СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обществознания для 5 класса "Образование в жизни человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели данного занятия: познакомить с современной системой школьного образования, показать различия современной и старой русской школы, дать представление о сложности процесса усвоения знаний, раскрыть значение понятий образование, школа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания для 5 класса "Образование в жизни человека"»

Конспект открытого урока обществознания

Дата: 04.12.2017

Класс: 5б

Тема: Образование в жизни человека

Цели: познакомить с системой современного школьного образования; показать различия современной школы и старой русской, роль знаний в формировании личности; объяснить смысл получения образования; дать представление о сложности процесса передачи знаний и их восприятия; раскрыть значение понятий образование, школа, алгоритм.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся характеризовать систему образования Российской Федерации; сравнивать социальные объекты, определяя их общие черты и различия; находить нужную социальную информацию разного типа; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; объяснять побудительную роль мотивов в деятельности человека, роль образования в жизни человека; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные УУД: формирование мотивации к активному учению; осознание необходимости получения достойного образования.

Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; проектор; мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

I.    Организационный момент

II.    Мотивационно-целевой этап

Греческий философ Эпиктет утверждал: «Только знающий человек истинно свободен». Справедливо ли это высказывание, узнаем на нашем уроке.

—    Вспомните, как вы в первый раз пошли в школу.

—    Какое у вас было настроение? Похоже ли на то, которое описано в стихотворении В. Кодрян «31 августа»?

Волнуются мама, и папа, и я,

Весь вечер волнуется наша семья.

Давно все готово — и форма, и бант,

И чудо-цветы украшают сервант.

А мама растеряна: «Все ли в порядке?» —

И снова на форме прогладила складки.

А папа забылся совсем от волненья —

Коту вместо каши он бухнул варенья.

Я тоже волнуюсь и даже дрожу,

За мамой и папой весь вечер хожу:

«Поставьте будильник, чтоб нам не проспать,

На часиков шесть или лучше на пять».

Мне мама сказала: «Наивной не будь —

Я думаю, как бы сегодня заснуть!

Ведь ты завтра в школу пойдешь в первый раз.

Все завтра меняется в жизни у нас».

(Ответы учеников.)

Тема нашего урока: «Образование в жизни человека».

—    Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

—    На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

1.    Школьное образование.

2.    О чем рассказала бабушка.

3.    Чему учит школа сегодня.

4.    Учись учиться.

Проблемные вопросы. Почему успешная учеба в школе важна не только для вас самих, но и для общества? Кого бы вы назвали хорошим учеником?

III.    Работа по теме уроков

Часть жизни человека проходит в школе. И очень важно понять для себя: это потраченные впустую годы или же, наоборот, полезные, дающие личности старт? Поговорим об этом на наших уроках.

1. Школьное образование

Школа — это дорога в большой мир, именно школа помогает вам приобрести новые знания. Возможно, кто-то из вас подумает: «Подумаешь, знания. Мне бы денег побольше, и я все смогу».

—    Предлагаю вам послушать притчу.

Путники ночевали в заброшенном оазисе. Водоем высох, но в оазисе была старая хижина и несколько пальм. Утром проводник с верблюдами и товарами исчез. Старик спокойно встретил новость, а купец негодовал:

—    Подлец украл все. Тебе лучше, старик. У тебя не было товаров, только мешок с едой. Даже его забрал вор.

—    У меня есть знания. Знание — сокровище, которое всюду следует за тем, кто им обладает, — заметил старик.

—    Что толку в знаниях?! Мы умрем в пустыне без воды, — сердился купец.

—    В оазисе мы запасем воду и настигнем вора в городе за пустыней, — сказал старик.

—    Ты видишь воду в этом сухом водоеме? — съязвил купец.

Старик молча вынес из хижины большое стеклянное блюдо и чашку.

Затем он выкопал в песке узкую яму глубиной полметра, положил на дно ямы чашку и накрыл яму блюдом. К изумлению купца, в чашку стала капать вода со дна блюда.

—    Песок внутри влажный. Солнце светит сквозь стекло и выпаривает влагу из стенок ямы. Она оседает на блюде и стекает в чашку, — объяснил старик.

Затем старик срезал полый стебель сухого тростника. Он воткнул стебель в дно водоема и стал его сосать. Вскоре из стебля показалась вода.

—    На дне водоема вода прячется на маленькой глубине, — объяснил старик удивленному купцу.

Пока они шли через пустыню, старик добывал воду отовсюду: из кактуса и камня, из росы и верблюжьей колючки.

Когда путники дошли до города и настигли вора, купец дал старику денег и сказал:

—    Знание — сокровище, которое всюду следует за тем, кто им обладает.

(А. Лопатина, М. Скребцова «Притчи для детей и взрослых»)

—    Приведите примеры из жизни, доказывающие, что знание — сокровище.

—    Откуда люди могут черпать знания?

—    Какие качества характера помогают человеку приобретать знания?

—    Что еще в жизни, кроме знаний, можно назвать сокровищем?

(Ответы учеников.)

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» в нашей стране установлены следующие ступени общего образования:

1)    дошкольное образование;

2)    начальное общее образование;

3)    основное общее образование;

4)    среднее общее образование.

— Внимательно изучите предложенную схему и расскажите, какие ступени школьного образования вы уже преодолели и чему научились.

(Ответы учеников.)

Согласно Конституции в нашей стране основное общее образование (девять классов) является обязательным для всех.

—    Совсем недавно вы стали учениками основной школы. Что нового появилось у вас в вашей школьной жизни?

—    Нравятся ли вам перемены?

(Ответы учеников.)

Уверена, что уже с первых дней учебы в 5 классе вы начали понимать, насколько интересно и одновременно непросто постигать новые науки.

Проблемный вопрос. Но только ли новые знания приобретает человек в школе? Выскажите свои предположения.

(Ответы учеников, составление схемы (см. с. 89).)

—    Рассмотрите схему на с. 51 учебника. Какие ступени образования на ней отражены?

—    На основе знаний об образовании в Российской Федерации и личного опыта вашей семьи дайте характеристику этих ступеней образования.

(Проверка выполнения задания.)

Таким образом, образование — это непрерывный процесс, который продолжается в течение всей жизни. Удовлетворяя свои потребности в познании окружающего мира, меняя профессию, Мы всю жизнь обновляем свои знания и умения, совершенствуя себя как личность, чтобы соответствовать требованиям быстро меняющегося мира.

2. О чем рассказала бабушка

—    Однако такая система образования была не всегда. Интересно ли вам заглянуть в прошлое?

—    Разделитесь на группы. Изучив предложенный материал, составьте рассказ о старой русской системе образования.

Первая группа изучает дополнительный материал.

Вторая группа изучает текст в рубрике «Путешествие в прошлое» на с. 51—52 учебника.

Третья группа изучает и анализирует иллюстрации учебника на с. 52—53 учебника.

—    Познакомьтесь с памяткой, которая поможет вам правильно организовать работу с иллюстрациями.

Как работать с иллюстрацией

1.    Внимательно рассмотрите иллюстрацию.

2.    Опишите, что вы видите на ней. Сначала опишите, что изображено на переднем плане иллюстрации, затем — что изображено на заднем.

3.    Обратите внимание на внешний вид людей, их действия, другие детали.

4.    Определите, правдиво ли это изображение.

5.    Предположите, в чем ценность информации, которую несет в себе данная иллюстрация.

Четвертая группа изучает текст «О чем рассказала бабушка» на с. 52 учебника.

Пятая группа изучает текст в рубрике «Жил на свете человек» на с. 54 учебника.

Вопросы для первой группы

—    Когда зародилась русская педагогика?

—    Какая система образования сложилась на Руси с принятием христианства?

—    Какие предметы изучались на разных ступенях образования?

—    Как проходило обучение?

—    Что вы узнали о термине школа?

—    Какую роль в процессе обучения играл учитель в истории Древней Руси?

Вопросы для второй группы

—    Какую роль в образовании сыграл первопечатник Иван Федоров?

—    Какую первую книгу и когда он напечатал?

—    Какие изменения в системе образования произошли при Петре I?

—    Вспомните, почему царь так много внимания уделял преобразованиям в школе.

—    Какие предметы изучали в XVIII в.?

—    Сравните предметы, которые изучали в школе XVIII в., с теми, которые изучают в начальной школе теперь. Какое образование можно считать более широким?

Вопросы для третьей группы

—    Что изображено на картине художника Б.М. Кустодиева?

—    Что изображено на иллюстрации, представленной на с. 52 учебника?

—    Какие сведения о системе образования России в прошлом вы почерпнули при анализе иллюстративного материала?

—    Опишите земскую школу, изображенную на картине Б.М. Кустодиева, используя памятку.

—    Чем школа Московской Руси отличается от современной?

—    Где проходит урок?

—    Что делают ученики?

—    Что делает учитель?

—    Вспомните, когда, где и кем был основан первый университет в России.

Вопросы для четвертой группы

—    О каком периоде идет речь в рассказе бабушки?

—    Как бабушка описывает систему образования XIX в. в России?

—    Что собой представляло обучение в образовательных учреждениях?

—    Как оценивали успехи и неудачи учеников?

—    За что применяли физические наказания?

—    Кто не считал утверждение: «Не бьют розгой, значит, ничему не научат» — верным?

—    Что вам понравилось в системе образования XIX в.? Что вызвало неприятие? Чему вы удивились?

Вопросы для пятой группы

—    Что вы узнали о Н.И. Пирогове?

—    Что нового внес Пирогов в педагогическую науку?

—    Что вам представляется наиболее ценным в педагогических взглядах знаменитого русского врача, педагога и общественного деятеля?

(Презентация работ и подведение итогов работы.)

IV. Подведение итогов уроков

Недавно в одной из школ ваши ровесники, пятиклассники, обсуждали вопрос: для чего нужна школа сегодня?

—    Как на этот вопрос ответите вы?

—    Как вы понимаете пословицу: «Учиться — одно, научиться — другое»?

—    Что сегодня означает словосочетание остаться неграмотным?

—    Объясните смысл русской пословицы: «Мир освещается солнцем, а человек — знанием».

(Ответы учеников.)

Домашнее задание

1.    Прочитать § 6 учебника.

2.    Задание на выбор.

•    Объясните слова философа: «Геометрия, если я ее изучил и понял, — моя родная и близкая, всегда ласковая и всегда приятная наука».

•    Подготовьте компьютерную презентацию (или нарисуйте плакат-постер) на тему «Наш класс».







Самоанализ открытого урока обществознания.

Класс: 5

Дата проведения урока: 04.12.2017

Тема урока: «Образование в жизни человека».

При проектировании и проведении урока, при отборе учебного материала учитывала уровень обученности и реальные учебные возможности детей.

Для поддержания «тонуса» урока, темпа, насыщенности и эффективности работы, опиралась на возрастные особенности учащихся, выбирала и тип урока. Исходя из места урока в системе уроков по обществознанию, а также целей и функций урока, мною был выбран тип урока – комбинированный, форма урока – групповая.

Цель урока: коллективное решение главных вопросов, связанных с понятием образование, выяснить роль образования в жизни человека, в жизни общества.

1.Образовательные: познакомить учащихся с понятием, показать роль образования в жизни каждого отдельного человека и общества в целом;

2.Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения через групповую работу; ассоциативное мышление; творческие, мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения); учебно-исследовательские умения учащихся.

3.Личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, воспитывать чувство ответственности.

4. Метапредметные: формировать умение анализировать текст, работать с дополнительной литературой (словарь), объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания.

5.Воспитательные: воспитывать чувство ответственности и чувства долга, способствовать нравственному воспитанию учащихся. Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к учебному труду.

Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):

- фронтальная (общеклассная);

Групповая (мини-группы).

Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями ФГОС, с учётом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.

Основной используемый подход к реализации цели – личностно-ориентированный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учётом биологических возможностей и социальных условий.

Опираясь на требования к современному уроку обществознания, структура урока была запланирована следующим образом: урок состоял из нескольких, логически связанных между собой этапов.

1.Организационный. На мой взгляд, в оргмоменте были обеспечены: доброжелательная обстановка, психологический настрой на предстоящее общение.

2.Целеполагания и мотивации. На данном этапе шла подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Для формирования надпредметной компетенции не была названа тема урока, учащиеся смогли её сами сформулировать. Совместно с учителем учащиеся сформулировали и цели урока.

3.Усвоения новых знаний. На этом этапе использовались приёмы, усиливающие восприятие нового материала: анализ, обобщение, учебной презентацией, учебником, обращение к социальному опыту учащихся. Изучение нового материала строилось в форме совместной деятельности учеников, учеников и учителя.

4.Подведение итогов результативности учебной деятельности учеников и класса в целом.

5.Информирование о домашнем задании. Для того чтобы «усилить» положительный личностный смысл полученной учебной информации, школьникам предлагается творческое задание (по выбору) .

На уроке применялись различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, проблемный, .

Использовала технологии деятельностного типа:

Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.);

Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения)

Форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, творческих способностей учащихся.

Темп урока достаточно высокий. Объясняется насыщенностью изучаемого материала.

Применение ИКТ сделало урок более наглядным, насыщенным, интересным.

Использованные методы и приёмы обеспечили рациональное использование рабочего времени и предупреждение перегрузок учащихся.

Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу, решение задач занятия. План урока выполнен, задачи, и цели урока реализованы полностью.



Учитель Кравченко С.Ю.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!