СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обучения грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Узелки на память. Буквенная мозаика.

Тип урока:  урок рефлексии.

Целевые установки урока:

Образовательные:

  • закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [о];
  • совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
  • учить выделять гласный звук в слове;
  • закрепить графические образы букв А, У, О.

Развивающие:

  • развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [о];
  • развитие ориентировки в пространстве;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в течение всего занятия;
  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте»

Г осударственное бюджетное ОБЩЕобразовательное учреждениЕ

Средняя ОБЩЕобразовательная школа № 303

с углубленным изучением немецкого языка И ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА им. фРИДРИХА Шиллера


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ


Учитель: Кудрявцева Любовь Владимировна, учитель высшей категории

Тема: Узелки на память. Буквенная мозаика.

Тип урока: урок рефлексии.

Целевые установки урока:

Образовательные:

  • закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [о];

  • совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

  • учить выделять гласный звук в слове;

  • закрепить графические образы букв А, У, О.

Развивающие:

  • развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [о];

  • развитие ориентировки в пространстве;

  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в течение всего занятия;

  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Формируемые УУД:

Познавательные:

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • структурирование знаний.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;


Коммуникативные:

  • понимать возможность различных позиций других людей;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

  • осознавать значимость чтения, потребность в систематическом чтении;

  • высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Предметные:

  • уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова, определять ударный слог, давать характеристику звуку

Метапредметные:

  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.


Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная,

  • работа в парах постоянного состава.


Логика развития урока:

  • Мотивация к учебной деятельности.

  • Актуализация знаний учащихся.

  • Организация познавательной деятельности учащихся.

  • Закрепление и включение в систему знаний.

  • Рефлексия учебной деятельности.


Оборудование:

  • Презентация в программном обеспечении интерактивной доски Smart.

  • Электронное приложение к УМК «Перспектива».

  • Раздаточный материал: лист самооценки, листочки на ниточке.




Ход урока:

  1. Орг. момент. Эмоционально-волевая регуляция.

Музыка (лирическая мелодия)


Сегодня я шла в школу и любовалась осенними деревьями. У меня создалось радостное, хорошее настроение. Несколько листочков я принесла к нам в класс, чтобы поделиться этим настроением с вами.



А у вас сегодня какое настроение? Покажите при помощи мимики свое сегодняшнее настроение.


Я вижу, что у многих сегодня радостное настроение, как и у меня.


Как можно улучшить настроение, если оно плохое?

(подумать о хорошем и обязательно улыбнуться себе и друг другу)


Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок.



  1. Развитие речевого аппарата.


  1. Дыхательная гимнастика.


Для хорошего осеннего настроения и дыхательной гимнастики я принесла и положила вам на парты осенние листочки.


Возьмите листочки за ниточку, чтобы они повисли перед вами.


Подуйте на листья так, чтобы они полетели, закачались.


Давайте почувствуем запахи осени. Положите листья на ладошку.

Сделайте носом вдох, ртом – выдох.


Листья отложите.




  1. Поработаем над дикцией.


На доске: Ветер срывает листья.

Кто мог бы прочитать предложение на доске.


Проговорим предложение хором.


Назовите 1 слово, 2, 3.


Еще раз произнесем предложение целиком.


Давайте попробуем произнести его с разным логическим ударением. Работать будем по колонкам:


1колонка – попробует произнести с ударением на 1 слове

2колонка – с ударением на 2 слове

3колонка – с ударением на 3 слове

Работать будем в паре: 1 – проговаривает, 2- слушает, потом меняемся. Кто готов – сигнал «домиком».


Работают.


Послушаем, удалось ли вам это?

( если не получилось – кто может помочь с этой же колонки?)

Молодцы!


  1. Работа по теме урока.



  1. Отгадайте, какое слово зашифровано на доске?

Кто отгадал, встаньте. (память)


На экране: слово память.

Как разгадали?


Для чего человеку нужна память?

(чтобы запоминать, не забывать)


Это слово появилось на доске неслучайно. Сегодня нам на уроке очень понадобится память.


Знакомо ли вам выражение «Узелки на память»?

Как вы можете объяснить это выражение?


В старину люди, чтобы не забыть что-то важное, завязывали узелок на веревочке, на платке. С тех пор сохранилось выражение «узелок на память».


Откроем азбуку (с.77) и посмотрим, как объясняет это выражение мудрая сова.


(1 ученик читает)


  1. Цель урока.


Чем же сегодня будем заниматься? Какова наша цель?

(будем запоминать)


А что мы должны будем запомнить на уроке, нам подскажет цепочка наверху страницы 76.


Найдем подсказку вверху страницы.

(веревочка с узелками)


Что связывает веревочка с узелками?

(гласные буквы)


Почему они оказались связаны вместе?

(обозначают гласные звуки)


Давайте их назовем хором.


Что вы знаете о гласных звуках?

(поются, тянутся, воздух через рот проходит свободно, не встречая преград)


А сможете ли вы узнать гласные звуки по движению губ?

Давайте поиграем.


1 ученик у доски показывает губами, не произнося, один из гласных звуков, остальные угадывают и произносят вслух.


Вспомним стишок про эти звуки, скажем вместе:


А, о, у, ы, э, и – звуки гласные мои,

(показываю на ленте букв)

их не трудно перечесть,

гласных звуков ровно 6.


Уточним цель нашего урока.

Что же мы должны запомнить, повторить?

(повторить, что мы знаем о гласных, чтобы хорошо это знали все).


  1. Работа по азбуке. (с.76)

Азбука нам поможет.


Найдите и поставьте пальчик на зашифрованное слово.

Попробуйте его разгадать.


Встаньте те, кому это удалось. Скажем хором, что у вас получилось. (сова)

Садитесь.


Произнесите и сами посчитайте: сколько слогов в этом слове. На пальчиках покажите.


Встаньте, у кого 2 слога. Почему? (2 гласных звука)

(сколько в слове гласных, столько и слогов,

это знает каждый из учеников)


Каждый сам себе произнесите слово с ударением.


Так же на пальчиках покажите, какой из них ударный 1 или 2?


Произнесем слово с ударением вместе, проверим себя, помогая отстукиванием.


Какой же слог ударный? (2)


Назовите хором ударный гласный звук. (а)

Молодцы те, кто не ошибся.


  1. Продолжаем работу по карточкам в азбуке.

(показываю картинки)

Кого видите на 1 картинке? (Айболит)


На какую букву начинается это слово?


Какой звук она обозначает? (а)


Электронное приложение к азбуке


Переходим ко 2 картинке.

Что нарисовано?


Что такое обруч?


Почему художник нарисовал обруч рядом с буквой о?


Какой звук обозначает буква о? (о)


Электронное приложение к азбуке


Сколько звуков? (5 – слово лимон)


Назовем хором звуки по порядку.


Сколько слогов?


Как узнали?


Какой звук ударный?


Как назовете другой гласный? (безударный «и»)



Какая буква написана на 3 картинке? Почему?


Какой звук обозначает буква у?


Электронное приложение к азбуке

Читающие дети читают загадку.


Попробуйте отгадать.

Сколько слогов?

Как узнали?



  1. Физ.минутка под музыку


1 ученик – у доски, остальные хором говорят и показывают движения.


Лист сорвался и летит

Тихо в воздухе кружит.

Он все ниже, ниже, ниже.

Он к земле все ближе, ближе.

Только дунет ветерок

Лист поднимется с дорог.

Будет дуть осенний ветер.

Будет лист кружить на свете.


  1. Продолжение работы по азбуке.


  1. Найдем на странице 76 ребус. (Отыщите глазками)


Попробуйте разгадать, но не вслух.


Кто разгадал, встаньте и изобразите слово-отгадку.


Кого же вы изобразили? (аиста)


Верно, молодцы.




  1. Анализ слова по готовой схеме.


Поработаем со схемой под ребусом. Поставьте пальчик.


Сколько слогов в слове аист?

Как узнали? Проверим маятничком.


Какой из них ударный? (1) Назовите: (а)

Проверим отстукиванием.


Что можете сказать про 2 звук? (гласный безударный)


Назовите его. (и)


Назовите 3 звук. (с)


Что о нем рассказывает схема? (согл., тверд.)


Что можно сказать о последнем звуке? (согл., тверд.)


Назовите его. (т)


Молодцы, кто не ошибся.


  1. Работа по рисунку.


Рассмотрим рисунок справа.


Попрошу вас в парах составить и проговорить соседу свое предложение по картинке.


Встаньте те, кому понравилось предложение соседа.


Давайте некоторые предложения послушаем.


Нам ваши предложения понравились. Спасибо.


У авторов нашей азбуки получилось целое четверостишие по этой картинке.


Те, кто умеет читать, читает глазками. Те, кто еще учится читать, найдите и подчеркните гласные буквы простым карандашом в этом четверостишии.


Давайте послушаем чтение. (читает 1 ученик)


Зачем мы в лесу иногда кричим «Ау!»


Все, кто умеет читать, попробуем прочитать хором.

Остальные – пробуют запомнить.


Кто сумел запомнить стихотворение, встаньте.


Давайте еще раз проговорим наизусть хором.


Кому понравилось стихотворение.


Кто хотел бы дома рассказать его родным?


(если время- 1 ученик наизусть)


  1. Подведение итогов урока.


Вспомним цель нашего урока.

(повторить, запомнить, что мы знаем о гласных).


Что вы дома можете о них рассказать? Вспомним и поиграем в игру «Пересадка».


Каждый, кто дал правильный ответ, может пересесть на любое свободное место.


Игра «Пересадка»


Давайте еще раз вспомним стих-е про гласные звуки (а, о, у, …)



Встаньте те, кто пересаживался. Вы молодцы. Надеюсь, что и остальные смогут дома рассказать о гласных так же хорошо. А вы можете вернуться на свои места.


Достигли ли мы своей цели?


Что понравилось на уроке?



  1. Рефлексивно-оценочный этап.


Пришло время оценить свою работу на уроке. У вас на парте листочки 3-х цветов. Вспомните, как вы сегодня трудились.

(на экране слайд- критерий) Если…, то выберите зеленый листочек. И т.д.



Встаньте те, кто выбрал зеленый листочек. Мне приятно, что вы сегодня хорошо справились со всеми заданиями, усвоили тему урока.


Подойдите к доске, прикрепим ваши листочки на осеннее дерево.


Вижу, что не у всех листок зеленый. Поднимите листочек те, у кого он желтый.


Что для вас было сложным, трудным?

Над чем надо еще поработать?


Подойдите к доске, прикрепим ваши листочки на осеннее дерево.



У кого листик красный. Мы позанимаемся дополнительно.


Подойдите к доске, прикрепим ваши листочки на осеннее дерево.



Ваша работа мне очень понравилась. Вы работали дружно, активно. Я смогу похвалить вас и порадовать ваших родителей.

Спасибо за дружную работу.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!