СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Отклоняющееся поведение" 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Отклоняющееся поведение" 8 класс»

Конспект урока по обществознанию 8 класс

Тема: Отклоняющееся поведение (Девиантное поведение) §16

Цель: создать условия для формирования представлений о понятиях «социальные нормы » и «отклоняющееся поведение»

Задачи:

  • Личностные:

- развитие морально-нравственных качеств личности, активной гражданской позиции;

- осознание своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями

  • Метапредметные:

- развитие умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- развитие овладения различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

- развития у учащихся следующих УУД: умение обобщать, анализировать, приводить примеры, делать выводы

  • Предметные:

- ввести и сформулировать новые понятия (например, девиантное поведение, делинквентность и др.)

Тип урока: изучение нового материала

Метод: проблемное изложение в обучении

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: мультимедиапроектор, слайдовая презентация, учебник 8 класс Боголюбов, листы с заданиями





Конспект урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап

1-2 мин.

Приветствую учащихся. Проверяю готовность к уроку.

Приветствуют учителя

  1. Актуализация знаний

5-7 мин.

Слайд 1

Ребята, эпиграфом к нашему занятию служат слова В.И.Ленина: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Правда автор данного высказывания ставил в конце точку, а я поставила вопросительный знак.

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя?

Давайте в конце урока вернемся к этому вопросу и постараемся на него ответить.


Ребята, вы знаете, что в обществе действуют общепринятые нормы, регулирующие поведение людей в той или иной ситуации.

Давайте вспомним, какие виды социальных норм существуют.

Слайд 2

А теперь постараемся определить, какими социальными нормами регулируются следующие ситуации:

- Семья украшает елку на Новый год

- Бизнесмен платит налоги государству

- Женщина, заходя в православный храм, надевает на голову платок

- Выходя из машины, мужчина подает руку даме

- При заключении брака жених и невеста обмениваются кольцами

Ребята, а всегда ли соблюдаются эти нормы? Или же есть ситуации, когда приходится отступить от существующих норм?

Конечно! В жизни очень часто происходят ситуации, при которых поведение людей не согласуется с нормами, оно отклоняется от них. Как вы думаете, ребята, как называется такое поведение?

Правильно! Молодцы!

Поставьте число и запишите тему нашего урока.

Сформулируйте задачи, которые мы должны поставить на урок.

Итак, ключевое понятие нашего урока – отклоняющееся поведение. Сформулируем еще раз определение к этому термину.

Проверим по словарю, правильно ли вы сформулировали. Откройте стр.250 вашего учебника. Зачитаем.

Ребята, другое название отклоняющегося поведения – девиантное. Занесем новое понятие в тетрадь.

Слайд 3, 4

А теперь рассмотрим несколько примеров девиантного поведения.

Слайд 5

  • Древнегреческий философ – Диоген. Как известно жил в пифосе – большой глиняной бочке. Он насмехался над существовавшими в то время социальными нормами. Например, он принимал пищу на площади при людях, что считалось в Афинах крайне неприлично.

Слайд 6

  • Итальянский художник, ученый, изобретатель Леонардо да Винчи – так же игнорировал многие общественные нормы своего времени: не ел мясо, спал около 2 часов в сутки, писал левой рукой. Его нередко видели стоящим возле виселицы с блокнотом в руке, куда он тщательно зарисовывал фигуру покойного, не упуская ни одной детали в лице и позе.

Слайд 7

  • Перешел улицу на красный свет

Слайд 8

  • Развел костер в неположенном месте

Ребята, просмотрев данные примеры отклоняющегося поведения, сделайте вывод: на какие 2 вида обществоведы делят девиантное поведение?

Слайд 9

Правильно. Заносим схему в тетрадь.

Девиантное поведение


Позитивное (+) Негативное (-)

Задание: я читаю примеры, вы разбиваете их в 2 колонки, записываете.

Гениальность, скандал, спортивный рекорд, алкоголизм, героизм, коррупция. Проверяем. Молодцы!


Среди всего многообразия форм отклоняющегося поведения социологи выделяют отдельные группы. Что же это за группы? Вы расскажите, прочитав на стр.132 абзац № 3 и заполнив кластер

Слайд 10

Формы отклоняющегося поведения

  1. На уровне отдельной личности (Слайд 11)

  2. В малых социальных группах (Слайд 12)

  3. На уровне государства (Слайд 13)


Среди форм отклоняющегося поведения нередко выделяют те, которые нарушают правовые нормы, влекут за собой правовую ответственность.

Самые серьезные из них – это преступления. Крайняя форма девиантного поведения называется делинквентностью.

Слайд 15

Запишите этот термин.

Все - таки во многих случаях отклоняющееся поведение ведет к нежелательным последствиям, как для личности, так и для общества.

Есть и наиболее опасные формы. Что же это за формы? Вы расскажите, поработав в группах.

Работа в группах (Задание: вы должны определить вид отклоняющегося поведения, его причины. Все оформить в виде коллажа.) На работу отводится 7-10 минут.

1 группа – «Наркомания» (Слайд 16.17,18)

2 группа – «Курение» (Слайд 19)

3 группа – «Алкоголизм» (Слайд 20, 21, 22)


Далее идет выступление, защита коллажей (Слайд 23)


Слушают












Устно отвечают (религиозные, моральные, обычаи, традиции, правовые и т.д.)

Слушают

Устно отвечают


Традиции

Правовые

Религиозные


Этикет

Обычаи, традиции


Устно отвечают





Отклоняющееся



Записывают тему


Формулируют



Формулируют



Зачитывают



Записывают термин


Смотрят






Слушают











Устно отвечают: не приносит вред и приносит



Записывают схему в тетрадь



Записывают примеры








Читают, заполняют кластер


Смотрят





Слушают






Записывают


Слушают



Работают в группах









Защищают коллажи

  1. Закрепление

5-7 мин.

Ребята, мы познакомились с новыми понятиями сегодня, с какими?

Вернемся к нашему высказыванию, эпиграфу. Послушаем ваше мнение. (Слайд 24)

Устно отвечают

  1. Рефлексия

1-2 мин.

Ребята, у вас на столах лежат листы с лестницей успеха. Заполните эти листочки.

И я бы хотела закончить наш урок притчей. Послушайте.

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?

- Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.

Ребята, вы должны помнить: хорошие, а особенно плохие привычки имеют долгую память. Делайте из этого правильный вывод.

Выполняют задания


Слушают

  1. Д/З

1-2 мин.

§ 16, стр.136-138 прочитать, выписать причины девиантного поведения.

Записывают Д/З




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!