СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему «Башкирский народный орнамент» в 6 классе.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Башкирский народный орнамент

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Башкирский народный орнамент» в 6 классе.»

Конспект урока на тему «Башкирский народный орнамент» в 6 классе.

Цель: ознакомить обучающихся с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», «башкирские орнаментальные комплексы»,

Задачи:

- развитие умения анализировать полученную информацию, синтезировать выводы;

- развитие способности к воображению;

- формирование аккуратности и эстетического вкуса;

- воспитание познавательного интереса к изучению материальной культуры родного края.

- закрепить теоретические знания практическим заданием.


Оборудование: компьютер, проектор, грамзаписи башкирских мелодий, логико – смысловая схема «Башкирский орнамент», образцы геометрических и растительных узоров башкирского орнамента, предметы быта (полотенца, посуда).

ХОД УРОКА

- Здравствуйте, ребята! Начать наш урок я хотела бы со стихотворения. (слайд 1)

В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа, его доброта.

Р.Б.Даутова

- Как, называется узор, который народ использовал для украшения одежды и предметов быта? (Орнамент)

- А как мы назовем орнамент, принадлежащий какой-либо нации? (Национальный или народный)

- Ребята, исходя из нашей беседы, назовите тему сегодняшнего урока. (Башкирский народный орнамент)

Слайд 2.

Запись даты и темы урока в тетради.

- Ребята, сегодня мы познакомимся с башкирским орнаментом. А поможет нам вот такая схема (схемы – на столах учащихся). А полученные на уроке знания мы закрепим в практической работе.

Слайд 3.


К – 1. Мы живем с вами в Республике Башкортостан. Вы знаете уже много преданий, легенд о Башкортостане, о башкирском народе. Я расскажу вам еще одну (вкл.музыка).

Давным- давно жили 3 девушки. В один прекрасный вечер среди равнин, лесов и полей Уральских гор они разожгли огонь и завели беседу.

Одна из девушек сказала: «Почему у меня темные волосы, у вас – черные и светлые, у меня глаза голубого цвета, а у вас – карие и серые, и ростом мы разные, и зовут нас неодинаково, а все в одинаковых белых платьях».

Долго думали они, советовались. И решили, что каждая придумает отличающее ее украшение на платье. И что украшение будет иметь свой символ и цвет.

Прошло некоторое время, и снова они встретились. У всех было нарядное платье с узорами.

Первая сказала: «Я сделала узор, он символизирует, а значит показывает определенную вещь». Она сделала рисунок солнца.

«А я, - сказала вторая, - люблю леса и степи башкирские, и символ моего платья – зеленый лес».

А третья сказала: «А я , проснувшись утром, встречаю рассвет на Уральских горах. И мой символ – синие горы».

И с тех давних времен люди стремились выразить свои представления о мире узорами, т.е. орнаментом на предметах быта, жилища, одежды.

К – 2. – А что такое орнамент?

Работа с учебником страница 86.

- Прочитайте первый абзац § 1. (Чтение сильным учеником)

Слайд 4.

Слайд 5.

- Ответьте на вопросы: от какого слова произошло слово ОРНАМЕНТ, что оно означает? Что означает слово ДЕКОРАТИВНЫЙ? Какое значение имел орнамент и декоративные украшения в древности? Какое значение они имеют в современном мире?

Работа в тетради.

Слайд 6.

ОРНАМЕНТ – украшенный (на доске как опорное слово).

ДЕКОРАТИВНЫЙ – украшение краса (на доске как опорное слово).

Рассказ учителя.

Декоративно-прикладное искусство никогда не существовало отдельно от других видов деятельности человека. Оно было вплетено в них, существовало как составная часть охоты, рыболовства, земледелия, других видов хозяйственной деятельности человека. И сейчас декоративно-прикладное продолжает оставаться составной частью многих видов деятельности. Особенно таких, где требуется ручной труд. Например, труд гончаров, стеклодувов, ювелиров, сапожников, портных, столяров-краснодеревщиков.

Истоки декоративно-прикладного искусства башкир, точно так же как и любого другого народа, уходят в глубь веков. В произведениях декоративно-прикладного искусства воплотились особенности мировосприятия башкир, их понимание прекрасного. Ткачество, вышивка, художественно-декоративная обработка дерева, металла и кожи, особенности украшения одежды и жилища дают нам прекрасные образцы орнамента.

К – 3. Какие узоры орнамента вы знаете?

Рассказ учителя.

Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. У башкир это узор, который образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов.

Слайд 7.

Примеры геометрических узоров – это лес, солнце, горы, пашня; растительных – завитые стебельки цветка, листья, пшеничное поле; зооморфных – стилизованные изображения животных.

Словарная работа :

геометрические (на доске как опорное слово)

зооморфные (на доске как опорное слово)

растительные (на доске как опорное слово)

Слайд 8.

В зависимости от назначения орнамент располагался бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой.

Словарная работа:

бордюр (на доске как опорное слово)

отдельные розетки (на доске как опорное слово)

сплошная сетка (на доске как опорное слово)

Слайд 9.

К – 4. В цветовой гамме орнамента наиболее распространенными были красный, черный, желтый и зеленый цвета. Узоры отличаются цветом, но рисуют их симметрично.

В Башкортостане выделяется шесть орнаментальных комплексов.

= работа с учебником (с.87 – 88).

- Рассмотрите комплексы орнаментов. К каким узорам они принадлежат?

Слайды 10 – 13.

К- 5. Башкирский народный орнамент отражает традиции, обычаи, характерные черты народа.

- Ребята, а теперь давайте немного отдохнем. Выполняем под музыку танцевальные движения, а заодно обратите внимание на то, как и какое место на платье можно украсить орнаментом.

Слайд 14. Физминутка. (Включается видео – башкирский танец).

Слайд 15 .

Народный костюм украшается орнаментом на манжете рукавов, на поясе, юбке, фартуке, подоле платья, сукне сапога, шапке, на платке.

Башкирский народный костюм имеет верхнюю часть с меховой каймой. Обязательно присутствует головной убор, также отделанный мехом. Девушки вплетали в косу ленты с монетами.

Все, что выше пояса, связано с солнцем, небом, птицами, а что ниже – выражает плодородие земли, растения и воду.

В одежде всегда должна быть гармония. Узоры по цвету и форме должны соответствовать узору, стоящему рядом. Но запомните, что растительный узор – рядом с растительным, геометрический – с геометрическим.

К – 6. – А можно ли такие орнаменты увидеть у других народов? Почему?

Рассказ учителя о чувашском народном орнаменте.

(рассматривание иллюстраций чувашского орнамента, сравнение его с башкирским).

Слайд 16 - 18.

Все дело в том, что солнце, леса и горы, т.е.природа, вечные спутники в жизни человека. Они источники существования всего живого. И не удивительно, что они нашли отражение в народном искусстве и у представителей других национальностей.

К – 7. – Скажите, где мы можем видеть орнамент?

Слайды 19 – 25.

  1. Предметы быта (полотенца, салфетки, фартуки);

  2. Посуда;

  3. Украшение домов – резьба.

  4. Одежда.

Таким образом, любой узор связан с историей народа, показывает его образ жизни. Поэтому изучение узоров будет и изучением истории народа.

Народная культура Башкортостана очень богата и разнообразна, как и сама земля Башкортостана.

Обобщение, закрепление.

Слайд 26.

- О чем мы говорили?

- Что означают слова ОРНАМЕНТ и ДЕКОРАТИВНЫЙ?

- Сочетанием каких фигур образуется башкирский орнамент?

- Как располагается узор в башкирском орнаменте?

- Какие цвета распространены в башкирском орнаменте?

- Какие основные фигуры используются в башкирском орнаменте?

- Сколько орнаментальных комплексов выделяют в Башкортостане?

- Ребята, а теперь вы можете сами выполнить задание по украшению салфетки башкирским и чувашским орнаментом (работа в 2 группах).

- Приступаем к работе, а для того, чтобы вам было проще подобрать орнамент для украшения – картинки помощники на нашем экране.

Слайд 27.

Дети выполняют задание.

Готовые работы вывешиваем на доске.

По работам подводится итог урока, проверяются теоретические знания, воплощенные в практической работе.

Оценивание.

- Сегодня мы многому научились, порадовали друг друга. А домашнее задание для всех творческое: нарисуйте свою салфетку, используя те узоры орнамента, которые вам ближе. Вам нужно будет объяснить, почему вы выбрали именно эти элементы орнамента и что они означают.

- Я хочу закончить урок стихотворением, в котором отражается красота, богатство нашей земли.

Башкортостан, поля твои

Пусть будут плодородны,

Пусть будут сыновья твои

Отважны, благородны!

Ты славишься, Башкортостан,

Своей грядой седою,

Пусть с нею нефтяной фонтан

Сравнится высотою.

Пусть яблони твои к земле

От тяжести склонятся.

И пусть в любой твоей семье

В 5 раз прибудет счастья!

Еще чего желаем мы?

Чтобы в Отчизне нашей

Была Башкирия наша

Счастливей всех и краше!


Урок окончен. Спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!