СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока одушевленные существительные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок во 2 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока одушевленные существительные»

Тема: Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Цель: уточнить представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных; развивать умение различать их;
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
 развивать умения различать имена существительные одушевленные и неодушевленные
Личностные: формировать учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные:  
регулятивные: 
-уметь принимать и сохранять учебную задачу;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
познавательные: строить сообщение в устной форме; осуществлять  анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.
Оборудование:

Ход урока


Орг.момент:
У. Здравствуйте ребята, меня зовут Дарья Романовна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. А урок наш будет- уроком превращения.
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
(работа с презентацией)
У. Посмотрите на экран(на экране пословица)
Мир освещается солнцем, а человек знанием
У. Как вы думаете какой смысл заключается в этой пословице?
Почему человек освещается знанием?
У. Знания - это полезное оружие. Чем больше человек знает, тем больше его кругозор, тем лучше он видит и воспринимает окружающий мир. Знания дают уверенность и помогают развитию. Главное значение этой пословицы в том, что человек без знаний, как без света. Он устроен так, что без знаний он пропадает. Поэтому ребята, нужно получать знания. Ведь без них не получиться светлого будущего.
(на экране иллюстрации имен существительных)
У. Что вы видите?
О. (перечисляют имена существительные)
У. Как вы думаете, что объединяет эти слова?
О. Это все имена существительные.
У. Что вы знаете о именах существительных?
О.(самостоятельная часть речи, обозначающая предмет, лицо или явление и отвечающая на вопросы «кто?» или «что?».)
У. Верно. А теперь я прочту вам стихотворение.
Сообщение темы урока
Стихотворение(Ал. К. Толстой) (на экране появляется стихотворение)
Милые дети, вас просят обедать.
Дайте посланцу ответ;
Нужен ответ, чтобы повару ведать,
Сколько состряпать котлет
У. Выберите из стихотворения имена существительные.
О.(Дети, посланцу, ответ, повару, котлет)(после ответов детей на экране появляются слова)
У. Как вы поняли, что это имена существительные?
О.(они отвечают на вопрос: -кто? -что?, обозначают предмет)
У. Верно. Посмотрите на экран, имена существительные стали разных цветов.(слайд)
У. Почему? Чем они отличаются?
О. Одни отвечают на вопрос (кто?),а другие на вопрос (что?)
У. Какие существительные отвечают на вопрос кто?
О.(живые)
У.А существительные, которые отвечают на вопрос что?
О.(неживые)
Вывод:
У.
Итак существительные, которые отвечают на вопрос (Кто?), называются одушевленными. А существительные, которые отвечают на вопрос (Что?), называются неодушевленными.
У.  Ребята, я думаю, вы уже догадались, какова тема нашего урока. Кто попробует сформулировать?
О. «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».
У. Верно. Тема нашего урока «Имена существительные одушевленные и неодушевленные)(слайд)
 У. Исходя из темы нашего урока, каковы будут цели нашего урока?
О. Познакомиться с понятием одушевлённости и неодушевлённости имен существительных.(после ответов детей показывается на экране цель)
(На экране появляются иллюстрации/слова)
#
Ученик, учитель, родители
У .Каким словом мы можем объединить все эти слова? Это всё кто?
О. Люди
# Бабочка, стрекоза, муравей
У. Каким словом мы можем объединить все эти слова? Это всё кто?
О. Насекомые
# Карась, карп, щука
У. Каким словом мы можем объединить все эти слова? Это всё кто?
О. Рыбы
# Тигр, лиса, кот
У. Каким словом мы можем объединить все эти слова? Это всё кто?
О. Животные
# Воробей, ворона, попугай
У. Каким словом мы можем объединить все эти слова? Это всё кто?
О. Птицы
Вывод:
У. Итак, к одушевленным именам существительным относят
людей, насекомых, рыб, животных, насекомых.
Все они могут дышать, расти, ходить ,питаться.
У.А все остальные имена существительные к неодушевленным.
У .Это предметы, явления, действия, отвлеченные понятия, совокупность живых существ .И даже растения .Не смотря на то, что они питаются, растут и дышат.
У .Всем понятно? К одушевленным именам существительным относят? К неодушевленным именам существительным относят?
(работа с карточками)
У .Ребята, у вас на столах карточки( Буква О и буква Н)
Сейчас я буду говорить вам имя существительное, а вы если оно одушевленное, поднимайте карточку с буквой(О),а если неодушевленное, то с буквой(Н)
У. Давайте заглянем в учебник.
- Что так? Что не так?
-Есть ли что-нибудь новое? Кто прочтет правила?
-Назовите в упр … одушевленные имена существительные.
-Назовите неодушевленные имена существительные.
У.А теперь посмотрите, на экране даны имена существительные, вам нужно найти лишнее слово в строке. Почему? Давайте проверим.(После ответов учеников исчезает лишнее слово)
Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода
Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.
Дом, берёза, машина, мальчик, цветок.
Друг, приятель, сосед, подруга, дружба
Поход, турист, дорога, костёр, палатка
Ученик, ученица, школа, директор, школьник)
У. Ребята, вы видите имена существительные. Что их объединяет?
О. Они все неодушевленные.
У. Давайте попробуем превратить их в одушевленные имена существительные.
#Труба-трубочист
Защита-защитник
Работа-рабочий
Помощь-помощник
Камень-каменщик
аптека - аптекарь
музыка - музыкант 
гриб - грибник 
сила - силач 
цирк - циркач
скрипка – скрипач
У. Молодцы ребята!
(работа с документ камерой)
У. А теперь давайте с вами образуем от одушевленного им. существительного неодушевленное имя существительное, но меняя только первую букву.
зверь-дверь
цапля-капля
сом-дом
рак-мак                                     
ворона-корона                                            
кот-рот
У. Молодцы .Все отлично справились с заданием.
Упражнение «Живые и неживые вопросы»
У. Сейчас я буду задавать вам вопросы, слушайте внимательно, что бы правильно ответить.
Кто летает? Что летает?
Кто барабанит по крыше? Что барабанит по крыше?
Кто плавает? Что плавает? 
Кто молчит? Что молчит?
Кто шипит? Что шипит?
У. Ребята ,а вы знаете, что некоторые имена существительные могут превращаться из одушевленного в неодушевленное? К примеру слово мышка, она может отвечать на вопрос кто? А так же на вопрос что? На вопрос кто? Она будет животным ,а на вопрос что? Она будет предметом. То есть мышкой компьютера.
А так же слова бабочка(насекомое/предмет одежды), Роман-роман(мальчик и жанр произведения),орел-Орел( птица-город),Шарик-шарик(собака-надувной предмет)Роза-роза(девочка-цветок) (на презентации картинки сменяют друг друга)
Итог урока
(Работа с флипчартом)-ромашка знаний
У. Ребята я для вас подготовила конверт с вопросами, давайте посмотрим как вы усвоили материал урока.
Вопросы:
-
С какими существительными мы познакомились?
- На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные?
-На какой вопрос отвечают неодушевленные имена существительные?
- Одушевленные имена существительные это?
-Неодушевленные имена существительные это?
-Растения относятся к одушевленным или неодушевленным именам существительным?
(Ученики по очереди выходят, достают вопрос, отвечают на него и приклеивают на флипчарт.)
У. Ребята, посмотрите как наша ромашка распустилась.
Это все благодаря вашим знаниям!! Вы большие молодцы! Получайте как можно больше знаний, что бы в будущем собрать целый букет из таких ромашек!
Рефлексия
У. Сейчас я прочту вам стихотворение.
(на экране появляется стихотворение)
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое- что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё – таки учиться.
У. Ребята, выберете предложение, которое соответствует вашему эмоциональному состоянию по окончанию урока.
У. Спасибо за урок .До свидания!





Скачать

© 2022, 138 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!