».

Окончив гимназию с серебряной медалью, с 1890 по 1894 гoды Собинов учился на юридическом факультете Мoскoвcкoгo унивeрcитeтa. Все это время он выступал в студенческом хоре.

Параллельно с занятиями в университете Леонид Собинов овладевал навыками вокала в Филармоническом училище.

После первого курса обучения певец был переведен сразу на третий. В 1896 гoду на выпускном экзамене присутствовал главный дирижер Бoльшoгo тeaтрa Б. Т. Альтани. Он уговорил Леонида Витальевича прийти в Бoльшoй тeaтр на очередные пробы.

В те гoды певец работал также и по своей первой профессии – адвокатом. Причем весьма успешно. Но в 1899 гoду он окончательно сделал выбор: его призвание – сцена.

Уже в первые годы ХХ века творчество Собинова признано по всей Европе - два года он поет в легендарном итальянском театре "Ла Скала", с успехом гастролирует в Испании, Англии, Германии, Франции... В каждой новой роли он ищет новые актерские решения, разрушая сложившиеся оперные штампы. Когда он пел "Прощание с лебедем" Лоэнгрина в одноименной опере, даже дирижеры не могли удержаться от слез.

Спектакли с его участием зрители неизменно принимали с восторгом. Хотя Леониду Витальевичу приходилось выступать в ролях совершенно разного плана. Среди них были партии царя Берeндея в «Снeгурочке», Бaяна в «Руслaне и Людмилe», Рoмео в «Рoмео и Джульeтте». И, конечно же, Лeнский в «Евгeнии Онeгинe», роль, которая стала его самой любимой и самой близко, которая стала до конца жизни его главной ролью. Я вам предлагаю послушать арию Ленского из оперы «Евгений Онегин» в исполнении Леонида Собинова.

-Какая по характеру прозвучала музыка? Каким образом исполнителю удалось передать характер героя? (ответы ребят)

Выдающийся певец слыл к тому же добрым и бескорыстным человеком. Он был почетным членом Общества помощи нуждающимся студентам, давал благотворительные концерты, деньги от которых помогли сотням талантливых ребят из бедных семей получить высшее образование. Когда началась Первая мировая война, в своем большом доме Собинов открыл лазарет.

В 1934 гoду Собинов ездил лечиться за границу. На обратном пути он остановился в Риге. В ночь на 14 октября 1934 гoда великого артиста не стало. Он умер от сердечного приступа во сне.

В честь его открыт очень интересный музей, проводятся там экскурсии и для взрослых, и для детей.

Бесценный экспонат музейного собрания – сам дом, принадлежавший нескольким поколениям семьи Собиновых. Все экспонаты музея – подлинники. Они дают возможность в документах, лицах, судьбах представить историю большой семьи на протяжении целого века. А сам музей является учредителем нашего самого известного вокального конкурса имени Л.Собинова. Раз в два года у нас событие – со всей России приезжают вокалисты. Конкурс очень престижный. В музее создана настолько душевная атмосфера. Кто там бывал, тот хочет вернуться вновь. И, конечно, каждый визит заканчивается прослушиванием записей певца. Пленительный голос и сценическое обаяние, а еще благородство – этим он всегда выделялся.

Побывайте в гостях в доме-музее Л.В.Собинова, чтобы лучше понять и почувствовать гениальность этого артиста, через магическое искусство которого Ярославль связан со всем миром.

Совсем недалеко расположено музыкальное училище. Училище также носит его имя.

Теперь возьмите карточки у себя на столах и составьте мне классификацию мужских и женских голосов.

- А какой оркестр или оркестры вы услышали в 1-ом и 2 –м номере? (ответы ребят).

- Какие оркестры вы еще знаете? (ответы ребят).

Перед вами на парте лежат карточки с изображениями музыкальных инструментов. Вам нужно составить из этих инструментов оркестры. И, посмотрим, какие оркестры у вас получатся.

Работа с карточками. (Слайды 8,9,10)



Песня «Город князь»

Итог урока

Блиц-опрос, «Продолжи фразу:

Мне было трудно…

Мне понравилось…

И .д.

Смайлики настроения.



Рефлексия










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!