Слайд 1 Ребята, эпиграфом к нашему занятию служат слова В.И.Ленина: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Правда автор данного высказывания ставил в конце точку, а я поставила вопросительный знак. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя? Давайте в конце урока вернемся к этому вопросу и постараемся на него ответить. Ребята, вы знаете, что в обществе действуют общепринятые нормы, регулирующие поведение людей в той или иной ситуации. Давайте вспомним, какие виды социальных норм существуют. Слайд 2 А теперь постараемся определить, какими социальными нормами регулируются следующие ситуации: - Семья украшает елку на Новый год - Бизнесмен платит налоги государству - Женщина, заходя в православный храм, надевает на голову платок - Выходя из машины, мужчина подает руку даме - При заключении брака жених и невеста обмениваются кольцами Ребята, а всегда ли соблюдаются эти нормы? Или же есть ситуации, когда приходится отступить от существующих норм? Конечно! В жизни очень часто происходят ситуации, при которых поведение людей не согласуется с нормами, оно отклоняется от них. Как вы думаете, ребята, как называется такое поведение? Правильно! Молодцы! Поставьте число и запишите тему нашего урока. Сформулируйте задачи, которые мы должны поставить на урок. Итак, ключевое понятие нашего урока – отклоняющееся поведение. Сформулируем еще раз определение к этому термину. Проверим по словарю, правильно ли вы сформулировали. Откройте стр.250 вашего учебника. Зачитаем. Ребята, другое название отклоняющегося поведения – девиантное. Занесем новое понятие в тетрадь. Слайд 3, 4 А теперь рассмотрим несколько примеров девиантного поведения. Слайд 5 Древнегреческий философ – Диоген. Как известно жил в пифосе – большой глиняной бочке. Он насмехался над существовавшими в то время социальными нормами. Например, он принимал пищу на площади при людях, что считалось в Афинах крайне неприлично. Слайд 6 Итальянский художник, ученый, изобретатель Леонардо да Винчи – так же игнорировал многие общественные нормы своего времени: не ел мясо, спал около 2 часов в сутки, писал левой рукой. Его нередко видели стоящим возле виселицы с блокнотом в руке, куда он тщательно зарисовывал фигуру покойного, не упуская ни одной детали в лице и позе. Слайд 7 Слайд 8 Ребята, просмотрев данные примеры отклоняющегося поведения, сделайте вывод: на какие 2 вида обществоведы делят девиантное поведение? Слайд 9 Правильно. Заносим схему в тетрадь. Девиантное поведение Позитивное (+) Негативное (-) Задание: я читаю примеры, вы разбиваете их в 2 колонки, записываете. Гениальность, скандал, спортивный рекорд, алкоголизм, героизм, коррупция. Проверяем. Молодцы! Среди всего многообразия форм отклоняющегося поведения социологи выделяют отдельные группы. Что же это за группы? Вы расскажите, прочитав на стр.132 абзац № 3 и заполнив кластер Слайд 10 Формы отклоняющегося поведения На уровне отдельной личности (Слайд 11) В малых социальных группах (Слайд 12) На уровне государства (Слайд 13) Среди форм отклоняющегося поведения нередко выделяют те, которые нарушают правовые нормы, влекут за собой правовую ответственность. Самые серьезные из них – это преступления. Крайняя форма девиантного поведения называется делинквентностью. Слайд 15 Запишите этот термин. Все - таки во многих случаях отклоняющееся поведение ведет к нежелательным последствиям, как для личности, так и для общества. Есть и наиболее опасные формы. Что же это за формы? Вы расскажите, поработав в группах. Работа в группах (Задание: вы должны определить вид отклоняющегося поведения, его причины. Все оформить в виде коллажа.) На работу отводится 7-10 минут. 1 группа – «Наркомания» (Слайд 16.17,18) 2 группа – «Курение» (Слайд 19) 3 группа – «Алкоголизм» (Слайд 20, 21, 22) Далее идет выступление, защита коллажей (Слайд 23) |