СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока"ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА ".10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи занятия:

  1.  дать научное представление об обществе как о соци­альной системе, способной создавать все необходимые ус­ловия для своего существования, производить всё потреб­ное для коллективной жизни людей;
  2.  раскрыть понятие социального института как устойчи­вой формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение фундаментальных потреб­ностей общества;
  3.  формировать целостное понимание общества и про­цесса его развития.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока"ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА ".10 класс»

Дата проведения___________ Класс_______________

Урок №

Тема: ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА (§ 2)

  1. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы должно внести вклад в достиже­ние результатов

личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

метапредметных:

  • умение определять назначение и функции различ­ных социальных институтов;

предметных:

  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов.

Задачи занятия:

  1. дать научное представление об обществе как о соци­альной системе, способной создавать все необходимые ус­ловия для своего существования, производить всё потреб­ное для коллективной жизни людей;

  2. раскрыть понятие социального института как устойчи­вой формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение фундаментальных потреб­ностей общества;

  3. формировать целостное понимание общества и про­цесса его развития.

  1. Место темы в системе учебных занятий

Данная тема является продолжением параграфа «Что такое общество» и органично связана с предыдущими уро­ками. Её основой стал системный подход к изучению обще­ства. Такой взгляд на рассматриваемый объект представ­ляет собой существенное продвижение в его понимании.

  1. Литература и оборудование

Литература для учителя

Социальная философия / под ред. И. А. Гобозова. — М., 2003. — Гл. 3. «Общество как целостная система».

Голенкова З. Т., Акулич М. М., Кузнецов В. Н. Общая социо­логия / под ред. З. Т. Голенковой. — М., 2005. — Разд. IV, гл. 2. «Общество как социальная общность и социальная система».

Литература для учащихся

Обществознание: профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголю­бова и др. — М., 2010. — § 10. «Общество как развивающаяся система».

Куликов Л. М. Основы социологии и политологии. — М., 1999. — § 4. «Социальные институты».

Оборудование

Таблица «Социальные институты» для проекции на экране.

Размноженный текст документа «Социальная система и её сре­да» (Обществознание. Практикум. Профильный уровень. 10 класс / под ред. Л. Н. Боголюбова. — С. 41—42).


  1. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

  1. й вариант. Два комбинированных урока, на первом из которых рассматривается общество как система, а на втором — социальные институты.

  2. й вариант. Первый час отводится на первичное рас­крытие основного содержания в школьной лекции, а вто­рой — на его более глубокое осмысление в процессе ак­тивной самостоятельной лабораторной работы учащихся с текстом параграфа и другими источниками.

Ход занятия

Мотивационный этап

Ответы на вопросы, поставленные в начале параграфа (с. 18), позволяют выявить недостаточность имеющихся у школьников знаний для целостного понимания сущности общества и подчеркнуть значение проблем, которые пред­стоит изучить.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

  1. Общее понятие системы.

  2. Характерные черты общества как системы.

  3. Социальные институты.

  1. Общее понятие системы. Первый пункт плана ориентирует на общую характе­ристику понятия «система». Оно относится к сложным объ­ектам: и механическим (например, часы), и биологическим (живой организм), и социальным. Все они имеют сложную структуру, включают в себя разнородные элементы. Все эти элементы, части системы связаны между собой и вза­имодействуют. Система функционирует лишь благодаря этому взаимодействию. Важно обратить внимание на то, что свойства системы принадлежат не её отдельным частям, а только системе в целом.


  1. Характерные черты общества как системы.

По второму пункту плана возможно самостоятельное изучение учащимися части параграфа «Особенности со­циальной системы». При этом им предлагается составить простой план текста. Получится примерно такая запись:


Особенности социальной системы

  1. Сложный характер социальной системы.

  2. Наличие в составе системы разнокачественных эле­ментов.

  3. Человек — основной элемент общественной системы.

  4. Постоянное изменение общественной системы.

  5. Интегративное качество системы как целого.

  6. Социальная система — самоуправляемая.

  7. Среда общества как системы.

  8. Функции общественной системы.


Следующий шаг в работе — раскрытие каждого пункта этого плана в развёрнутой форме. Иначе говоря, учащимся предлагается превратить план в тезисы, кратко сформули­ровав основные положения прочитанного текста. В резуль­тате запись примет примерно следующий вид:

Особенности социальной системы

  1. Общественная система имеет сложный характер, так как включает в себя множество уровней, подсистем, элементов.

  2. Общество как система включает в себя разнокаче­ственные элементы — материальные и идеальные.

  3. Человек непременно включён в каждую из социаль­ных систем.

  4. Способность человека ставить цели и выбирать сред­ства их достижения делает социальные системы более под­вижными, изменчивыми, чем природные.

  5. Социальная система обладает интегративным каче­ством, которым не обладает ни один из её элементов и ко­торое ей присуще как целому: способностью создавать все необходимые условия для своего существования.

  6. Социальная система является самоуправляемой.

  7. Средой общества (совокупности жителей той или иной страны) как системы являются природа, мировое сообще­ство.

  8. Основные функции социальной системы: адаптация, целедостижение, поддержание образца, интеграция.

Очевидно, что приведённые тезисы — лишь один из воз­можных вариантов такой записи. Главное, чтобы в ней нашли отражение основные положения прочитанного текста.

Целесообразно проверить, насколько учащиеся понимают смысл каждого положения. Этому поможет беседа по сле­дующим вопросам: почему социальную систему называют суперсистемой? В чём проявляется разное качество элемен­тов системы? Почему непременным элементом любой со­циальной системы является человек? Чем объясняется ди­намичность социальной системы? Чем отличается качество системы от качеств её элементов? Какая подсистема дела­ет общество самоуправляющейся системой? Каким образом взаимодействуют общество как система и его среда? В чём заключается каждая из функций общества как системы?

  1. Социальные институты.

Изучение третьего пункта плана — «Социальные ин­ституты» — целесообразно начать с разъяснения различия употребления слова «институт» в бытовой речи и в науке. Отправным для объяснения научного подхода является по­нятие «деятельность».

Для уяснения связи между потребностями, видами де­ятельности и социальными институтами можно использо­вать следующую таблицу:




Важнейшие

жизненные

потребности

Основные виды деятельности

Главные

социальные

институты

Потребность в

Семейно-бытовая

Институт семьи

воспроизводстве рода

деятельность

и брака

Потребность

Политическая,

Политические

в безопасности

управленческая,

институты,

и социальном порядке

государственная

особенно


деятельность

государство

Потребность

Экономическая

Экономические

в средствах

деятельность

институты,

существования


в первую очередь



производство

Потребность

Научная,

Институты

в получении знаний,

воспитательная,

науки,

социализации

образовательная

образования

подрастающего

деятельность

и культуры

поколения,



подготовке кадров



Потребность

Религиозная

Институт

в решении духовных

деятельность

религии

проблем, поиске



смысла жизни



При работе с таблицей важно обратить внимание уча­щихся на то, что, во-первых, социальный институт возника­ет на основе совместной деятельности больших масс людей; во-вторых, эта деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества; в-третьих, со­циальный институт представляет собой устойчивые формы организации подобной деятельности; в-четвёртых, эти фор­мы сложились исторически; наконец, в-пятых, такая дея­тельность регулируется нормами, традициями, обычаями.

Применительно к любому из названных в таблице со­циальных институтов можно показать все перечисленные характеристики. Например, большие массы людей на лю­бом историческом этапе занимались хозяйством. Назначе­нием деятельности земледельцев, ремесленников, работни­ков промышленности, торговли и сферы услуг всегда было удовлетворение потребностей населения в средствах суще­ствования. Формами организации подобной деятельности стали различные предприятия, фирмы, биржи, банки и т. п. Эти формы являются результатом исторического развития. (Учащиеся из курса истории знают, как сменяли друг друга ремесленные мастерские, мануфактуры, современные про­мышленные предприятия, как возникли банки и т. д.) Соответствующая сфера деятельности регулируется раз­личными социальными нормами: Гражданским кодексом, Трудовым кодексом, законами о предпринимательской деятельности, акционерных обществах, о банках и т. д., традициями проведения ярмарок, моральными нормами, относящимися к труду и бизнесу, и т. п.

Осмыслить характерные черты социального института учащиеся также смогут, обратившись к тексту параграфа (три абзаца, начинающихся словами «Итак, социальный институт — это.»). Полезно проиллюстрировать каждую черту на примере одного и того же социального института. Так, образование как социальный институт — это и сово­купность лиц, занятых образовательной деятельностью (учи­телей школ, преподавателей вузов, авторов учебников), и обладающие необходимыми материальными средствами об­разовательные организации (школы, учреждения профес­сионального образования, музыкальные школы и т. п.), и система регулирующих их деятельность правовых и нравственных норм, традиций, обычаев.

Затем раскрывается значение социальных институтов. Внимание учащихся привлекается к содержащемуся в учебнике положению: социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Затем целесообразно обратиться к абза­цу, начинающемуся словами: «Наличие социальных инсти­тутов надёжно обеспечивает.»

Теоретические вопросы темы следует раскрывать на ак­туальных примерах развития российского общества.

Параграф завершается заданием и вопросами, которые полезно обсудить с учащимися.

Большое значение имеет работа с практическими выво­дами.

Первый из них ориентирует на изучение общество- знания. Он противостоит легковесному суждению: «Зачем тратить силы и время на изучение наук об обществе? И так всё просто и понятно». На деле не просто. И поиск простых решений возникающих в жизни общества про­блем, как правило, не ведёт к положительному результату. Это можно показать на конкретном примере. Так, многие считают, что достаточно ввести смертную казнь за наи­более тяжкие преступления, чтобы их искоренить. Одна­ко опыт многих стран не подтверждает эту точку зрения. Или, например, некоторые полагают, что изжить пьянство можно путём введения сухого закона. Но и эти взгляды не подтверждаются историческим опытом. Общественные явления связаны с множеством факторов, и без учёта всех связей трудно принять правильные решения.


Второй вывод подводит к методу изучения общества. Учащимся можно показать, как из теории рождается ме­тодология. Если мы знаем, что общество как система вза­имодействует со средой, то для понимания любого обще­ства нужно выяснить, какова эта среда и как происходит взаимодействие с ней. Если мы знаем, что общество как система имеет сложную структуру, то изучение любого общества требует выяснения, какова эта структура и как связаны и взаимодействуют её элементы. Если мы знаем, что общество — это самоуправляющаяся система, то при изучении определённого общества следует понять особен - ности управления им. Теория помогает определить направ­ления исследования объекта.


Третий вывод ориентирует на применение знаний о со­циальных институтах в повседневном взаимодействии с ними. Ученик уже сегодня должен правильно строить свои отношения с институтами семьи и образования. Возможно, он связан и с институтом религии. Ему предстоит разви­вать взаимодействие с экономическими и политическими институтами. Эффективность этого взаимодействия зави­сит от понимания сущности каждого из них, правовых норм, регулирующих его функционирование.


Четвёртый вывод связан с изучением последующих тем. Они характеризуют различные элементы общества как си­стемы. Важно видеть место каждого из них в целостной системе, рассматривать связь с другими элементами.


Если второй урок отводится на самостоятельную работу учащихся, целесообразно часть времени посвятить работе с текстом учебника и документами, а другую часть — реше­нию проблемных задач.

Помимо изучения включённого в параграф фрагмента из работы Э. Шилза, желательно организовать анализ до­кумента «Социальная система и её среда».

Задания к параграфу могут быть выполнены и обсужде­ны на уроке. Однако первое из них целесообразно дать не­скольким сильным ученикам заранее. При его выполнении они смогут использовать разнообразные источники информации.


Домашнее задание

При работе с текстом параграфа дома учащимся рекомен­дуется продумать возможные ответы на вопросы для само­проверки. Наиболее подготовленным рекомендуется мате­риал изданий, представленных выше в списке литературы.



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей