СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОПК 4 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока ОПК 4 кл

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОПК 4 кл»

Технологическая карта урока по курсу ОРКСЭ модуль ОПК .

Ф.И.О. Чертилина Татьяна Григорьевна.

Предмет: Основы православной культуры.

Класс:4.

Тип урока: Изучение новых знаний.

Тема

«Милосердие и сострадание»

Цели

  1. Углубление представлений о милосердии и сострадании. Освоение данных понятий на новом для учащихся материале.

  2. Воспитывать потребность быть милосердным, делать добро, сострадать.

Задачи

Развивающие: 1. Развивать у детей умение слушать, умение осмыслить прослушанное и выделить главную мысль. Развивать творческое и логическое мышление, речь, навыки работы с текстом.

Образовательные: 1. Познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие» и «сострадание»;

2.Познакомить с особенностими обучения милосердию через православие, как сострадание и помощи людям;

3.Закрепитьумение работать со словарем.

4. Дать понятие ближнего.

Воспитательные: 1. Пробудить в ребенке желание помогать людям, быть милосердным;

2.Воспитывать доброту, искренность, отзывчивость.

УУД

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: Формулировать цель урока с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной речи.

Познавательные: осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в иллюстрациях и текстах.

Планируемые результаты.

Предметные: Сформулируют понятия «милосердие», и «сострадание». Научатся понимать смысл слов «милосердие» и «милостыня».

Метапредметные: узнают кого называют ближним, как христианин должен относится к людям; обогатят свой лексический запас; овладеют навыками смыслового чтения текстов различных жанров и стилей.

Личностные: научатся умению сострадать, быть отзывчивым.

Основные понятия.

Милосердие, сострадание, милостыня, ближний.

Межпредметные связи

Литература, искусство.

Ресурсы

Учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры» М. «Просвещение» 2010г., ноутбук, проектор, презентация, Песня-притча «Окно» С. Копылова, раздаточные материалы, эскиз дерева Добра.

Формы урока

Участие в учебном диалоге, групповая работа, работа в парах и группах, работа с иллюстративным материалом и карточками, просмотр мультфильма.

Технологии

Здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, сотрудничества.

Ход урока.

Дидактическая структура урока.

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.

Планируемые результаты

УУД

1.Мотивация

Приветствуют учителя, настраиваются на восприятие новых знаний.

Приветствует детей.

Добрый день, ребята! Давайте настроимся на хорошую благодатную работу на уроке. Мы приветливы и добры. Мы все здоровы. А теперь я попрошу вас мысленно вспомнить какой хороший добрый поступок совершил сегодня ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь ему. Я рада, что не осталось не одного равнодушного лица. Наш класс расцвел от улыбок. Сегодня у нас очень интересный урок, а эпиграфом нашего урока послужит народная мудрость «Пока живешь, твори добро, лишь путь добра – спасение души».

планирование учебного сотрудничества с учителем.


2.Повторение изученного.

Дети отвечают на вопросы учителя

Задает вопросы.

О чем мы говорили на прошлом уроке?

Что мы узнали о заповедях? О чем говорят первые четыре заповеди? О чем говорят остальные заповеди? Вспомните, как это было? Нужны ли эти заповеди современным людям и почему?.

Усвоение изученного материала,

Умение выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Умение проводить сравнение;

Уметь оформлять свои мысли в устнойформе.

3.Формулировка темы урока, постановка цели.

Прослушивают песню-притчу. Ответы детей на вопросы учителя. Определение темы и целей урока.

Вспоминают пословицы, работают с иллюстрацией.

Организует формулировании темы урока учащимися.

Послушайте песню-притчу «Окно» Светланы Копыловой, исполнительницу авторской песни, только очень внимательно и подумайте, кто нарушил Заповеди и какие? К чему это привело? Как можно назвать поступок больного, который был слепой? Народ сложил много пословиц о добрых поступках. Кто знает такие пословицы?

Посмотрите на этого несчастного бездомного котенка. Какие чувства он вызывает в вашей душе? Мы чувствуем в сердце жалость к этому котенку, желание взять его домой, накормить, защитить. Наше сердце хочет оказать милость этому котенку.

Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком. Какое же это качество?

(Милосердие)

Уметь определять тему урока. Уметь понимать основную мысль песни-притчи.

Уметь работать с иллюттрацией.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Уметь определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя.

Систематизировать материал по теме урока.

4.Исследовательская работа.

Работа с толковым словарем, сравнение двух понятий, уметь отвечать на вопросы учителя .

Организует работу в группах. Организует работу по формированию умения делать выводы.

Милосердие и сострадание… Чем близки эти слова? Чем отличаются? Где мы можем узнать точное значение этих слов? Я предлагаю разделиться на 2 группы и поработать со словарями С. И. Ожегова и В.И. Даля.

Первая группа работает со значением слова милосердие, 2 – сострадание. Зачитайте значения слов. (Милосердие-готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь, из сострадания, человеколюбия.

Сострадание-сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека). Одно из самых красивых слов на свете- милосердие. Вслушайтесь в это слово. Попробуйте выделить корни. Слово милосердие говорит о сердце, которое милует, любит, жалеет. Какие же душевные качества присущи милосердному человеку? (доброта, стремление помочь другому человеку).

Попробуйте выделить корень в слове –Сочувствие. Как вы понимаете значение данного слова. Какие качества присущи человеку, умеющему сострадать. (сочувствие, сопереживание).


Знать что такое милосердие и сострадание. Уметь работать в группе. Уметь работать с информацией.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов.


5. Физкультминутка

Выполнение упражнений.


По тропинкам доброты вместе мы шагаем, И при добрые дела никогда не забываем.

Мы в ладоши хлопаем 1,2,3 .Наши добрые дела посмотри.

Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка


6.Изучение нового материала.

Чтение отрывка из сказки

Организовать чтение

Послушаем отрывок из сказки Валентина Катаева «Цветик –Семицветик».

Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

- Витя. А тебя как?

- Женя. Давай играть в салки?

- Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

А теперь подумайте, каждый ли человек нуждается в милосердии? Можно ли прожить жизнь ни разу не обратившись за помощью? Нет милосердие так или иначе сопровождает человека всю жизнь. А есть люди, которые избрали милосердие основным делом своей жизни. Многие сестры милосердия в обычной жизни были богатыми и знатными дамами, которые умели любить и проявлять милосердие к своему ближнему. Красавица баронесса Юлия Вревская умерла от тифа, которым заразилась ухаживая за больными солдатами.

Во время 1 мировой войны императрица Александра Федоровна и 4 великие княжны стали сестрами милосердия, а зимний дворец превратился в госпиталь.

И в наше время есть люди, которые рискуя своей жизнью спасли других. Трагедия разыгралась в одном из домов села Призрачного Прохоровского района Белгородчины в начале февраля. Чернова Юля осталась дома за старшую, чтобы приглядывать за младшими детьми. Но внезапно случился пожар, который стал быстро охватывать дом. Братишки и сестрёнки Юли, испугавшись, спрятались под кровати и шкафы — верная смерть! В это время старшая 10-летняя Юля пыталась потушить огонь водой, но пламя перегородило выход из дома. Решение было принято быстро — Юля кулаком разбила оконное стекло и успела не только вытолкнуть из огня всех пятерых детей, но и выбросить на снег одеяло и несколько тёплых вещей. Когда девочка увидела, что к ней на помощь бежит сосед, она потеряла сознание. К счастью, взрослые успели спасти и саму Юлю.

Адоньев Ярослав из города Стерлитамак ждал своих друзей во дворе. Ярослав заметил, что кто-то бросает листочки из окна второго этажа. Подойдя ближе, он увидел — на подоконнике покачиваясь стояла годовалая девочка. Моментально сориентировавшись, школьник побежал к дому, в самый последний момент смог поймать малышку на руки! Ради этого ему пришлось упасть на колени и разодрать локти — главное, что спасённая отделалась лишь лёгким испугом. Ярослав с ребёнком на руках побежал к маме своего друга, которая вызвала полицию и врачей. Выяснилось, что в квартире девочка осталась с трёхлетним братиком. Только оказавшись дома, Ярослав осознал, какой трагедии удалось избежать благодаря его поступку.

Давайте прочитаем об одной из них на с. 45 вашего учебника. Это святая Иулиания. (Ответы на попросы после чтения)

Уметь работать с текстом, уметь составлять устный рассказ.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме,

7.Рефлексия

Работа в парах, просмотр мультфильма.

Организует работу в парах.

Давайте попробуем разобраться в жизненных ситуациях.

К1.Человек рождается милосердным или становится им?

К2.Легко ли стать милосердным?

К3. Как научиться милосердию

Вывод: Чтобы воспитать милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е. поставить себя на место другого человека. Только тогда можно понять, как тяжело нуждающемуся человеку. Милосердие требует приложения труда, хлопот, нередко ограничение своих желаний.

А сейчас посмотрим мультфильм притчу о добром самарянине. Слушайте внимательно и всмотритесь в поступки действующих лиц и вместе с ними поучимся быть милосердными.

-Что прохожие говорили своей совести, видя человека попавшего в беду?

-Кем был добрый самарянин?

-Почему замер раненый человек?

-Кого называют ближним?

-Чему учит притча?

Уметь составлять устный рассказ, умение работать в паре.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме,

8. Подведение итога урока.

Работа с листочками дерева доброты

Организует работу.

Ребята перед вами дерево доброты.

Оно без листьев, сухое. Давайте оживим его.

Возьмите по листочку и напишите на нем какое доброе дело вы могли сделать уже сегодня.(дети пишут и прикрепляют). Молодцы! Посмотрите сколько добрых дел мы запланировали. Вот и подошел к концу наш урок. Ребята, Чему мы научились сегодня на уроке? Поднимите руки кому урок понравился?

Срасибо за урок!


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!