Конспект урока музыки в 5 классе по теме: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П.
Раздел: «Музыка и литература»
Тема: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»
Тип урока: комбинированный
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ
Цель: познакомить обучающихся с жанром «балет» на примере балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского; сосредоточить внимание на особенностях музыкальной выразительности балета
Задачи урока:
Обучающие: знакомство с балетом П.И.Чайковского “Щелкунчик”, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника; укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;
Развивающие: формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;
развивать вокально-хоровые навыки; расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Воспитательные: приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики; создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала обучающихся.
Методы: повторение пройденного методом устного опроса; рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов); анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов. Хоровое исполнение песни “Дорога добра” Музыка Минкова М., слова Энтина Ю;
Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, экран, презентация
Музыкальный материал: слайдовая презентация; видеофрагменты из балета «Щелкунчик»; музыкальные фрагменты из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» - «Вальс снежных хлопьев», «Вальс цветов».
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Учитель: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в мир музыкального театра. Но это уже не первое путешествие. Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства мы с вами встречались в музыкальном театре?
- Какие виды искусства объединяет в себе опера?
Ответ: музыку, литературу, изобразительное искусство, хореографию
- Какие литературные жанры стали основой сюжета для оперных спектаклей?
Ответ: сказки, мифы, легенды. Исторические события.
- Какие ещё крупные музыкальные жанры вы знаете?
Ответ: называют известные жанры
3.Постановка проблемного вопроса к теме урока.
Учитель: Сегодня нам предстоит встретиться с еще одним жанром музыкального сценического искусства.
Сейчас мы с вами просмотрим видео фрагмент. Ваша задача после просмотра определить жанр произведения.
Просмотр видео фрагмента «Детский марш» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».
Учитель: Может быть, кто-то назовёт автора и уточнит название произведения.
Ответ: Балет «Щелкунчик»
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Да, действительно, это балет. (Слайд 1)
Композитор П.И.Чайковский, сочинивший для нас эту красивую музыку, выбрал для этой сказочной истории удивительный музыкальный жанр – балет. (Слайд 2)
Учитель: Удивительным, я назвала его потому, что в балете соединяются сразу несколько видов искусства - музыка, живопись и танец. Одному композитору, пусть даже самому талантливому, не под силу создать балетный спектакль. Для его музыки нужны исполнители – танцоры и музыканты. А для артистов, нужны костюмы и декорации на сцене. Балет создаётся многими людьми и это очень увлекательный и интересный труд.
5.Изучение нового материала.
Учитель: Если Вы помните, то все уроки в этом полугодии объединены одним вопросом: “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы”? - Вспомним что такое либретто
Ответ: Либретто - краткое изложение содержания оперы, оперетты, балета. Либретто представляет собой литературно - драматическую основу оперы.
С итальянское libretto, буквально - книжечка. (Слайд 3)
Учитель: Так какое же литературное произведение было положено в основу либретто?
Ответ: сказка «Щелкунчик»
Учитель: Балет Чайковский написал в 1891г. по сюжету сказки Гофмана. (Слайд 4)
- Давайте вспомним эту рождественскую историю.
Чтение фрагмента. Приложение 1 ( Слайд 5)
Учитель: А теперь давайте более подробно разберём, какие есть номера в балете.
Балет «Щелкунчик» наполнен замечательными мелодиями, знакомыми каждому. Из всего балета нам предлагают послушать 2 вальса: «Вальс снежных хлопьев» и «Вальс цветов».
Давайте послушаем первый вальс - «Вальс снежных хлопьев». (Слайд 6)
Прослушивание «Вальс снежных хлопьев»
Учитель: Услышали ли в этом фрагменте характерные черты танца?
- Давайте поработаем с карточками-эмоциями. Выберем те эпитеты, которыми можно охарактеризовать прослушанный фрагмент.
Работа с карточками- эмоциями. Приложение 2.
Учитель: И второй вопрос – что необычного для балета в этом произведении?
(Ответы детей)
Учитель: Да, действительно, в балете не поют, Но чтоб подчеркнуть сказочность П.И.Чайковский сделал так, что снежинки запели…
- Давайте прочитаем этот фрагмент, как о нём говориться в сказке.
Приложение 3 (слайд 7-9)
Учитель: Ещё есть один замечательный вальс, который мы с вами сегодня прослушаем. Это известный на весь мир «Вальс цветов». Этот номер является заключительным в балете.
Давайте послушаем его и сравним с предыдущим вальсом.
Прослушивание «Вальс цветов» ( слайд 10-11)
Учитель: Давайте ответим на вопрос
-Что общего между двумя номерами?
Ответ: Жанр ,,вальс”
Учитель: Да. Это были оба вальсы.
- А что же это такое вальс?
6.Вокально- хоровая работа
Учитель: Как часто мы слышим такие крылатые выражения, как: “Красота спасёт мир”, или “Миром правит любовь”, но мне кажется, что на Земле есть ещё одно чувство, которое правит и красотой, и любовью – и чувство это – ДОБРОТА. Не случайно именно добро побеждает зло и тем самым не даёт разрушить гармонию, красоту и любовь. Сегодня мы продолжим работу над песней “Дорога добра”.
Исполнение песни “Дорога добра” Музыка Минкова М., слова Энтина Ю.
7.Закрепление учебного материала.
Учитель: Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным балетом ещё не закончилось, я думаю, Вы без труда ответите на самый важный вопрос: какова роль литературы в музыке?
- Предлагаю найти общие черты жанров «Балет» и «Опера»
(Ответы детей)
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель: Я предлагаю вам проанализировать свою работу на уроке, начав с одной из фраз:
Я узнал…
Мне понравилось…
Ярче всего запомнилось….
9. Домашнее задание
А к следующему уроку я попрошу Вас найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести в тетради 2-3 примера.
Приложение 1
«24 декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату. Совсем стемнело. Вдруг светлый луч скользнул по стене. И в то же мгновение прозвучал тонкий серебряный колокольчик: динь, динь! Двери распахнулись, и ёлка засияла с таким блеском, что дети с громким криком ,, Ах, ах! замерли на пороге. Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды. Вокруг дерева все пестрело и сияло. И чего там только не было!»
Приложение 2
Словарь эстетических эмоций
Элегантно Тонко, изящно, хрупко, галантно, пластично, деликатно, грациозно капризно. | Шутливо забавно, насмешливо, затейливо, шаловливо, пикантно, иронически. | Таинственно загадочно, вкрадчиво, интригующе, мистически, призрачно, затаенно. | Радостно весело, празднично, живо, приподнято, задорно, игриво, звонко. |
Взволнванно смятенно, лихорадочно, обеспокоено, упруго. | Поэтично мечтательно, трепетно, проникновенно, возвышенно, мягко, задушевно, чутко, трогательно, грустно, полетно. | Спокойно мирно, безмятежно, светло, добродушно, созерцательно, наивно, непринужденно, печально, задумчиво | Дерзко вызывающе, бесцеремонно, навязчиво, нескромно |
Приложение 3
« Зал превращается в зимний елочный лес. Все сильнее падает снег, поднимается метель. Ветер подгоняет танцующие снежинки. Образуется снежный сугроб из живых фигур искрящихся снежинок. Постепенно метель утихает, зимний ландшафт освещается лунным светом».